Фёдор Бабенко. О человеческих жертвоприношениях славянского язычества

О человеческих жертвоприношениях у "славян языческих", писал такой гигант отечественной истории как Н.М. Карамзин (1766-1826):

"... обагряли свои требища кровию Христиан, выбранных по жребию из пленников или купленных у морских разбойников. Жрецы думали, что идол увеселяется Христианскою кровию, и к довершению ужаса пили ее, воображая, что она сообщает дух пророчества" (Н.М .Карамзин. История государства Российского. Том 1).

Одним из первых письменных упоминаний о ритуальных убийствах можно считать сообщение в так называемом «Стратегиконе», созданном, вероятно, по инициативе византийского императора Маврикия на рубеже шестого и седьмого веков. В нем, в частности, идет речь о славянских племенах склавов и антов:

«Жены их целомудренны сверх всякой человеческой природы, так что многие из них кончину своих мужей почитают собственной смертью и добровольно удушают себя, не считая жизнью существование во вдовстве».

Автор «Стратегикона» не говорит о том, что эти самоубийства носили ритуальный характер, но иного характера они в те времена носить и не могли; о них упоминают и другие авторы. Арабский географ Ибн Руста (Руст) писал в начале десятого века о том, как в «стране славян» проходит похоронный обряд:

«И если у покойника было три жены и одна из них утверждает, что она особенно любила его, то она приносит к его трупу два столба, их вбивают стоймя в землю, потом кладут третий столб поперек, привязывают посреди этой перекладины веревку, она становится на скамейку и конец (веревки) завязывает вокруг своей шей. После того как она так сделает, скамью убирают из-под нее, и она остается повисшей, пока не задохнется и не умрет, после чего ее бросают в огонь, где она и сгорает».

В середине десятого века, незадолго до крещения Руси, о человеческих жертвоприношениях у славян писал византийский хронист Лев Диакон. В те годы киевский князь Святослав, внук Рюрика и отец будущего крестителя Руси Владимира, был осажден византийцами в крепости Доро-стол, которую он сам незадолго до того отбил у болгар. После этого военное счастье отвернулось от русов, которых Лев Диакон называет скифами, согласно византийской привычке именовать так всех северных варваров. Впрочем, поскольку речь идет именно о воинах Святослава, то этой неточностью можно пренебречь и в остальном поверить знаменитому историку:

«Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя (Икмора, второго человека в войске после Святослава), они забросили щиты за спины и стали отступать к городу, а ромеи преследовали их и убивали. И вот, когда наступила ночь и засиял полный круг луны, скифы вышли на равнину и начали подбирать своих мертвецов. Они нагромоздили их перед стеной, разложили много костров и сожгли, заколов при этом по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин. Совершив эту кровавую жертву, они задушили несколько грудных младенцев и петухов, топя их в водах Истра».

Оба эти обряда - и жертвоприношение пленных, и жертвоприношение младенцев - отмечаются у славян и другими средневековыми авторами. Археологи подтверждают, что славяне приносили человеческие жертвы языческим богам, так, Б.А. Рыбаков в своей книге «Язычество древней Руси» пишет, что городище «Бабина гора» на берегу Днепра, существовавшее на рубеже эр и принадлежавшее, по его мнению, ранним славянам, было языческим святилищем, где приносились в жертву младенцы. Свидетельством тому исследователь считает детские черепа, захороненные неподалеку без инвентаря, которым было принято сопровождать обычные погребения. Он предполагает, что Бабину гору «можно представить себе как святилище женского божества вроде Макоши», где приносились в жертву дети.

Последней жертвой официального языческого культа на Руси стали Феодор Варяг и его сын Иоанн, впоследствии канонизированные Церковью как святые мученики. Летопись говорит об этом так:

«Пошел Владимир против ятвягов и захватил их землю. И пошел к Киеву, принося жертвы кумирам с людьми своими. И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, тех и зарежем в жертву богам“. Был тогда варяг один, и был двор его, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и втайне исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его, окаянный, и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: „На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам“. И сказал варяг: „Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны вручную из дерева секирою и ножом. Бог же один, которому служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и человека, и звезды, и солнце, и луну, и создал жизнь на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам“. Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: „Дай сына своего, да принесем его богам“. Он же ответил: „Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?“ И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили».

Каким именно богам должны были принести в жертву юного варяга, летописец не уточняет. Б. А. Рыбаков полагает, что Перуну. Но последнему недолго оставалось принимать жертвы от киевлян… Прошло несколько лет; Владимир принял Христианство. Он принял крещение и «повелел повергнуть идолы - одни изрубить, а другие сжечь. Перуна же приказал привязать к коню и волочить его с горы по Боричеву к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его палками». Впрочем, летописец поясняет, что «делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, - чтобы принял он возмездие от людей». Избитого Перуна сбросили в Днепр, причем княжеским людям было велено отпихивать его от берега, пока он не пройдет пороги.

В конце концов поруганного идола выбросило на отмель, которую с тех пор назвали Перунья отмель. Владимир же «приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где приносили им жертвы князь и люди…».

