Феодосий II (408-450гг)

РИМ

Почему преследовали христиан в начале:

· Официальная религиозная доктрина властей – На огромных пространствах империи нужно людям разрешить людям веровать в своих богов. Но! Это разрешение давалось в обмен на то, что народы будут почитать официальных римских богов, публичная демонстрация лояльности.

Хорошая идея, однако христиане не вписывались в эту идею: христиане выбирали религию, в отличие от остальных религий, в которых вера давалась по рождению. Эта была личная религия, которую в то время считали опасностью. Христианская религия была слишком непривычна для жителей империи.

· Так получалось, что автоматически христиане нарушали римские законы (прозелитизм – пропаганда своей религии): для того, чтобы христиане существовали (у них не было никакого этноса).

· Христиане массово отказывались от публичного участия в жертвоприношениях римским богам. Это было 1) нарушением римских законов и 2) этого не понимали жители империи.

· Христиане привносили в веру оттенок личной ответственности, личной совести

· Христиане собирались тайно, проводили определённые обряды (общие трапезы – трапезы любви – Агапе)

· Императоры придумали правило: если сосед доносил на соседа, то первому доставалось имущество второго.

Гонения – преследования христиан, проходили волнами, насчитывалось десять волн. Особенно жестокими были гонения в Риме,

Христиане не были против того, что:

· Их принимали за иудеев, а иудейство считалось разрешённой религией.

o Иудейство – также монотеистическая религия

o Тоже были из обрезанных

1) При императоре Нероне (54-68г). Пожар в Риме был объявлен делом рук христиан. Считается, что Нерон хотел построить себе роскошный дворец – Золотой дом, устроил пожар, чтобы освободить часть города под это строительство. Гонения приобрели художественный характер. У Нерона была вилла в Ватикане – пригороде Рима. В этом имении был цирк. В этом цирке он устраивал представления, где из христиан устраивались факелы – он считал это очень красивым и художественным. Если главному герою театрального представления надлежало умереть – христианин умирал по-настоящему. Это имение Нерона очень важно для истории города – возник Ватикан на этом месте.

2) Римские власти очень мало знали о христианской религии – поэтому применялись пытки. Была информация, что ничем плохим христиане не занимаются, но во время гонений были пытки. Появился термин «мартирос» - мученик, но тогда это обозначало «свидетель», за что их и почитали. Христиан почитали как свидетелей за веру.

3) Гонения императора Валериана.

Феномен катакомб Рима:

ü Катакомбы – это места захоронений.

ü Рим – самый большой город планеты той эпохи

ü Наибольших размеров достиг во II-IIIвв.

ü Было огромное количество людей ~ 700-800 тыс. людей

ü Нужно было хоронить людей

ü Кладбища обычно размещались вдоль дорог, хорошо известны властям

ü Похоронное дело всегда было очень важным, в римской античной культуре мёртвые почитались

ü Закон об осквернении могил – один из тягчайших законов

ü Христиане, которые придерживались римских законов, на кладбище были лучше защищены законами, т.к. мёртвые всегда почитаются больше, чем живые.

ü В Риме существовали коллегии – занимались организацией похорон. Христиане объединялись в эти разрешённые как бы коллегии и под предлогом обряда захоронения совершать свои обряды: после совершения захоронения они могли законно развивать свои формы почитания Бога.

ü Захоронения христиан – захоронения обычных людей, не только мучеников

ü Эти погребальные обряды – считают прообразом литургических обрядом

ü Катакомбы имели несколько ярусов. Рим стоит на туфе – сыпучий, рыхлый, но в то же время достаточно прочный материал. Поэтому катакомбы – очень развитый феномен римского пригорода.

Погребальные обычаи христиан – имели существенные последствия

§ Христиане не изобретали новых погребальных сооружений. Каждый этнос в сфере погребального обряда имели свои обычаи. В Риме было две системы захоронений:                  1) захоронение останков и 2) инсинерация – сожжение, собрание остатков в определённые ёмкости и расположение их в специальных коннунбариях – небольших помещениях в виде урн с прахом. Доказано, что второй способ в 5-6 раз экономит площадь. Христиане отказались от сожжения, потому что христиане верят в воскрешение во плоти. Мучители в период гонений старались нарушить этот принцип целостности останков. Власти не давали хоронить. Таким образом, это был сильным толчком в развитии катакомб.

§ Доктрина христианства – душа бессмертна. Церковь развивала эту идею.

§ Нужно было хоронить головой на Запад (т.к. человек вставал лицом к Востоку)

§ Христиане начали почитать мощи. Древний Мир придерживался принципа – нельзя вскрывать могилы, но христиане стали почитать останки. Это сформировалось в эпоху гонений, это формировало их доктрину. Они стали перемещать останки. В Риме этот обычай появился не сразу. Впервые появился на востоке империи. Первые случаи – формальные перемещения останков с целью почитания – на востоке. Святой Вавилан – умер своей смертью в тюрьме от старости, почитался как мученик, был перезахоронен в окрестностях Антиохии. Был построен крестовидный мортирий. Археолог хорошо раскопал могилу. Там оказалось два яруса – для Святого Вавилана и для Милетия

§ Трактат Блаженного Августина: живые почитают мёртвых исключительно для себя. Похоронить можно где угодно и никакой разницы в этом нет.

§ Но многим хотелось похоронить в определённом месте, с выполнением определённого обряда.

§ Так, епископа Милетия захоронили в церкви Святых Апостолов. Потом его отправили обратно в Антиохию. Таким образом, сами епископы своим поведением показывали, что не всё равно, где похоронен человек

§ Параллельно с этим формировался церковный обычай: на одном из соборов Vв утвердился обычай утверждать престол церкви на мощах. После этого начали расчленять тела – чтобы хватило на все церкви.

§ Возникала и торговля мощами, и фальсификация.

§ Доказано, что христиане, в отличие от иудеев, хоронили на общих кладбищах, но всё равно стремились отделиться.

§ Так, Амвросий Медиаланский завещал похоронить себя под престолом Церкви, а мощи Гервасия и Протасии деликатно были перенесены.

Таким образом, сложился уникальный обычай почитания мощей.

Адриан. Сделал империю огромной.

Константин I Великий (324-337г). Его эдикт прекращал гонения, был эдиктом о толерантности. Формально у христиан не было преимуществ

Юлиан Отступник (361-363гг.) – был предпоследний из династии Флавиев. Попытка реставрации язычества. Получил образование в Платоновской Академии – классическое античное образование. Он принадлежал к числу людей, которые искренне верили в систему языческих богов. Воспринял дух личного благочестия у христиан, хотел привнести это в язычество и реставрировать его. Чтобы разжечь огонь истинной веры сам поджигал жертву на жертвоприношении. Но он не смог повлечь за собой народ. Погиб в неудачном походе. Уже нельзя было вернуть религию.

Феодосий I(379-395). Разделил империю между своими сыновьями на части: Западную и Восточную. Сделал христианство обязательным, поэтому его почитают Великим.

Феодосий II (408-450гг).