Факторы в области отношений людей друг с другом

Социумные детерминанты действуют в сфере не только отношения людей к природе, но и их отношений друг к другу. Противоречивость общественного прогресса в этом аспекте связана с развитием отчужденных форм собственности, с эксплуатацией, с ограничивающим разделением труда, разделением на классы и иные группы (сословия, гильдии, касты и пр.), с властью государства и противостоянием государств, что вызывает социальные, политические, классовые, межсословные, межэтнические, межгрупповые, межличностные и прочие конфликты.

Во всей прошедшей доныне истории отношения в обществе складывались, функционировали и изменялись в основном стихийно, возможности управления ими, хотя и расширялись, все же оставались [42] ограниченными. Общественные отношения, вследствие того что совместная деятельность людей осуществляется стихийно, выступали не как их собственная объединенная сила, а как некая чуждая, вне их стоящая власть. Действие стихийных неконтролируемых и неуправляемых сил, господствующих над людьми, идущих вразрез с их ожиданиями, составляло существенную черту общественного процесса.

Основой религии в первобытном обществе была низкая степень развития производительных сил и соответственная ограниченность отношений людей рамками материального производства, а значит, ограниченность всех их отношений к природе и друг к другу. Естественно, родовая связанность подчиняла индивидов. При рабовладении, феодализме, капитализме, в «смешанных» обществах развитие подчинено законам движения отчужденных форм собственности. Рабовладельческий и феодальный строй предполагает внеэкономическое принуждение работника. Рабовладельческий основывался на непосредственных отношениях господства и подчинения. При феодализме личная зависимость обнаруживается как в отношениях материального производства, так и в других сферах жизни; зависимы все - крепостные и феодалы, вассалы и сюзерены, миряне и духовенство. Для социальных связей в эту эпоху характерны авторитарность и корпоративность. Капитализм воспроизводит отношения господства и подчинения в опосредованной форме. Юридически человек свободен, но подчинен экономическим регуляторам, законам движения капитала, который вносит свои «правила игры» в социальную, политическую и другие области. В «смешанных» обществах переплетаются родоплеменные, феодальные, капиталистические и иные отношения, внеэкономическое принуждение соединено с экономическим, традиционные структуры существуют наряду с новационными, рост степеней свободы сдерживается авторитарной, нередко военизированной системой управления и власти.

По мере все большего разделения труда работник формируется как частичный индивид, прикованный к какому-то виду деятельности, к полученному статусу. Тем самым увеличивается ограниченность людей, зависимость их от заданных обстоятельств жизнедеятельности, растет степень несвободы. С разделением труда на умственный и физический духовное производство и потребление в оптимальных формах закрепляются за немногими ценой тяжелого физического труда большинства людей. Развиваются противоположность города и деревни, разделение промышленной и сельскохозяйственной деятельности.

На всех этапах истории спутником человечества были войны. По некоторым подсчетам, за время существования нашей цивилизации произошло более 14 500 войн, в которых погибло более 3,5 млрд. человек. Во время второй мировой войны, когда военные действия велись на территории 40 государств, ее жертвами стали 50 - 55 млн., число [43]раненых - 34 - 35 млн., 20 - 25 млн. человек стали инвалидами. В период после 1945 г., который неверно называется «послевоенным», развязано более 100 войн. Сейчас не исчезла опасность ядерного апокалипсиса, гибели цивилизации, всего человечества.

В мире более 950 млн. людей не могут удовлетворить самые элементарные потребности. Каждый год от голода в мире погибает около 50 млн. человек. Опасности современного мира оборачиваются более серьезными и прямыми последствиями для женщин, чем для мужчин. Порнография углубляет мировой кризис, разрастается кризис демографический: снижение рождаемости (на Западе и Севере) и демографический взрыв (на Востоке и Юге).

Психологические факторы

Психологические факторы религии - это состояния, процессы, механизмы общественной, групповой и индивидуальной психологии, которые создают возможность, благоприятную психологическую почву для производства и усвоения религии. Эти факторы действуют на базе социумных в связи с гносеологическими. Различают общественно-психологические и индивидуально-психологические детерминанты. Различение это условно: хотя феномены общественной и групповой психологии сверхиндивидуальны, они не могут протекать иначе как в психологии индивидов.