Несмотря на все инициативы князя Владимира, язычество на Руси было уничтожено далеко не сразу, равно как и человеческие жертвоприношения, хотя эта практика, судя по всему, ушла в подполье. После того, как князь ликвидировал им же созданное капище в Киеве и в других подвластных ему городах, поклонение языческим богам продолжалось в лесах. Например, археологи обнаружили огромный Збручский культовый центр на правом берегу реки Збруч, притока Днестра в Украине. Он возник в десятом веке, видимо, незадолго до крещения Руси, но после того, как в городах язычество было запрещено, Збручский центр пережил подлинный расцвет. Центр стоял в непроходимых дубовых и грабовых лесах. В его трех расположенных неподалеку друг от друга маленьких городках - Богит, Звенигород, Говда - вероятно, жили жрецы и останавливались паломники. Возле каждого городка имелись капища с многочисленными жертвенными ямами. И во многих ямах, помимо черепков посуды, стеклянных браслетов, бус, височных колец, костей животных и прочих традиционных находок, археологи обнаружили человеческие кости.

На территории святилища Богит выделяются два возвышения, сложенные из камней. Одно из них было пьедесталом идола, а второе - жертвенником. Капище окружали восемь жертвенных ям, в некоторых из них были найдены человеческие скелеты. Впрочем, по поводу двух скелетов взрослых людей исследователи высказывают предположение, что они принадлежали жрецам, которых похоронили в священном месте, поскольку их костяки не были расчленены - они лежали на спине, головой к западу, сложив руки на животе или груди. Что же касается останков двоих детей - они не оставляют почти никаких сомнений в том, что здесь совершались человеческие жертвоприношения.

Сам идол, которому приносились кровавые жертвы, в святилище найден не был, но неподалеку отсюда, в реке Збруч, в середине девятнадцатого века была обнаружена каменная фигура, основание которой настолько хорошо вписывается в пьедестал Богитского святилища, что специалисты почти не сомневаются: это тот самый идол, который стоял когда-то на холме городища Богит. Он представляет собой четырехгранный столб из серого известняка, высотой больше двух с половиной метров. Четырехликую голову идола венчает круглая шапка. Столб разделен на три яруса, каждый из которых покрыт резными изображениями богов - здесь явлен, судя по всему, весь основной славянский пантеон.
Все три святилища Збручского культового центра просуществовали до тринадцатого века. Неизвестно, что положило им конец - преследование со стороны власти или татаро-монгольское нашествие. Так или иначе, в тринадцатом веке с языческими жертвоприношениями на берегах Збруча было покончено.

О совершавшихся когда-то человеческих жертвоприношениях напоминают невинные языческие обряды, сохранившиеся кое-где до наших дней. Это сожжение чучела Масленицы, похороны Костромы, утопление чучела Купалы.

Так что, вернемся к "родной вере" - будем приносить "родным богам" в жертву людей?

Нет? Тогда как мы можем называть себя "родноверами", если мы не исполняем предписаний родной веры? По аналогии: как Христианин может называть себя Христианином если он не причащается, не исповедуется, не креститься как это делали первые Христиане? Как человек сегодня может называть себя носителем веры предков, если он не соблюдет предписаний этой веры? Это не "родноверие", а "нововерие" какое то получается. Один родновер в нашем сообществе высказал мнение против жертвоприношений: "Я считаю что мы современные родноверы лучше чувствуем родных богов" - то есть он считает что мы лучше знаем как нужно взаимодействовать с "родными богами", то есть с теми "богами" которых наши предки когда то сами выдумали (или заимствовали у других народов. По моему это абсурд какой то, потому что именно они выдумали этих "богов" и им, а не нам, виднее какой должна быть славянская вера. А если вы не принимаете эти отношения наших предков с "родными богами" то вы не славянский язычник, ваша вера не имеет к реальному древнему славянскому язычеству никакого отношения.

P.S. не дай Бог конечно, что "родноверы" начнут таки практиковать человеческие жертвоприношения, как это сегодня делают сатанисты ритуально убивая бомжей принося жертву дьяволу.

Ниже приведены ещё источники, читаем дальше:

Ибн Фадлан об обряде погребения русов, начало 10-го века:

