Учение о первооснове всего сущего в философии Древней Греции. Милетская школа, Пифагор

Отличительной чертой первых школ античной философии яв­ляется ее космоцентризм, направленность на осмысление «кос­моса», «природы». Даже человек, с его сознанием и душой, рассматривался ими, как неотъемле­мая часть природы.

В развитии античной философии можно выделить следующие этапы: 1) становление древнегреческой философии- в центре внимания стояли проблемы космоса, приро­ды; 2) классическая греческая философия - учения Сократа, Платона и Аристотеля - главное внимание уделяется проблемам человека, его сущности и познавательнымвозможностям; 3) греко-римский, или эллинистический, этап, связанный с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни из греческих полисов в столицу фор­мировавшейся Римской империи.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анакси­мен) .Зародилась она в г. Милете. Милетцы стали родоначальниками на­туралистической фазы развития античной философии.

Фалес считал, что все сущее про­исходит из воды. Океан -река, окружающая Землю, а сама Земля подобно дереву плавает в воде. По Фалесу, вода является основой мира потому, что, как показывает наблюдение, все рождается из семени, а семя влажное. Фалес был монистом, т.е. принимал за основу всего сущего одно начало, не только в онтологии (учении о бытии), но и в гносеологии (учении о познании), хотя он и не подразделял вопросы онтологии и гносеологии. Его основное тре­бование в познании заключалось в том, что все знание надо сводить к одной-единственной основе - чувственной видимости.

Хотя Фалес и отличал душу от тела, он считал ее материаль­ной. Душа - движущее начало всех явлений природы. Все об­ладает душой, например, магнит обладает душой, так как он притягивает железо.

Известны высказывания Фалеса и в этике, например, «не кра­суйся наружностью, а будь прекрасен делами», «учи и учись лучшему». Ему также приписывают знаменитую фразу «познай самого себя».

Фалес был первым греческим математиком. Он доказал ряд теорем геометрии. Фалес предсказал солнечное затмение, а в историю философии вошел еще и как мыслитель, впервые сфор­мулировавший вопрос: «Что есть все?», то есть задумался над тем, из чего состоит мир, что является его первоосновой.

Анаксимандр расширил понятие начала всего су­щего до понятия первоначала («архе») - единая, первичная, вневременная, то есть беспредельная и бессмертная («не знает старости») субстанция, которая «объемлет все миры». Иначе го­воря, это неопределенная материя (апейрон) - вещественное начало, лишенное границ, то есть без всяких качественных ха­рактеристик и количественно бесконечное. Отсюда апейрон не только субстанциальное, но и генетическое начало, он - основа всего сущего. Таким образом, апейрон является источником, из которого все возникает. Апейрон «всем управляет», поэтому Анаксимандр назвал его «божественным».

Первосубстанция (апейрон) превращается в различные зем­ные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а те переходят друг в друга. Апейрон не только дает начало другим стихиям, но и ограничивает их, оставаясь как бы нейтральным в этой общемировой борьбе. Здесь присутствует наивная диалектика, представление о зако­номерности бытия, когда все в мире зарождается и движется по определенному порядку, то есть по законам времени. Все события в мире происходят в борьбе теплого и холодного, примером чего, по мнению Анаксимандра, является смена времен года.

Анаксимандр полагал, что природа, мир существуют объек­тивно, а не созданы кем-то. В процессе выпаривания солнцем влаги возникли живые существа. Живое зародилось из ила под воздействием солнечных лучей и пребывает в постоянной эволю­ции. Человек, как и животные, произошел от рыб.

Чтобы познать сущность, должен быть исследован чувственный мир.

Анакси­мен началом всего сущего считал воз­дух. Огонь - это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух ста­новится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и, наконец, камнем. Анаксимен все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отно­шению к богам.

Обобщая взгляды представителей Милетской школы, отме­тим, что мир объясняется, исходя из него самого, на основе материаль­ных начал. Милетцы были гилозоистами (любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами («Бог» и «природа» отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усмат­ривали, прежде всего физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Пифагорейская школа.(Пифагор, Филолай, Алкмеон).

Пифагор при­давал большое значение числу. Он явился основателем математики как научной дисцип­лины. Его философские взгляды в значительной мере обуслов­лены математическими представлениями. По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, так как числа имеют вневремен­ную природу, т.е. вечны. Они некая реальность, стоящая выше реальности вещей.

Отмеченные взгляды делают Пифагора фактически основате­лем рационалистической религии, согласно которой существует вечный мир, доступный интеллекту и недоступный чувствам.

Процесс познания мира, по Пифагору, есть процесс познания управляющих им чисел. Единица является основой всего ряда чисел. Он считал, что математические знания мы получаем, исходя из чистого мышления, минуя наблюдения, а ставя мысль выше чувств, подгонял чувственный мир к математическому идеалу.

В этическом учении пифагорейцы предлагали такой образ жизни, целью которого было освобождение души от тела посред­ством ее очищения. Самой высокой степенью очищения является «созерцательная жизнь», направленная на научные поиски исти­ны и блага. Путь познания есть высшее общение и ведет к со­единению души человека с Богом. Пифагор разработал учение о бессмертии души и посмертных переселениях душ, которые миг­рируют через различные тела как людей, так и животных.

Пифагореец Филолай, характеризуя истину и добродетель, говорил: «Когда-нибудь ложь умрет через число», так как без числа «нельзя было бы ни мыслить, ни знать».

Уделяли пифагорейцы внимание и праву, считая, что «весь образ жизни устроен таким образом, чтобы следовать Богу», так как высшая власть у богов и именно эта власть самая справедливая. Затем следует подчиняться пророкам (чудотворцам), правителям, родителям, старшим и, наконец, законам. «Нет зла большего, чем безвластие (анархия)».