Россия накануне петровских реформ

На протяжении XVII в. в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства замет­но расширилась. Потерянные еще в начале XVII в. в ре­зультате интервенции и захвата территории были почти полностью возвращены, за исключением прибалтийских и карельских земель, остававшихся под властью Швеции. В состав России вошли Левобережная Украина с Киевом и область Запорожья, шло продвижение в Сибирь, где рос­сияне достигли берега Тихого океана. В целом в XVII в. пределы России подошли вплотную к Крымскому ханству, Северному Кавказу и Казахстану. К конце XVII в. в России насчитывалось более 10,5 млн. человек. За счет движения на север, где не было помещичьего землевладения и суще­ствовали "черные" волостные крестьянские "миры", проис­ходил рост населения в Приморье и по бассейнам северных рек. По берегу реки Дон еще в XVI в. появились поселения ушедших из центра вольных людей - казаков.

Российское казачество имеет богатую и интересную историю, которая отражена во многих дореволюционных и современных публикациях. (Интересующиеся историей ка­зачества могут ознакомиться с этой литературой и подроб­но ее изучить.)

Что касается ранних шагов зарождения казачества, то оно связано с периодом образования русского централизо­ванного государства. Как отмечалось выше, поселения ка­заков появились на Дону еще в XVI в. Необходимость постоянной борьбы с внешними врагами предопределила создание у казаков прочной военной организации, постро­енной по тем временам на демократической основе. Казаки сами решали свои внутренние дела, в том числе судебные и внешние, включая и вопросы войны и мира. Все вопросы обсуждались на общем сходе - круге, здесь же выбира­лись и казачьи атаманы. В то же время внутри самого каза­чества происходило расслоение на "домовитых" (богатых) и "голытьбу" (бедных).

Российское правительство старалось вовлечь казаков в сферу своего влияния, оказывая им помощь хлебом, день­гами, оружием, одновременно возлагая на них и определен­ные функции по обороне южных границ государства.

Сходным по происхождению и организации, хотя и со значительными отличиями, было запорожское казачество на Украине, которое привлекалось в те годы польским пра­вительством для охраны южных границ Речи Посполитой.

XVII век в истории России ознаменовался дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значитель­ным укреплением феодальной земельной собственности. Новая феодальная знать сосредоточивала в своих руках огромные вотчинные богатства. К примеру, только один бо­ярин Б.И. Морозов имел в этот период более 300 сел и дере­вень в 67 уездах России.

В начале XVII в. в результате массовой раздачи прави­тельством России земли увеличилось землевладение дво­рян. Особенно значительно увеличились дворянские земли при правлении первых Романовых, причем главным обра­зом за счет крестьянских общин.

Итак, Россия в XVII в. была феодальной страной, в ко­торой господствовала феодальная собственность на землю, являвшаяся основой общественного строя.

Господствующим классом в XVII в. были феодальные зем­левладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в этот период начал приобретать сословную зам­кнутость. К другому классу феодального общества относилось крестьянство, которое к этому времени постепенно начинало изживать прежнее деление на многочисленные категории.

В XVII в. в России происходит укрепление феодально-крепостнического строя, по существу оформляется общего­сударственная система крепостного права.

Соборное Уложение 1649 г., оформившее систему кре­постной зависимости и завершившее развитие крепостни­ческого законодательства Российского государства, закре­пило частновладельческих крестьян за помещиками, боя­рами, монастырями, усилило на местах зависимость крес­тьян от феодалов и от государства. По этому же Соборному Уложению устанавливались наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуще­ством крепостного крестьянина. Предоставив широкие кре­постнические права землевладельцам, царское правитель­ство в то же время возложило на них ответственность за выполнение принадлежавшими им крестьянами государст­венных повинностей. Создавая государственную систему кре­постного права, правительство стремилось мобилизовать народные силы для усиления государства, подъема его эко­номики, укрепления военных сил и решения других внут­ренних и внешних задач.

В этих условиях особое значение приобретает разви­тие торговли в самом широком смысле этого слова. В Рос­сии образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва с ее громадным торгом, с более чем 120 специализированными рядами. Руководите­лями и хозяевами этого процесса были купцы. Но развитие купечества в России сильно тормозилось из-за отсутствия выхода к морям, засилия в стране иностранного капитала: английский, французский, голландский торговый капитал в эти годы стремился захватить внутренние рынки России. Вывоз товаров из России и ввоз в нее были сосредоточены вначале в руках англичан, а затем голландцев.

В создавшихся условиях русское купечество требовало от правительства защиты от произвола со стороны иностран­ных купцов. И только в конце 1667 г. российским прави­тельством был принят новый торговый устав, в соответствии с которым иностранным купцам запрещалось вести рознич­ную торговлю в пределах Российского государства.