"И вот, когда умер этот муж, о котором я упомянул раньше, то сказали его девушкам: “Кто умрет вместе с ним?” И сказала одна из них: “Я”. Итак, поручили ее двум девушкам, чтобы они оберегали ее и были бы с нею, где бы она ни ходила, до того даже, что они иногда мыли ей ноги своими руками. И принялись они (родственники) за его дело, – кройку одежды для него, за приготовление того, что ему нужно. А девушка каждый день пила и пела, веселясь, радуясь будущему. Когда же пришел день, в который будет сожжен [он] и девушка, я прибыл к реке, на которой [находился] его корабль, – и вот, [вижу, что] он уже вытащен [на берег] и для него поставлены четыре подпорки из дерева хаданга (белого тополя) и другого [дерева], и поставлено также вокруг него (корабля) нечто вроде больших помостов из дерева. <...> И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что она ведьма (?) большая (и толстая), мрачная (суровая). <...> А девушка, которая хотела быть убитой, уходя и приходя входит в одну за другой из юрт, причем с ней соединяется хозяин [данной] юрты и говорит ей: “Скажи своему господину: ‘право же, я сделала это из любви к тебе’”. Когда же пришло время после полудня, в пятницу, привели девушку к чему-то, что они [уже раньше] сделали наподобие обвязки [больших] ворот, и она поставила обе свои ноги на руки (ладони) мужей, и она поднялась над этой обвязкой [обозревая окрестность] и говорила [нечто] на своем языке, после чего ее спустили, потом подняли ее во второй [раз], причем она совершила то же [действие], что и в первый раз, потом ее опустили и подняли в третий раз, причем она совершила то же, что сделала [те] два раза. Потом подали ей курицу, она же отрезала ее голову и забросила ее. Они взяли курицу и бросили ее в корабле. Я же спросил у переводчика о том, что она сделала, а он сказал: “Она сказала в первый раз, когда ее подняли, – вот я вижу моего отца и мою мать, – и сказала во второй, – вот все мои умершие родственники сидящие, – и сказала в третий, – вот я вижу моего господина сидящим в саду, а сад красив, зелен, и с ним мужи и отроки, и вот он зовет меня, так ведите же к нему”. И они прошли с ней в направлении к кораблю. И вот она сняла два браслета, бывших на ней, и дала их оба той женщине, которая называется ангел смерти, а она та, которая убивает ее. И она (девушка) сняла два ножных кольца, бывших на ней, и дала их оба тем двум девушкам, которые обе [перед этим] служили ей, а они обе дочери женщины, известной под именем ангела смерти. Потом ее подняли на корабль, но [еще] не ввели ее в палатку, и пришли мужи, [неся] с собой щиты и деревяшки, и подали ей кубком набид, и вот она пела над ним и выпила его. Переводчик же сказал мне, что она прощается этим со своими подругами. Потом дан был ей другой кубок, и она взяла его и затянула песню, причем старуха побуждала ее к питью его и чтобы войти в палатку, в которой [находится] ее господин. И вот я увидел, что она уже заколебалась и хотела войти в палатку, но всунула свою голову между ней и кораблем, старуха же схватила ее голову и всунула ее в палатку и вошла вместе с ней (девушкой), а мужи начали ударять деревяшками по щитам, чтобы не был слышен звук ее крика, причем взволновались бы другие девушки, и перестали бы искать смерти вместе со своими господами. Потом вошли в палатку шесть мужей и совокупились все с девушкой. Потом положили ее на бок рядом с ее господином и двое схватили обе ее ноги, двое обе ее руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи веревку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала ее двум [мужам], чтобы они оба тянули ее, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между ее ребрами и вынимать его, в то время, как оба мужа душили ее веревкой, пока она не умерла".

Ал-Масуди, об обряде погребения, середина 10-го века:

"Что же касается язычников, находящихся в стране хазарского царя, то некоторые племена из них суть Славяне и Русы. Они живут в одной из двух половин этого города и сжигают своих мертвецов с их вьючным скотом, оружием и украшениями. Когда умирает мужчина, то сжигается с ним жена его живою; если же умирает женщина, то муж не сжигается; а если умирает у них холостой, то его женят по смерти. Женщины их желают своего сожжения для того, чтоб войти с ними (мужьями) в рай…".

Ибн Русте, о знахарях и обряде погребения, начало 10-го века:

"Есть у них (русов) знахари, из коих иные повелевают царю, как будто они начальники их (русов). Случается, что приказывают они приносить жертву творцу их, что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей, а уж когда приказывают знахари, не исполнить их приказание нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока оно не задохнется, и говорит, что это жертва Богу…

Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении".

"Черная могила", курган второй половины 10-го века под Черниговом, чей характер захоронения соответствует мусульманским описаниям.

Сказание о построении города Ярославля (XVIII в):

«Когда приходил первый выгон скота на пастбища, волхв закалывал для него тельца и телку, в обычное же время из диких зверей жертвы сжигал, а в некоторые очень тяжелые дни - и из людей.

<...> Когда же огонь у Волоса угасал, то волхва в тот же день и час отрешали от керемети, и по жребию избирали иного, и этот закалывал волхва и, разведя огонь, сжигал в нем труп его как жертву, единственно способную возвеселить этого грозного бога».
Воронин Н. Медвежий культ в Верхнем Поволжье XI в.//
Краеведческие записки (Ярославль). 1962. Вып. 4. С. 90-93.

Ян Длугош. Польская история (XV в):

«Приносили своим богам жертвы и угощения из скота, нередко же из людей, схваченных в битве, те, кто верил, что беспорядочное множество отеческих богов можно умилостивить возлияниями».

Dlugosz J. Historiae Polonicae//Dlugosz J. Kpera omnia. T. X. Cracoviae, 1873. P. 47-48, 117.

Адам Бременский. Деяния гамбургских епископов (XI в):

«[О гибели Иоанна, епископа Мекленбургского] варвары отрубили ему руки и ноги, тело выбросили на дорогу, голову же отсекли и, воткнув на копье, принесли ее в жертву богу своему Радигосту в знак победы».

Славянская хроника/ Пер. Л. В. Разумовской. М., 1963. С. 37, 77.

Послание епископа Адельгота (1108 г.):

«Фанатикам же их [(славян)] как только угодно бывает предаваться пиршествам, в дикости говоря: «Голов желает наш Прилегала», то следует совершать такого рода жертвоприношения. (Прилегала, как говорят, Приап и Белфегор бесстыдный.)
Отсекая головы на своих нечестивых алтарях, держат христианские чаши, полные человеческой кровью, и завывают ужасными голосами: «Достигли мы дня радости, побежден Христос, победил Прилегала победоноснейший!»

Иванов В. В., Топоров В. Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М., 1965. С. 41.

Гельмольд. Славянская хроника (XII в.) Пер. А.В. Разумовской.
«Когда жрец, по указанию гаданий, объявляет празднества в честь богов, собираются мужи и женщины с детьми и приносят жертвы свои волами и овцами, а многие и людьми - христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особое наслаждение их богам.

