Учение о высших мирах

 Структура человеческого мира состоит из мира физического, астрального, ментального, «Сферы Буддхи», нирваны и еще более высоких миров, включая «жизнь высочайшего Бога» (См.: Безант А. Древняя мудрость. СПб., 1910. С. 93-94). Структура человеческого организма и структура человеческого мира суть аналоги. Физическое и эфирное тела столь тесно взаимосвязаны, что эфирные двойники не образуют особого мира, а как бы примыкают к физическим телам.

Астральные тела образуют астральную сферу, где обитают астраль­ные существа с весьма пластичными формами, прозрачными и высокоэнергетичными. Эти формы рождаются мыслью, и продолжительность их жизни зависит от силы, длительности и отчетливости мысли, которая их создает. Мыслеформы, или «искусственные элементали», имеют огромное влияние на земную жизнь лю­дей, выполняя те или иные функции в зависимости от желаний и направленности создавшей их мысли. Астральный мир населен «естественными элементалями» пяти отделов - эфира, огня, воздуха, воды и земли. Кроме них временными обитателями астрального мира явля­ются астральные тела животных. Его могут временно посещать также люди и существа более высокого порядка, выполняющие особые за­дачи, связанные с работой в астральном мире. Один из важнейших структурных компонентов астральной сферы носит в теософии на­звание «Камалока» (буквально «жилище желаний») и представляет со­бой чистилище, куда приходят умершие после утраты физических тел [238]для того, чтобы пройти процессы очищения и подготовиться к подлинной жизни души. Камалока представляет собой семислойную структуру, подобную кругам Дантова ада.

Ментальная сфера-это сфера сознания, разума, не стесненного физической материей, это истинная родина человека. Она состоят из «материи мысли», а вибрации мысли создают из ментальной материи мыслеформы, необычайно яркие и прекрасные, вечно меняющиеся, которые невозможно описать на человеческом языке. Ментальная сфера, подобно астральной, населена элементалями и множеством разумных существ, состоящих из светящейся материи и «элементальной эс­сенции» ментальной сферы. Это светозарные существа с обширными знаниями, великими силами и прекрасной внешней формой, вопло­щения «спокойной энергии» и неотразимой силы. Высокоразвитый че­ловек может во время сна, медитации или транса покинуть свое тело и действовать в высших мирах. Здесь нет пространственных и вре­менных преград. Общение между человеческими и нечеловеческими существами происходит совершенно свободно. В высших слоях мен­тальной сферы пребывают Эго (бессмертные «Я») учителей, посвящен­ных и их учеников.

Структурным компонентом ментальной сферы является Девакан -теософское название неба (буквально «страна богов», или «светящаяся страна»). Сюда приходят человеческие существа, сбросившие свои физические и астральные тела и прошедшие очищение в Камалоке. Здесь душа собирает жатву добра, посеянного на Земле. В Девакане - мире небесного блаженства и радости - все ценное, что было пережито в земной жизни, перерабатывается в умственные и нравственные качества и силы, которые человек понесет с собой в сле­дующее воплощение.

Антропософия

Антропософия (от греч. anthropos - человек и sophia - мудрость) - оккультно-философское учение о человеке как носителе скрытых высших сил и способностей, направленное на развитие органов сверхчувственного восприятия, а также мышления, чувства и воли с целью познания потусторонних миров и преобразования духовной и физиче­ской природы человека.

Основатель антропософии Р. Штайнер (1861 - 1925) первоначально выступал как теоретик и популяризатор теософии, подчеркèвая вместе с тем, что излагаемые им концепции есть результат его соб­ственных исследований. Однако уже в ранних работах он делает ак­цент на исследовании человеческого духа, стремится превратить теософию в экспериментальную науку, разрабатывает вопросы медитативной техники, педагогики, искусства и медицины. После[239] конфликта с Теософским обществом Р. Штайнер основывает в 1913 г «Всеобщее антропософское общество» с центром в швейцарском го­роде Дорнахе. Антропософское учение получило распространение в ряде стран Европы и США и оказало влияние на круги творческой интеллигенции. Основные труды Р. Штайнера: «Теософия», «Как достигнуть познания высших миров?», «Очерк Тайноведения», «Путь к самопознанию человека».

