Современники первобытных людей

Антрополог Надин Пикок, изучавший пигмеев Эфе в заирском лесу Итуру, нашел, что они, как и тысячи лет назад, живут небольшими подвижными группами, занимающимися собирательством. Однажды известный американский антрополог Джорж Мэрдок назвал современных охотников и собирателей «нашими примитивными современниками». Но так ли это на самом деле? Можем ли мы по современным племенам достоверно судить о том, как жили на самом деле люди сотни тысяч лет назад? Разве не наложило на них отпечаток жизнь в современном обществе?

Упомянутые выше пигмеи живут на территории современного государства Заир и тесно связаны с внешним миром. Долгое время они вели торговлю со своими соседями, меняли лесные продукты (мед и мясо) на сельскохозяйственные культуры (бананы, маниока). На протяжении долгого времени они подвергались влиянию языка европейцев. И в других уголках планеты примитивные собиратели ведут сегодня торговлю с производителями продуктов, и большинство полагаются на правительство и миссионеров.

Бушмены из племени Сан, обитающих в пустыне Калахари, стали героями всемирно известного фильма «Наверное боги сошли с ума». Он повествует о том, как на бушменов с пролетающего самолета упала бутылка «Кока-колы». Жители пустыни, никогда не видавшие европейцев и не сталкивавшиеся с их техническими достижениями, решили, что бутылка упала с неба. Но зачем? Они пытаются приспособить ее для хозяйственных нужд и детских забав. Но вскоре оказывается, что бутылка - предмет раздора: каждый хочет завладеть диковинкой. Тогда старейшина отправляется в дальний путь для того, чтобы найти тех, кто послал им этот дар и вернуть его. Путешествую по современному миру, он встречается с самыми разными людьми. И всех, с кем он сталкивается, поражает его непосредственность и совершенно необычная для европейцев логика мышления.

До сих пор во многих уголках земного шара сохранились живые реликвии - племена, живущие охотой и собирательством. Их можно встретить на Мадагаскаре, в южной Азии, Малайзии, на Филиппинах и других островах побережья Индийского океана. Одним из самых известных случаев являются аборигены Австралии. Это коренные австралийцы, населяющие свой континент уже более 40000 лет. Они до сих пор не перешли к земледелию и скотоводству. В западном полушарии тоже есть собиратели. Эскимосы Аляски и Канады - это древние охотники. Совсем недавно, правда, они начали пользоваться винтовками и пересели на снегоходы. Коренное население Калифорнии, Орегона, Вашингтона и Колумбии США занимается собирательством, так же как индейцы на Великих Озерах (Канада). Для многих коренных американцев рыболовство, охота и собирательство остаются важными источниками существования (иногда коммерческими). На травянистых равнинах Аргентины, южной Бразилии, Уругвая и Парагвая также обитают древние охотники-собиратели.

Всех их делят на две группы:

* коренные на­роды,

* народы, ведущие племенной образ жизни.

В мире существует около пяти тысяч таких групп общей численностью около 300 млн человек. Помимо того что они при­надлежат к наименее развитой, эко­номически и политически, части населения планеты, эти народы про­живают, как правило, в экологиче­ски незащищенных, но богатых природными ресурсами регионах. По этой причине они часто оказываются в центре многочисленных конфликтов.

Ради разви­тия энергетики или с целью высвободить земли под пастби­ща путем выжигания или вырубки тропических лесов коренные народы изгонялись из родных мест на неплодородные земли или переселялись в крупные города. Их положение, и без того бедственное, еще более ухудшалось. Вместе с тем контакты с более крупной цивилизацией часто изменяют их поведение и потреби­тельские запросы таким образом, что они становятся сторонниками, зача­стую активными, эксплуатации при­родных ресурсов и получения дохо­дов от этого.

В 1989 году Международ­ная конференция труда одобрила Конвенцию 169. Она призвана за­крепить права коренного населения в международном законодательстве. В ней за­трагиваются такие проблемы, как право на природные ресурсы и их использова­ние, процедуры переселения и компен­сации, передача прав на землю, наказание за незаконное вторжение на земли коренных народов и племен, за­щита их прав при реализации сельско­хозяйственных программ. В конце 90-х годов Конвенцию подписало большинство стран, на территории которых находятся коренные народы и народы, сохранившие племенной образ жизни.

Врезка

Л.Круглов

Новые амазонки

Автор этого материала - журналист Леонид Круглов, руководитель программы «Исчезающая планета». Во время экспедиции в Папуа-Новая Гвинея группой Круглова был собран уникальный этнографический материал и найдено племя лесных женщин - воинов-амазонок.