<...>
Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему (богу Святовиту) в жертву человека - христианина, на какого укажет жребий.

<...>
Среди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить иногда в жертву и людей - христиан, уверяя, что такого рода кровь доставляет особое наслаждение богам».

Гельмольд. Славянская хроника. Пер. Л. В. Разумовской. М., 1963. С. 45, 73,129,185, 235.

Титмар Мерзебургский “Хроники” (XI век):

«Сколько в той стране (славян) областей, столько там есть и храмов, и изображений отдельных демонов, которых почитают неверные, но среди них упомянутый город (капище) пользуется наибольшим уважением. Его посещают, когда идут на войну, а по возвращении, если поход был удачен, чествуют его соответствующими дарами, а какую именно жертву должны принести жрецы, чтобы она была желанной богам, об этом гадали, как я уже говорил, посредством коня и жребиев. Гнев же богов умилостивлялся кровию людей и животных».

Когда говорят "похороны масленицы" или "русалку хоронят", то эти выражения верны лишь отчасти, поскольку весь обряд имитирует похоронную процессию. Но хоронить можно только мертвого, в обряде же хоронимое существо не мертво, а живет. Мы имеем не похороны, а предание смерти живого существа. Выдающийся российский и советский учёный, филолог-фольклорист В.Я. Пропп показал, что «в русских праздниках… момент растерзания, утопления и сожжения сопровождается ликованием, весельем, смехом и фарсовыми действиями… Никакого празднования воскресения в русских обрядах и праздниках нет. Праздник состоит не в воскресении, а в умерщвлении».

Спутница Деда Мороза Снегурочка - ожившая снежная баба, символ зимы и смерти, заложный покойник (т.е. покойник, умерший неестественной смертью). Снегурку связывают с приносимой в жертву Костромой, которая тоже является заложным покойником, и имеет связь со смертью. Чтобы Мороз не трогал, кельты приносили ему жертву: привязывали девушку, которая замерзала. Представляется, что Снегурка и может быть принесённой в жертву богу зимы замороженной девушкой, которая стояла до весны в виде снежной бабы, а на Масленицу сжигалась, что и означало "проводы зимы". Вероятно, непогребённый, замороженный в снежной бабе труп девушки и сближал Снегурочку с заложными покойниками.

В одной из обрядовых песен о Костроме поется так: "Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла".

Эта странная смерть Костромы на празднике наводит на мысль, что девушку, напоив вином с маком, приносили в жертву. Возможно, путём замораживания.
Вот, что Б.А. Рыбаков пишет о Костроме:

«Во временных трансформациях обряда кукла Костромы или Купалы заменила собою не божество Кострому или Купалу (правы исследователи, отрицающие существование представлений о таких богинях), а жертву, человеческую жертву, приносимую в благодарение этим природным силам и их символам. А жертва приносилась не самим этим силам сезонного действия, а постоянно существующему повелителю всех подземно-подводных сил, содействующих плодородию, т. е. Ящеру, Аиду, Посейдону.

Иванушка хочет вернуть утопленную сестру:

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь на бережок:

Огни горят горючие,

Котлы кипят кипучие,

Хотят меня зарезати...

Утопленная девушка отвечает:

(Рада бы я) выпрыгнуть –

Горюч камень ко дну тянет,

Желты пески сердце высосали.

Имя братца Иванушки может указывать на обряд в ночь под Ивана Купалу; тогда сестрица Аленушка -- сама Купала, жертва, обреченная стать "в воде потопляемой". В купальскую ночь и "огни горят великие" и совершаются обряды у воды, имитирующие утопление жертвы: купанье девушки, наряженной Купалой, или погружение в воду чучела -- куклы, изображающей Купалу».

Из ответа утопленной девушки можно сделать вывод о том, какой представлялась язычникам посмертная судьба приносимой им жертвы: девушка лежит на дне, пески высасывают её сердце, она хочет встать, но не может - "горюч камень ко дну тянет"...

А.А. Потебня в своем исследовании о купальском празднестве приводит полный трагизма плач матери по утонувшей (в древности - утопленной) девушке: "люди, не берите воду, не ловите рыбу, не косите травы на излучинах реки - это красота моей дочери, это ее тело, ее коса ... Пелась эта песня тогда, когда проводился обряд утопления Купалы".

Утверждают, что и русалки - не те девушки, которые сами утопились или утонули, а те, которых насильно утопили. Возможно, обряд проводили, когда переселялись на новое место: утопление члена своего рода в реке делало эту реку "своей". Так же могли приносить человеческую жертву для "освоения" леса и поля. При строительстве крепости приносили в жертву человека - замуровывали в стене.

В жертву приносили и стариков, что тоже отразилось в игрищах. Аналоги игрищ «похорон Кузьмы и Демьяна» содержатся в некоторых вариантах южнославянских преданий, в которых сын относил отца в глухой лес и оставлял под деревом (на произвол судьбы - на съедение диким зверям, голодную и холодную смерть и т.п. ) или же, поставив под деревом, убивал ударом по голове специальным предметом, по-видимому служившим одновременно и приспособлением для несения старика." Стариков ещё и топили, и закапывали живьём, и забивали колотушками, совершая вокруг них ритуальный танец. В ещё более древние времена, стариков не просто убивали, но и съедали, чтобы получить их силы. Смерть и наличие дряхлых людей в деревне могли считаться очень вредными для благополучия общины. Обычай подкрепляло соображение о "лишних ртах". Во время засухи, стариков топили в реке - "отправляли за дождём". Случаи ритуального убийства стариков происходили даже в средневековье, хотя церковь и власть с этим боролись.

