Фараоны и их династии; краткая история Египта, завоеватели Египта: гиксы, эфиопы, персы, греки, римляне

.Начало истории этого загадочного народа теряется во мраке глубокой древности. Его происхождение малоизвестно. Принято считать, что этот народ пришёл на берега Нила из Азии и не принадлежит по своему происхождению к народам Африки, а составляет одну из ветвей кавказского племени, отличную, впрочем, не только от пеласгической, но и от собственно семитической расы. Язык Египта, сохранившейся в памятниках древности и в наречии нынешних коптов, не имея сходства с языком африканских Племен, во многом сроден с семитическими, а отчасти и с индоевропейскими языками. Вообще это племя смешанное. Государственная жизнь этого народа, по видимому, слагалась из постепенного объединения различных родов, рассеянных в долинах Нила, которые и после требовали какой-то независимости, вследствие чего государство разделилось «номы». Начало этой Государственной жизни относят за три с половиной тысячи лет до нашей эры. Сохранились известия о династиях царей, начиная с Менеса, первого собирателя земли. Известны и главные эпохи в исторической жизни этого народа. Известно, что сначала центром земли был Мёмфис в среднем Египте. 10-ю династиями царей оканчивается так называемая древняя египетская монархия вместе с веком самых древних и знаменитых пирамид. За две тысячи лет до нашей эры на Египет напали «люди без славы», по выражению египетского историка (Мането), пришедшие с востока и занявшие нижний Египет. Это так называемые гиксы, или гикосы, цари пастыри, немады из Аравви и Сирии, с примесью палестинских жителей. Владычество продолжавшееся около 5 столетии (430 л.), было свергнуто царями верхнего Египта, сохранявшими и при них свою самостоятельность. Нашествие гиксосов - не лишило самостоятельности верхний Египет, они заняли по преимуществу дельту Нила и средней Египет – Мемфис. По-видимому, они не были враждебны для египетской цивилизации и царствовали мирно, хотя у египтян и описываются жестокими врагами. Это был, по-видимому, более сильный наплыв семитов, которым и прежде был доступен Египет в низовьях Нила. За то и изгнание их было не полное. Оно состояло, как можно заключать по памятникам, в лишении власти и удалении на окраины Египта, жители которых всегда отличались и доныне отличаются своим видом от обитателей внутреннего Египта. Та часть Египта, с которой началось освобождение страны от ига и её возрождение, возвысился над нижним.

Военные силы Египта приходят в упадок и он входит в свои прежние границы, уступая могуществу ассирианъ, а около 750 года до нашей эры. Он сам снова подпадает нашествию врагов из Эфиопии. Но длившееся не долго. При втором из преемников Сабакона, занявшего египетский престол, династия эфиопских царей кончилась (около 695 г.), но Египет уже навсегда утратил свое прежнее могущество и начал постепенно клониться к упадку и потери самостоятельности. Один из додекархов, правивших Египтом, после эфиопского нашествия, при помощи чужестранцев, владел престолом Египта и перенёс столицу в нижнюю часть страны (Саис). Он старался, как и его преемники (Нехо), возобновить жизнь страны, но тщетно. На одного из его преемников восстал сам народ и предводитель восстания Амес (Амазис) занял престол, открыв доступ в Египет грекам и другим чужестранцам. Около 525 года, при его сыне, Египет подпал владычеству персов. С тех пор это государство стало целью завоеваний со стороны греков и римлян, как плодородная страна, которой Средиземное море несло продукты Европы, и в которой, на берегах Красного моря, собирались богатства Индии и Китая. После владычества греков. основавших Александрию, которая должна была, по мысли Александра Великого завоевателя, стать центром древнего мира, при Птолемее Египет снова на время ожил в своей духовной производительности и своем историческом значении, но только за тем, чтобы быть поглощённым Римом и навсегда потерять свою самостоятельность. Новые гиксосы владеют им ныне: потомки древних египтян рабы из рабов. От древнего Египта и его славы уцелели лишь бездушные памятники искусства с загадочными надписями на них. Жизнь народов, как и отдельного человека, имеет свой конец.

Трудно проследить и указать моменты в развитии египетского вероучения, по причине глубокой древности Египта. Что такое была религия Египта в начале, положительно неизвестно. Некоторые составные части её являются уже в историческое время, позднее, но нельзя с уверенностью сказать, теперь ли только возникли они, или в эту эпоху они только вышли наружу из мрака египетских храмов, и сделались известны. Эпоха нашествия иноплеменных народов и подчинения Египта чужеземцам, не могла, конечно, оставаться без всякого влияния на нравственный быт страны, а, следовательно, и на её религию. Этот консервативный народ сохранял всю свою религиозную самостоятельность и мало поддавался иноземному влиянию. Гиксосы, царствовавшее в Египте около пяти столетии, ввели в нижнем Египте свой культ богу, который на памятниках Египта называется Сет или Сутек, и которого после египтяне отождествляли с богом зла. Царь гиксосов Арері признавал этого бога главным и не почитал никаких других. Но это было только в нижнем Египте, в Аварисе, и едва ли касалось среднего и верхнего Египта, гиксосы были враждебны египетской религии только в начале своего вторжения в страну, а в последствии относились к ней мирно. Своего бога они включили в пантеон египетских богов и сами были под некоторым влиянием Египта, усвоив не только египетские нравы и имена, но и некоторые формы египетского культа. Среди их построек есть сфинксы. Еще меньше могло повлиять на религиозные верования Египта эфиопское нашествие, тем более, что Нубия в религиозном отношении издавна находилась под влиянием Египта. Страна Меров – едва ли не была колонией египетских жрецов. Известно, что жрецы Египта не противились нашествию Сабанона, чтобы увеличить свою власть и влияние на царей. Замечательная в этом отношении реформаторская попытка в религии, произведенная царём Аменофисом IV, который хотел очистить религию и ввести служение одному богу солнца с именем Атон (солнечный диск). Персидское владычество тоже оставило в неприкосновенности религию Египта. Камбиз, по словам Геродота, изумлялся религиозным верованиям египтян, глумился над их богами, но этим все и кончилось . В период греко-римскаго владычества необходимо предполагать взаимное влияние религиозных идей греческих и египетских, но и оно могло проявиться только в дальнейшем развитии и осмыслении того, что уже имело установившуюся и определившуюся форму и древних религиозных преданий не касалось. Выработаны были новые формы религиозных представлений, но не в противоречие с древним учением. Религиозные верования египтян, как и верования других народов, в своём развитии следовали процессу постепенного осложнения и отвлечения понятий. В процессе этого' развития религиозных понятий в Египте, есть особенность: верования здесь слагались из частных, местных культов, из более или менее однородных, но не всегда тождественных верований, принадлежавших «ному». Местные божества, сообразно с политическим значением известного округа, возвышались, становясь на первый план и заслоняя собою других богов.