…Амазонки более дикие и агрессивные, чем речные крокодилы. Быть такими их вынуждают обстоятельства. Им приходится прятаться не только от всего нового и непонятного, что несет цивилизация, но и то таких же диких, как они, «нормальных» племен, где есть мужчины. Женщины в этих местах - величайшее богатство и ценность, из-за них идут постоянные войны между племенами, и захватить амазонок силой при возможности не откажется ни один уважающий себя мужчина. Амазонки стали суперосторожными, великолепно владеют мужским оружием - луками и копьями. Они бдительно охраняют свою территорию и безжалостны к любому пришельцу. Их дома спрятаны в самых глухих и труднодоступных уголках джунглей. Об этих лесных женщинах говорят, что у них так сильно развит слух и все другие органы чувств, что они знают о приближении врага за многие километры.

Когда-то очень давно они жили гораздо ниже по реке. Очень часто совсем близко от деревень с мужчинами. Почему же эти женщины решили жить обособленно? И почему добровольно согласились взять на себя все тяжелые мужские обязанности - охота, война?.. Ответ на этот вопрос мы получили после того, как пожили в нескольких «нормальных» племенах. С женщинами там обращаются хуже, чем с домашними животными, они имеют вид узниц, обреченных на пожизненное заключение. Их держат под постоянным неусыпным надзором, дерутся из-за них, часто даже внутри племени. На них смотрят только как на единственное развлечение и как на рабочую силу.

Скорее всего много лет назад какая-то первая небольшая кучка женщин просто сбежала и обосновалась где-то в глухом уголке. Уникальная женская община начала развиваться, обретать свои традиции и обычаи.

Агрессивность мужчин, их частые нападения и попытки захватить себе наложниц заставляли уходить все выше по реке и глубже в лес. Известны истории из тех мест, откуда теперь ушли племена амазонок. Захваченная женщина рожала ребенка для своего нового мужа и затем воспитывала его в ненависти к отцу, принуждая убить его, когда вырастет. Был случай, когда выросшая девочка в 12 лет убила своего отца и затем ушла в джунгли, забрав как пропуск ожерелье матери. Специальное ожерелье, которое носят только лесные женщины.

Но совсем спрятаться и не показываться никому в мире они не могут. Им нужны мужчины для продолжения рода. Поэтому раз в году, когда цветет пальма саго, часть племени отправляется в долгий поход к ближайшим племенам, где живут мужчины. Они незаметно подходят к деревне, используя все свои лесные навыки, и несколько дней присматриваются из кустов. Затем амазонки оставляют возле домов избранников небольшие букеты из лесных цветов - знак, говорящий о том, что «мы здесь».

В страхе находятся обе стороны. Женщины боятся нападения, поэтому никогда не расстаются с оружием, а мужчин пугает агрессивность совершенно диких, как лесные звери, женщин. Молодые женщины, которые вообще никогда не видели мужчин, могут не совладать с собой и ткнуть в избранника копьем, если он будет слишком быстро приближаться к ней. Поэтому подолгу, очень осторожно и медленно они принюхиваются и присматриваются друг к другу. После этого уходят на несколько дней в джунгли, где строят себе специальные шалаши и в них занимаются любовью, чтобы после этого, возможно, не увидеться уже больше никогда. Известен случай, когда мужчина ушел вместе со своей избранницей к ней в племя и ему было даровано право заниматься любовью со всеми женщинами деревни.

Плод любви - девочек - оставляют жить в племени, а мальчиков убивают, принося в дар лесным зверям. Они оставляют их на специальных помостах в лесу.

Источник: МК. 1996. 22 марта.

Охота и собирательство продолжалось сотни тысяч лет. Совсем недавно, по историческим меркам, человечество перешло к следующей стадии огородничеству. Историки точно не знают, как давно это произошло. Зато им точно известно, когда на смену огородничеству пришла новая фаза развития - земледелие. Произошло это примерно 10-12 тыс. лет назад. Земледелие непосредственно выросло из огородничества - как его органичное продолжение. Разница между двумя укладами хозяйства невелика.

По имеющимся оценкам, ныне лишь 50 тыс. обита­телей нашей планеты живут собирательством и охотой. Люди, не знающие сельского хозяйства и добывающие пищу посредством собирательства, охоты и рыбной лов­ли, встречаются в самых отдаленных районах Земли: в пустынях Австралии, африканских джунглях, болотах Амазонки, в Арктике; они являются последними пред­ставителями первобытной культуры


[1] Восклицательный знак указывает на отличительный звук в их языке - щелчок.

[2] Информация на веб-сайте: http://www.unknownplanet.ru

[3] Рац М. О собирательстве: Заметки библиофила. М.: Новое литературное обозрение, 2002.