Н.М. Карамзин:

"Говоря о жестоких обычаях Славян языческих, скажем еще, что всякая мать имела у них право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было уже слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству. Сему обыкновению не уступало в жестокости другое: право детей умерщвлять родителей, обремененных старостию и болезнями, тягостных для семейства и бесполезных согражданам" (Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 1).

В лес отправляли не только стариков. Можно вспомнить разные сказки, в том числе - близкие к теме Снегурочки, сказки наподобие "Морозко". В разных сказках, чтобы избавиться от детей, родители отправляют их в лес. Вероятно, родители не просто избавлялись от "лишних ртов", но и надеялись, что такое жертвоприношение улучшит их положение.

Прыжки юных пар через костёр - пережиток ритуала, когда юноша и девушка совершали самосожжение, чтобы обеспечить благополучие своим семьям. В те времена люди верили в то, что, вместе сгорев, юная пара навсегда останется вместе.

Трудно считать случайным обилие таких песен и сказок: напрашивается вывод, что в них говорилось об обыденности древних славян. Раскрытие связи стихов, песен, игр, ритуальных кукол, чучел и снежных баб с человеческими жертвоприношениями, придаёт (возвращает) этим "детским забавам" их настоящий жуткий смысл.

Медвежья свадьба

Ниже приведена история с жертвоприношением девушки медведю, случившаяся в 20 веке. Слова "как встарь деды делали" говорят о том, что такой способ откупа от медведя когда-то практиковался:

«В 1925 г. в Олонецкой губернии произошел такой случай. В одну из деревень повадился ходить медведь, который загрызал скот. По совету стариков, "чтобы медведя ублажить", жители решили сделать "медвежью свадьбу", "девкой отделаться" - отдать медведю девушку "на совесть... как в старь деды делали... самую раскрасавицу". По жребию выбрали девушку, одели в наряд невесты и, несмотря на ее сопротивление, отвели в лес к медвежьему логову, где привязали к дереву: "Не осуди, Настюшка. Ублажай медведюшек. Заступись за нас, кормилица, не дай лютой смертью изойти"»

Источник: Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: Знание, 1988.

Купала

Купалу называют "соботкой", т. е. "со-бытием", совместным сбором. Сюжеты купальских песен связаны с традиционной эротикой на игрищах, с обязательным купаньем и с отголосками жертвоприношений девушек божеству реки, "Дунаю", со сбором целебных зелий и пр. Одна из песен повествует о приготовлении ритуального зелья (дягиля) в горшке; каким-то образом это связано со смертью женщины ("дяголю у горшок, дядину у пясок"). Ритуальная еда на празднике - растительно-молочная. Главным в купальской обрядности был, как известно, костер, через который прыгали попарно. Отголоском обряда является игра в горелки ("гори, гори ясно, чтобы не погасло...") [Б.А.Рыбаков. Язычество древней Руси].

Из этого перечисления деталей и соображений можно составить представление о том, каким мог быть сценарий праздника. Вероятно, вначале устраивался пир, на котором предназначенную в жертву девушку одурманивали наркотическим напитком (вином с маком, зельем "дягиль"), после чего привязывали к столбу (в ритуале до сих пор присутствует шест) и поджигали. Пока девушка горела, празднующие водили вокруг костра хоровод и пели песни "гори, гори ясно". Когда девушка сгорала, начинались игрища с состязаниями всадников и борцов, горелки и т.п., и всё это заканчивалось оргией. Возможно, праздник длился не один день: жертву ещё надо было похоронить. Похороны у славян сопровождались такими же игрищами. Вместе с мужем, могли похоронить жену, от которой, как утверждают, требовалось на это согласие. Вдову, как указывают разные авторы, так же поили наркотическим зельем, а перед погребением убивали ударами поленьев по голове. У славян существовало два основных способа захоронения: захоронение тела в землю и захоронение сосуда с прахом. Эти способы с их вариантами чередовались, а иногда, как и сейчас, сосуществовали. Возможно, в начале праздника устраивали игру, в ходе которой определялось, кто будет жертвой. Но могли определять заранее, а затем некоторое время готовить обречённую к смерти: в народной сказке, Снегурочка тоскует, видя наступление весны и приближение своей смерти.

Использованные источники:

Н.Н. Велецкая. Языческая символика славянских архаических ритуалов.

И.П. Русанова, Б. А. Тимощук. Языческие святилища древних славян.

Б.А. Рыбаков. Язычество древней Руси.

Н.М. Карамзин. История государства Российского. Том 1.

Ю.В. Кривошеев. Религия восточных славян накануне крещения Руси.

Свидетельства из книги "Языческие святилища древних славян":

В житии Оттона Бамбергского говорится, что в Поморье "женщины предают смерти новорожденных девочек" (Котляревский А.А, 1893 с. 341).

Серапион Владимирский. Слово о маловерии. 13 век: "Держитесь языческих обычаев, веруете в волхвов и сожигаете людей, ни в чем невинных".

"О посте к невежам в понеделок". 13 век: "Разбивая младенца своя о камень, мнози же от человек погоубляють мзду свою".

В Полесье долгое время сохранялось поверье, что для прекращщения дождей надо зарыть ребенка в землю, а для борьбы с засухой бросить его в воду (Толстые НИ, СМ, 1981, с. 50).

