Фёдор Бабенко. Раздоры языческой Руси

О внутренних распрях христианской Руси вспоминают часто. Многие даже выдвигают тезис, что они стали следствием пагубной христианской веры.

Но на деле ничего нового здесь христианство не принесло. Языческая Русь не являлась большой и дружной семьей, о чем и свидетельствует наша дохристианская история.

Ибрахим Ибн Йакуб, "книга путей и стран", сер 10 век: "А вообще славяне люди смелые и решительные, и если бы они не были разрозненны по причине многочисленных ответвлений их колен и разбросанности их племен, то не померился бы с ними силами ни один народ в мире".

Повесть временных лет (862-988 годы): В год 6370 (862). И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом.

В год 6390 (882). Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов своих. <...> Овладел городом Смоленском <...> И придя, взял Любеч. <...> И пришли к горам киевским, и увидел Олег, что княжат тут Аскольд и Дир, спрятал он воинов в ладьях, а других оставил позади <...> И убили Аскольда и Дира.

В год 6391 (883). Начал Олег воевать с древлянами.

В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян.

В год 6393 (885). И обладал Олег древлянами, полянами, радимичами, а с уличами и тиверцами воевал.

В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой.

В год 6453 (945). И не послушал их Игорь; и древляне, выйдя навстречу ему из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его. <...> Сказали же древляне: «Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим».

// Далее следует красочное описание мести древлянам - погребение заживо, сожжение в бане, убийство захмелевших и сожжение города со всеми жителями.

В год 6474 (966). Вятичей победил Святослав и дань на них возложил.

В год 6485 (977). Пошел Ярополк на брата своего Олега в Деревскую землю.

В год 6488 (980). И напал Владимир на Полоцк и убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его Рогнеду взял в жены.

И пошел на Ярополка. И пришел Владимир к Киеву с большим войском, а Ярополк не смог противостоять Владимиру и затворился Ярополк в Киеве со своими людьми. <...> И так убит был Ярополк.

В год 6489 (981). Победил Владимир и вятичей и возложил на них дань.

В год 6490 (982). Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир и победил их вторично.

В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей.

Далее - Крещение Руси, на следствия которого часто принято вешать все последующие огрехи. Однако, как показывает история, братоубийства, вооруженный захват власти, войны провинций с метрополией были характерны и для языческой поры. Фактически, ни одна смена власти не обходилась без раздоров.

Так что если и можно здесь обвинять христианство, то только в том, что оно не сумело вовремя преодолеть пороки, доставшиеся ей по наследству от язычества. Такие дела.

Фёдор Бабенко. Чужие боги славянского язычества

Часто звучит упрек в чужеродности христианства, мол, зачем русским вера чужого народа, зачем русским чужой бог, если у них есть свои боги, родные

Но все ли боги древних славян были родными, славянскими? Существовала ли для древних славян этнорелигиозная граница?

Из Повести временных лет мы узнаем таких богов: Перун, Хорс, Даждьбог, Стрибога, Симаргл и Мокошь. Разберем нескольких из них.

Хорс. Это имя упоминается в источниках не единожды, встречается и в топонимике, однако происходит оно не из славянских языков, а из иранских и обозначает «солнце». То есть имя явно чужое, не славянское. Сказать такое о происхождении самого Хорса труднее, но странно, если бы родной бог носил чужое имя. Какой же он после этого родной?

Симаргл. Также имеет иранские корни (огромный орел или полиморфное существо Симург).

Перун. Имеет славянское происхождение, но такой же бог был и у балтов (Перкунас). Кто у кого его заимствовал сказать невозможно, но одно ясно точно, этот бог не был чисто славянским. Подобное можно сказать и о Велесе - балтийском Велнясе.

Есть и другие боги, божества и мифические предметы.

Троян. Происхождение неясно, но наиболее вероятные корни это мифологизированное имя императора Марка Ульпия Траяна, воевавшего с праславянами на Дунае и оставившего после себя Траяновы валы. Был обожествлен.

Сирин, Алконост, Гамаюн. Мифические птицы. Сирин – греческие корни, Сирена, полуженщина-полуптица. Алконост – греческие корни, от имени девушки, Алкионы, превращенной богами в птицу. Гамаюн – иранские корни, божественная птица Хумаюн.

Бабай. Некое существо, пугающее детей. Тюркское происхождение, дословный перевод «старик».

Алатырь (бел-горюч камень). Священный камень в центре мира. Иранское происхождение, от ал-атар (дословный перевод «бел-горюч»).

Из вышеперечисленных примеров видно, что чужая мифология вливалась в славянскую, а славянская, в свою очередь, существовала и вне славян. Так что подобный подход родноверов «только родное, только славянское» есть чистейший новодел, чуждый реальному славянскому язычеству. Не имело реальное славянское язычество этнорелигиозной границы.