Учение о человеке

Во главу угла антропософской доктрины Р. Штайнер ставит учение о человеке, которого рассматривает как гражданина трех миров - физического, душевного и духовного. Человек - существо семичленное и имеет следующие части: 1) физическое тело; 2) эфирное тело или жизненное тело; 3) ощущающее душевное тело; 4) душа рассудочная; 5) исполненная ду­хом душа сознательная; 6) жизнедух; 7) духочеловек (Штайнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван. 1990. С. 42). В зависимости от точки отсчета эти части могут иметь другое название.

Тело подчиняется законам наследственности, душа - судьбе, созданной ею самой, - карме, а дух - закону перевоплощения, «закону повторяющихся земных жизней». Соотношение между духом, душой и телом таково: дух непреходящ; смерть и рождение, согласно законам физического мира, господствуют над телесностью; душевная жизнь, подчиненная судьбе, является посредником между ними в течение зем­ной жизни.

«Эфирный двойник» является «дубликатом» физического тела, в нем находятся психические центры, имеющие форму лотоса, его функция заключается в том, чтобы впитывать из космоса психическую энергию и передавать ее через вращающиеся чакры железам физиче­ского тела. По мере развития человечества у людей, кроме семи основ­ных чакр, начнут развиваться еще пять.

Астральное тело есть «организм души», в середине которого находится физическое тело человека, в этом теле видны все его стремления, желания, страсти и представления. Характер представлений тесно связан с развитием органов биопсихического поля - чакр.

Душевное существо человека отличается от его телесности, оно представляет собой самостоятельный внутренний мир, противопоставляет себя внешнему миру. Душа проявляет себя в ощущениях, чув­ствах и воле. В душевном мире выделяются следующие области: 1) пламени вожделений; 2) текучей возбудимости; 3) желаний; 4) радости и печали; 5) душевного света; 6) деятельной душевной силы; 7) ду­шевной жизни (Штайнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. С. 77). В мире души господствуют совсем иные законы, чем в мире физическом. Например, если в телесном пространстве для зрения существует закон перспективы, то в душевном пространстве все, близкое и дальнее, представляется видящему в тех расстояниях, которые соответствуют их внутренней природе. Основные силы, дей­ствующие в душевном мире, - симпатия и антипатия. Душа является [240]связующим членом между телом человека и его духом. Она принимает активное участие в жизни как физического тела, так и духа. В душе надо различать три члена: душу ощущающую, душу рассудочную и душу сознательную. Эти образования, «среди которых человеческое тело является как бы в облаке», называются человеческой аурой.

Еще более тонким и сложным образованием является дух человека. Душевное есть основа для духовного так же, как телесное - основа для душевного. Духовная оболочка есть особое структурное образо­вание, особая часть человеческого существа, она отделяет Духочеловека от единого духовного мира, делает его самостоятельным духовным существом. Внутри этой духооболочки живет Духочеловек. Духовное существо человека проявляет себя в мышлении.

Учение о сверхфизических ­мирах

Антропософия считает, что макро- и микрокосмос, мир и человек - аналоги. Структура мира идентична структуре человеческого тела и представляет собой совокупность взаимопроникающих миров: «стра­на пламени вожделений», области «текучей возбудимости», «пламени желаний», «радости и печали», «душевного света», «деятельной душев­ной силы» и «душевной жизни».

«Мир духа», или «страна духовы, еще более, чем «мир душ», отличен от физического. Он состоит из того вещества, из которого состоит человеческая мысль. Этот мир является местом обитания «живых мыслей или духо-существ». В этом мире находятся духовные прообразы всех вещей и существ, находящихся в физическом мире и в душевном мире.