Археологические свидетельства:

Ибн Фадлан, мусульманский путешественник 10-го века, подробно описал погребальный обряд Руси. Одним из ключевых действ было убийство жены (наложницы) на могиле её знатного мужа.

Достоверность такого известия подтверждают раскопки крупного кургана 10-го века близ Чернигова (так называемая "Черная могила"), где рядом с богатым мужчиной лежат и женские останки. Устройство этого кургана напоминает похороны, описанные Ибн Фадланом.

"Ничего кроме ненависти к Православию у псевдоязычников нет"

Андрей Кочергин. «Ничего объединяющего, кроме критики и ненависти к Православию у псевдоязычников нет…»

Часто православным христианам приходится сталкиваться с так называемыми язычниками. Кто это? Кем являются на практике современные язычники? На чём базируют свою веру? Попытаемся поразмышлять на эти темы с известным спортсменом, православным христианином Андреем Кочергиным, президентом союза боевого карате IUKKK.

Интервью берёт сотрудник Православного миссионерско-апологетического центра «Ставрос» Питанов В.Ю.

1. Андрей, как произошло Ваше первое знакомство с современными язычниками?

Крайне забавно: я иду по набережной напротив Петропавловки, вдруг мне навстречу попадается мужик плотного сложения в каких-то дерматиновых сапогах, с бубном и со шкурой собаки на голове, сзади шла стайка явных студентов с важными лицами... Толкиенисты, - подумал я, интересно, а пузатый-то на чем торчит, что его так плющит? Через пару лет, в начале нулевых, я вдруг всерьез услышал о том, что эти "артисты народной самодеятельности" уже не клоуны, а трагики, они уже что-то там возродили и активно тюнингуют то, что эксгумировали. Снова поулыбался и подумал: "чем бы дитё не тешилось, лишь бы не оторвало".

2. Какое у Вас сложилось впечатление о современных язычниках после общения с ними? Они искренне верят в то, что утверждают, или это всё форма игры на публику?

Следует определится: верят во что? Потому что я так и не добился в многочисленных диалогах и диспутах ответа на вопрос, что есть содержание "веры" современных псевдоязычников? Они сбивчиво бормочут что-то там про "род", не зная имени своего прадеда, про живую природу, так же не зная, как именно жертвы идолам приносить, какие боги и за что отвечают; они разнятся даже в количестве так называемых богов и не разнятся только в одном, в животной ненависти к Православию. А вот тут есть два очень важных замечания:

а) поразительным образом псевдоязычники приводят скандальные места из Ветхого Завета, цитируя их на современном русском языке, причем набор для цитирования поразительно типичен. То есть с учетом оперативных данных (у меня много друзей в спецслужбах, я от них много интересного о псевдоязычниках узнал и о связях их лидеров с западными спецслужбами), финансирование "неоязыческой волны" происходит из некого зарубежного центра по борьбе с Русским самосознанием, где помимо финансового содержания готовятся тезисные материалы, опирающиеся на неопротестантскую литературу, что вполне понятно в силу дремучей духовной неграмотности предполагаемого "сырья для обработки". То есть искатели древних корней брезгуют древним церковно-славянским языком и не брезгуют использовать против Православных данные полученные от неопротестантских сект и откровенных западных русофобов. Судя по всему, так называемых славянских язычников используют западные борцы за права разных извращенцев и прочих «общечеловеческих ценностей» вслепую для борьбы с Православием в России, потому что Православная Церковь им как кость в горле, а если есть услужливые дурачки, почему бы их не попользовать вслепую.

... Воевать с Русскими бесполезно, мы поняли это за сотни лет истории, но стоит им привить ложные ценности, и они уничтожат сами себя! (с) Бисмарк

б) не имея собственного канонического представления о своих верованиях, они стыдливо заменяют их в диспутах на веру в силы природы и некое родовое мировоззрение, подменяя религиозную составляющую на природоохранную, превращаясь в аналог "зеленого патруля", посещающего сходки воинствующих атеистов (были такие при СССР).

Ничего объединяющего, кроме критики и ненависти к Православию, у псевдоязычников нет, уверен в этом совершенно. Каждый неоволхв затягивает свою волынку и лепит такие перлы, что образованному человеку даже слушать это неловко, просто "детский Зад" какой-то...

Вывод: современное псевдоязычество - это новая формация воинствующего атеизма-сатанизма, закамуфлированного под сектантские формации разной направленности.

3. Насколько неоязычники критично подходят к источникам, на которых строят своё мировоззрение? Насколько эти источники серьёзны по Вашему мнению?

Псевдоязычники не имеют источников старше 10 лет от роду. Все упоминания о неких таинственных Славянских Ведах, Летописях и Велесовой книге не выдерживают критики в силу фактического отсутствия последних в природе, более того, поражает даже не упоминание об этих мифических источниках, а точная информация о переводчика и толкование их. Вопросы: «Кто их переводил, с какого именно языка, с какой именно письменности и кто именно толковал их содержание?» ставят псевдоязычников в тотальный тупик...

4. Кем неоязычники считают себя и кем, на Ваш взгляд, являются на практике? Нарисуйте психологический, интеллектуальный, нравственный портреты среднего неоязычника.