Рост товарного производства в XVII в. привел к рез­кому росту городов. Достаточно отметить, что в этот пери­од в России насчитывалось более 225 городов (без Украины и Сибири). Резко возросла численность городского населе­ния: только в Москве проживало в эти годы более 200 тыс. человек.

Усиление самодержавия во многом было узаконено Со­борным Уложением 1649 г. и нашло выражение в структуре высшего центрального и местного государственного аппара­та России в XVII в.

Между тем в эти же годы в стране то и дело вспыхива­ли восстания, в частности достаточно мощное Московское восстание 1662 г. Наиболее же крупным выступлением было восстание Степана Разина, который в 1667 г. повел крес­тьян на Волгу. Историками и писателями в разное время опубликовано большое количество работ, посвященных этому восстанию и личности самого Степана Разина. Хотя этот сюжет отечественной истории очень интересен, мы вынуж­дены ограничиться кратким его изложением.

Силы в начавшемся восстании были неравными. В мае 1667 г. Разин во главе отряда в тысячу человек отправился на Волгу, оттуда двинулся к западными берегам Каспий­ского моря, где совершал набеги на владения иранского шаха.

В августе же 1669 г. Разин с казаками высадился в Астрахани. Несколько позже, 4 сентября 1669 г., он отпра­вился на Дон, где занялся подготовкой нового похода. Вы­ступление Разина к 1690 г. вылилось в крестьянскую войну, в которой наряду с казаками, русскими крестьянами участ­вовали народы Поволжья: мордва, татары, чуваши и др.

С захватом Астрахани Разин создал себе условия для продвижения на север. И все же восстание потерпело пора­жение. Среди многих причин поражения восстания отме­тим прежде всего невысокий уровень военной организации, разобщенность сил восставших, разнохарактерность целей и требований различных социальных и национальных сло­ев участников вооруженной борьбы. С жестокостью цар­ское правительство расправилось с восставшими. Трагичес­кой оказалось судьба и самого Разина: в июне 1671 г. он был казнен в Москве на Красной площади.

После крестьянской войны в России был осуществлен ряд важных государственных мероприятий, в числе которых переход к системе подворного обложения, преобразования в армии и др. В результате длительного процесса государст­венной централизации, занявшего большой промежуток в истории России, страна достигла в XVII в. такой стадии раз­вития, которая дала возможность перехода к абсолютизму.

В последней четверти XVII в. в политическом строе Рос­сии отчетливо проявляются тенденции оформления абсолю­тизма. Неограниченная власть самодержавия была узаконена Соборным Уложением 1649 г. Этим же Уложением была за­креплена победа самодержавия над церковью, которая до этого претендовала на самостоятельную политическую роль. Кре­постнические отношения по-прежнему господствуют во всех сферах общественно-политической и экономической жизни общества. Вместе с тем те изменения, которые происходили во всех областях жизни страны, переросли в первой четверти XVIII в. в новую качественную форму. Со второй половины XVII в. политический строй страны эволюционировал к абсо­лютизму, что выражалось в падении роли институтов, харак­терных для сословно-представительной монархии. Абсолютизм в России формировался на базе безраздельного господства феодально-крепостнической системы. Самодержавию прихо­дилось лавировать между группировками господствующего класса. В годы обострения социальных противоречий между антагонистическими классами феодального общества все про­слойки господствующего класса сплачивались вокруг царя, что способствовало укреплению самодержавия и централизации управления. В этом же направлении осуществлялась и внеш­няя политика правительства.

Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула; в отмирании такого атрибута сословно-представи­тельной монархии, как земские соборы; в эволюции при­казной системы, а также состава Боярской думы; в расширении участия различных слоев населения в госу­дарственном аппарате, наконец, в победном исходе для цар­ской власти ее соперничества с властью церковной.

Наиболее ярким свидетельством усиления самодержа­вия было падение значения Земских соборов. Земский со­бор 1653 г., принявший постановление о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором, собирав­шимся в полном составе.

Окрепшее самодержавие более не нуждалось в поддерж­ке сословно-представительного органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями - приказами, а также Боярской думой. Число приказов на протяжении столетия оставалось почти неизменным: 25 в 1626 г. и 26 в конце века.

Изменения организации местного управления также отражали тенденцию к централизации и падению выборного начала. Власть в уездах (а их в стране в середине столе­тия насчитывалось свыше 250) сосредоточилась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выбор­ных органов.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютиз­му создавала церковь, которая по-прежнему претендовала на большую власть.

Действия патриарха Никона во многом шли вразрез с формировавшимся абсолютизмом. Светской власти понадо­билось 8 лет, чтобы оформить низложение Никона. Церков­ный собор 1666 г. вынес решение, угодное царю: патриарх Никон был сослан простым монахом в монастырь.

Несмотря на обострение социально-политических, эко­номических отношений в стране рубеж XVII-XVIII вв. явился переломным периодом в истории феодальной России.