Духовный мир также имеет семь областей, взаимопроникающих и пронизывающих друг друга. В них существуют различные роды прообразов, начиная от «прообразов физического мира» и кончая «зародышевыми зернами», готовыми принять разнообразнейшие формы мысле-существ. Когда эти зародышевые зерна вводятся в нижние области, они начинают проявляться в самых различных обликах. Идеи, с помощью которых человеческий дух выступает в физическом мире, суть лишь отражения, тени этих зародыше-мысле-существ духовного мира.

Цели и задачи земных воплощений вырабатываются не на Земле, а в стране духов, подобно тому как план дома создается не на строительной площадке, а в кабинете архитектора. Задача «жизнен­ного паломничества» человека заключается в том, чтобы быть вестником духовного мира, воплотить дух в телесном мире.

Теория познания

Р. Штайнер считал, что современная ему на­ука с помощью методов, разработанных для познания физического мира, не может перейти к познанию невидимых сверхфизических миров. Антропософия ставит задачу развития нового [241] способа познания, она начинает процесс познания там, где кончает его наука.

Человек, стремящийся к антропософскому познанию, должен развить силы, дающие возможность проникновения в сверхфизические области. Эти силы находятся в каждом из людей и лишь нуждаются в пробуждении и развитии. Путь к познанию высших миров лежит через получение посвящения. Одним из его условий является чувство благоговения, которое человек способен испытывать по отношению к высшим истинам или людям, обладающим этими истинами. Приобретенное человеком чувство благоговения вызывает существенные пере­мены в его ауре. Вместе с этими изменениями раскрываются способности познания сверхфизического. Другим условием получения посвящения является ориентация человека на внутреннюю духовную жизнь. Внешний мир во всех своих явлениях исполнен божественной славы, но божественное надо сперва пережить в своей душе, чтобы затем найти его в окружающем.

Если получение посвящения является первым этапом на пути познания сверхфизических миров, то вторым его этапом является «обладание пустым бодрствующим сознанием». Только «пустое» сознание открывает духовный мир, «который существует не на Земле, не в космическом пространстве, а вне времени и пространства и который при этом образует самую глубокую сущность нашего человеческого бытия» (Штайнер Р. Какую пользу может извлечь медицина из применения духовно-научного метода //Аум. 1990. № 1. С. 128-129).

Р. Штайнер полагает, что кроме высших форм познания человеку следует развивать общечеловеческие способности - мышление, чувст­ва и волю. И высшие, и обычные формы познания можно развить с помощью метода медитации - наиболее совершенного инструмента познания, с помощью которого человек может познать высшие сверхфизические миры, их существа и силы.

Агни Йога

Синкретические религиозно-философские воззрения развиты в Агни Йоге, Агни Йога, или Живая Этика, - это философско-этическое учение, направленное на раскрытие высших психических способностей человека с целью его внутреннего преображения и овладения космической энергией - Агни, стимулирования эволюции человека и челове­чества ко все более высоким формам космического бытия. Агни Йогой, или Йогой Космического Огня, учение называется потому, что ставит во главу угла овладение космической энергией. Живой Этикой - пото­му, что дает особые правила жизни и деятельности, цель которых - раскрытие внутренних способностей и сил организма.

Создательницей серии книг Живой Этики является Е. И. Рерих (Шапошникова) (1879 - 1955) - жена и соратница знаменитого рус[242]ского художника Н. К. Рериха (1874 - 1947). Живая Этика продол­жает традицию синтеза философии науки, религии, культур Востока и Запада, начатого теософией. Синтез понимался Е. И. Рерих как один из основных принципов учения: «Один принцип несомненен при определении Агни Йоги - это принцип синтеза. Зажечь огни без «синтеза чаши» невозможно» (Письма Елены Рерих. 1929-1938. Рига, 1940. Т. I. С. 31).

Тексты Агни Йоги, по утверждению их создателей, были даны тибетскими Махатмами, а авторы текстов явились лишь посредниками в передаче учений. Эти тексты, как повествует предание, были записа­ны методом «автоматического письма» в особом измененном состоянии сознания и, таким образом, имеют трансцендентальное, сверхчеловеческое происхождение.