Псевдоязычники - это представители самой подвижной части социума, те самые "массы", которые считают улицу своей территорией, - ранее это называлось люмпен пролетариат. Именно из их среды выходят футбольные фанаты, уличная преступность, но если касаться именно языческих закосов, то это и есть идеалогическая основа для российских гитлерюгенд, то есть неофашиствующих группировок, для которых Православие и сионизм - это одно и то же.

Еще раз уточню, кроме ненависти к Православию в данных воззрениях нет ничего, а значит, носители данных воззрений исповедуют «религию» ненависти.

5. Как неоязычники относятся к христианству, они его знают?

Как к объекту тотальной критики, уже говорил выше об этом. Их знания сводятся к набору кем-то подобранных формулировок, вырванных из контекста и набору провокационных вопросов по этим формулировкам. То есть именно так зомбируют "паству" неопротестанты-харизматы... Так что источник "знаний" понятен. Западные боссы должны быть довольны своими марионетками. Все что угодно, лишь бы убить Православие в России. Ведь клоуны с волчьими шкурами на головах им никак не помешают сделать Россию банановой республикой, вот только бананов в ней не будет.

6. Какие обвинения в адрес христианства Вам приходилось выслушивать от неоязычников, как Вы отвечали на эти обвинения?

Как уже говорил, все обвинения в адрес Православия крайне типичны, а именно:

а) "Христианство придумали евреи, чтобы захватить мир и управлять им из-за кулис"(с)

Позвольте, но именно иудеи распяли Христа и именно им он сказал: «...Прости их Отец Небесный, ибо не ведают, что творят!» (с) После чего иудеи были разбросаны Богом по миру за это преступление против Бога, и именно иудеи, взявшие власть в октябре 1917, первым делом стали взрывать храмы, физически уничтожая духовенство, или кто-то не в курсе этнической и религиозной принадлежности верхушки большевизма?

Возможно, кто-то не в курсе решений Первых Вселенских Соборов, связанных с отношением к иудеям? Кто-то не в курсе, чем в большей степени занималась инквизиция в Европе и почему в Православной России была черта оседлости?

Я не готов комментировать эти меры, всего лишь уточняю факт многовековой борьбы народа, убившего Бога, с Церковью Его, и реакцию Православия на эту борьбу.

в) "...если Ветхий Завет - это неотъемлемая часть Священного Писания, то там черным по белому и неоднократно говорится о том, что оно написано для сынов Израиля, то есть иудеев... Но никак не для славян" (с)

Да именно так и написано. А теперь найдите в Священном Писании слово "Христианин"?

Не нашли? Вот же, как странно... Спаситель видимо не ввел этот термин при жизни и оперировал общим понятием, тем не менее говоря о Новом Завете как о вершине всего Священного Писания, и именно мы - дети Нового Завета, православные, принявшие картину построения мира от Ветхого Завета и принявшие религию Любви от Завета Нового. В Ветхом Завете, Бог "наводит порядок во вселенной", в Новом Завете он дарит нам источник вечной жизни и именно жертвенную Любовь, когда, жизнь отданная за ненавидящих тебя людей, не слишком высокая плата, за истинную Веру.

Что и где в Новом Завете может вызвать разночтения или непонимание? Возможно я глуп, но я не нашел таких мест. Более умным и лукавым и в надвигающемся дожде видится заговор мирового сионизма.

в) "...как быть со щеками? Это ли не религия слюнтяев и именно рабов?"(с)

Все Священное Писание написано о главной битве в жизни человека - сражению с грехом на поле боя собственной души, когда Ваша воля или тянет Вас в бездну порока и греха или соединяется с Волей Бога, делая Вас богом...

Так вот, готовность подставить щеку под удар судьбы - это мужество принятия ударов порочного мира на Вашей груди. Чем не ярчайшее отличие от иудейских зверств? Мы - воины Христовы - убивая врага на поле боя, не испытываем ненависти и сладострастия, мы не глумимся над поверженным противником, не позволяем ненависти овладеть нашими умами. Мы скорбим об участи наших врагов, но никогда не уподобимся животным с оружием в руках и сатанинским блеском глаз и клыков. Не уподобимся! Но помним слова Афанасия Великого: « ... Убийство врага на поле боя, есть проявление доблести и чести!»(с)

г) "...но вы же рабы, вы сами это говорите, а у наших богов рабов нет и они меня в рабство не взяли"(с)

Я ранее уже отвечал на это обвинение, потому позволю себе процитировать самого себя:

«Раб это унизительно? Раб это недочеловечески?

ДА! ЕСЛИ ТОЛЬКО ЭТО НЕ РАБ, ИДУЩИЙ НА СМЕРТЬ С ПОДНЯТОЙ ГОЛОВОЙ, ВЕРУЯ В ИСТИННОСТЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ И ВЕРЫ!

...СМЕРТЬЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ И СУЩИМ ВО ГРОБЕ ЖИВОТ ДАРОВАВ!(с)

Я - раб Божий! Что означает, что я верую в то, что всё в руках его, Господа моего, и всё, что рушится мне на голову (грязь, ложь, нищета, предательство) ПОСЛАНО ИМ и всё во благо, потому что, приняв Бога и Его мораль, у меня не остается права выбора решения вне Пути к нему! Он делает меня лучше через подвиг преодоления, втаптывая меня в дерьмо, Он УЧИТ МЕНЯ ВЫЖИВАТЬ, НЕ ПРЕДАВАЯ СВОЕЙ СОВЕСТИ И ВЕРЫ, СМИРЯЯ ЯД ГОРДЫНИ, ТОЛКАЮЩИЙ ЛЮДЕЙ НА МЕРЗОСТИ ЭГОИЗМА!

Раб может иметь только одного хозяина, И Я ВСТАНУ НА КОЛЕНИ ТОЛЬКО ПЕРЕД ГОСПОДОМ МОИМ и никогда ни перед кем более, ибо в этом случае я принимаю тот факт, что есть хоть кто-то равный Богу! Именно по этой причине даже перед Флагом Родины люди преклоняют лишь одно колено и всегда на двух перед спасительным Образом Его!

Человек, мечтающий сломать Православного и заставить его преклонить голову, погряз в гордыне, ОН ГРЕШЕН ТЕМ, ЧТО ПЫТАЕТСЯ УПОДОБИТЬСЯ ЕДИНСТВЕННОМУ ХОЗЯИНУ ОРТОДОКСАЛЬНОГО ХРИСТИАНИНА - СПАСИТЕЛЮ! А значит, этот человек обречён! Потому что если Господь с нами, КТО ПРОТИВ НАС? (с)

Вот откуда взросла непобедимость России, вот откуда черпают силы поколения моих единоверцев, моих дедов отцов!

Аллилуйя! Русь Православная - под покровом Матери Божьей, да не опозорим Веры своей, да не преклоним колен своих и не позволим врагам надругаться над самим Именем Его Святым!

МЫ РАБЫ БОЖЬИ, И ТОЛЬКО ЕГО, И НЕТ У НАС ВЫБОРА НА ПУТИ ПРАВОСЛАВНОМ! ДА НЕ ДРОГНЕТ РУКА НАША И НЕ СОЖМЁТСЯ СЕРДЦЕ НА ТОМ КРАЮ, К КОТОРОМУ СУДЬБА ПОДТОЛКНЁТ ВО БЛАГО НАШЕ... Господь с нами! Как это прекрасно! О чём ещё может мечтать смертный!»

7. Как неоязычники относятся к спорту? Можно ли утверждать, что неоязычество способствует развитию спортивных достижений?

Если считать, что неоязычники обычно – это правые радикалы, то без хорошей физической формы им не обойтись, и эти ребята занимаются контактными видами, силовой подготовкой, вот только нельзя жить с ненавистью в сердце, она его сожрет.

Поэтому мы говорим, что сильные люди - добрые люди. Люди, стремящиеся свою силу показать как фигу под нос всему миру, слабы... И ничего тут не поделаешь. Те же исламские моджахеды презрительно бросают в сторону Русских: «…мы сражаемся за Аллаха, а вы за падших женщин, водку и деньги» (с)

Не имея истинной, истовой Веры в сердце, а имея лишь какие-то там мировоззренческие обрывки в голове, отдать свою жизнь за свои убеждения будет крайне сложно. А Евгений Родионов уже просиял как Воин Христов, как пример Русского Солдата, не вставшего на колени перед врагом! Аллилуйя!

8. Как бы Вы могли рекомендовать православным христианам общаться с неоязычниками?

... Православие не борется с иными верованиями, то есть нас не интересует, во что и как веруют сектанты, псевдоязычники или иудеи, мы категорически не приемлем греха или хулу на Бога... Если этого нет, то не вижу ни каких ограничений в общении с кем угодно, почему нет?

9. Что, на Ваш взгляд, представляет собой неоязыческое движение, каковы причины его появления, какие перспективы его развития в России Вы видите?

Появление феномена гитлеризма в России объясняется очень просто. Эта крайне привлекательная для молодежи форма социального протеста коренного населения против агрессивно настроенных мигрантов, а значит, любой неоязычник-неонацист - это человек, которого не нужно зазывать на улицу для выражения его протеста, он туда выскочит при первой возможности и ... Окрасит своим присутствием и "зигами" все в коричневый цвет...

Что даст право западным СМИ верещать о гуманитарной катастрофе и коричневом мятеже в России... Вводим войска НАТО... как вводили их в Косово. Вот и не нужно с нами воевать, разделим страну на протектораты, посадим марионеток, и готов неоколониализм в действии, а мы - рабы победителей, спасибо невольным провокаторам со свастиками.

10. Что бы Вы хотели сказать язычникам напоследок?

Я не видел людей, которые сами выучили грамоту, а после этого сумели читать книги на незнакомом языке. Если Вы реально хотите разобраться в Священном Писании, то найдите священника-духовника, который по-отечески разъяснит Вам все сложные для понимания позиции, потому для понимания Священного Писания и существует Священное Предание как опыт духовной жизни в Боге.

Я не видел людей, которые сами выучили грамоту, а после этого сумели написать какие-то книги... Так отчего Вы решили, что не имея на руках даже микроскопических источников, Вы праве выдумать собственное язычество выдавая его за древнее? Почему Вы избегаете разговоров о процессе жертвоприношений и "каноническом виде" вкапываемых болванов для поклонения? Почему каждый Ваш "волхв" - это либо бывший сотрудник КГБ или секретарь комсомольской организации? Проверьте меня, удивитесь проверке...

В реальности, нет никаких язычников, есть вполне продуманная провокация воинствующих атеистов и либералов, желающих опорочить само понятие Патриотизма! И есть группа, скажем мягко, не очень умных людей, которых откровенно имеют западные спецслужбы. Марионетка, мнящая себя свободной, не перестаёт быть марионеткой, советую об этом подумать всем, кто мнит что он восстанавливает древнее язычество.