Философия Др. Греции. Учения: Фалеса, Гераклита, Демокрита, Платона, Аристотеля

Древнегрече­ская ф-я – совокупность философских учений, развивающихся в древнегреческом рабовла­дельческом обществе с конца 7 в. до н.э. – 6 в. н.э. Философия Аристотеля: АРИСТОТЕЛЬ: ч-к - общественное животное, наде­ленное разумом. Только в обществе он может развиваться, как нравственное существо, этому должно способство­вать и гос-во. Он (А) трактует гос-во, его происхож­дение антропологически. Гос-во - обобще­ние родов, селений ради лучшей жизни. А дает типологию души: Растительная, животная, разумная душа. Этап в развитии античной филосо­фии. После А сущ. рад школ, кот развивали идеи А. Философия Демокрита. (460-370):1-ый энциклопе­дический ум среди греков. Он предла­гает вариант мех. объяснения мира. Мир состоит из атомов и пустоты. Атомы, двигаясь в пустоте, соединяются и образуют тела. Атомы не восприни­маются органами чувств. В фил. говорят о линии Демокрита, как о материалистической линии, и о линии Платона, Как о идеалистической линии. Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворот от материалистического натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить лишь на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис. Этика С. рационалистична. По С. дурные по­ступки порождаются только незнанием, и никто не бывает злым по доброй воле. ПЛАТОН – представи­тель объективного идеализма. Сущест­вует два мира: мир вещей и мир идей. Мир вещей – тот мир, с которым человек контактирует посто­янно. Материальные предметы крайне несовер­шенны, они возникают и исчезают. Идея абсо­лютна, неизменна, совершенна. Идея Платона - идеальное государство. Основа – труд рабов. Богатство и бедность презираются, так как ведут к порче людей и социальным. ФАЛЕС Милетский (ок. 624 - ок. 546 до н.э.) - греческий философ и математик из Милета. Представитель ионической натурфилософии и основатель милетской школы. Считался одним из семи мудрецов Греции

Гераклит (544-483 гг.до н. э) - древнегреческий философ-досократик. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь - наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий.

14.Проблема чел-ка и об-ва в античной философии. Софисты, Сократ.

Спецификой греческой философии, особенно в начальный момент её развития, является стремление понять сущность природы, космоса и мира в целом.

Софисты (учителя мудрости). В центре внимания соф.- чел-к и его познават. способности. 1) Изменичивость - гл. св-во материи, распрост. этот принцип на чел-ка. 2) Все возникает и существует только в отношении к другому, ничто не существует само по себе. 3) Все существующее в космосе приходит в противоположное к себе, не изменяется как попало. Соц.-пол. вопросы: чел-к должен руководстоваться з-ми природы. Закл.: до этого глав. задача - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с проблемы космоса на проблему чел-ческой жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания (Сократ). Сократ - афинским гражд., обладавшим небольшими ср-вами, который проводил свое время в диспутах и учил молодежь философии, но не за деньги, как это делали софисты. В 399 г. до н.э., когда С. было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен. На него падало подозрение в сопричастности к аристократической партии, откуда была молодежь. Сократ был благочестив и его влияние на юношество было благотворным. Он был занят вопросом о том, чтобы власть в гос-ве принадлежала компетентным людям. Сократ верил в бессмертие, его не тревожит страх перед вечными муками. Он был поглощен этическими вопросами, а не научными. В своих диалогах он занимался поиском определенных этических терминов. Приобретение знаний имеет самое важное значение. Он утверждал, что ни один человек не грешит сознательно и поэтому необходимо лишь знание, чтобы сделать всех людей добродетельными.

15. Специфика Средневековой западноевропейской филосо­фии.

Возникло феод. общество. Знач. роль играло духовенство. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и гос. власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рациональный аппарат для подтверждения догматов христиан­ства. Эта философия получила название “схоластики”. Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин. Доказывал, что бог явл. высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Особое место занимает чел-к, который соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душой и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел-к действует свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него Бог. Фома Аквинский обосновывает единство веры и разума, философии и религии. Форма выступает как активное начало, материя - как пассивное. Под реализмом подразумевается учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или уневерсалии, а не единичные пред­меты. Согласно средневековым реалистам, универса­лии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей. Противопо­ложное направление было связано с подчеркива­нием приоритета воли над разумом и носило название номинализма. Согласно номиналистам, общее понятия- только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и явлений.

16. Учение  А.Августина, Ф.Аквинского. Номинализм и реализм.

А.Августин (354-430 гг.). Был вдохновителем разнообразных идей и течений в области философии, науки, этики, эстетики, истории. По Августину все сущее - есть благо. Зло не субстанция, а недостаток, порок и повреждение формы. Ф.Аквинский (1225-1274 гг). Представитель схоластической философии. Индивидуальность человека - это личностное единство души и тела. Душа обладает животворящей силой человеческого организма. Она нематериальна и самосуща: она - субстанция, обретающая свою полноту лишь в единстве с телом. Телесность имеет сущностную значимость: именно через нее душа может образовывать то, что есть человек. Фома придерживался идеи бессмертия. Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладает только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только лишь поэтому человеческий разум может познать сущность вещей. Противоположное направление было связано с подчёркиванием приоритета воли над разумом и носил название номинализма (от лат. – имя). Согласно номиналистам, общие понятия только имена, они не обладают не каким самостоят. существ. вне и помимо единичной вещи. Т.о., согласно учению номиналистов, универсалии существ. не до, а после вещей.

17. Становление и особенности средневековой мусульманской философии. Основные напр. религиозной философии: калам, исмаилизм, суфизм и др.

Огромное влияние на развитие исламской теологии оказала античная мысль. И все же, арабо-мусульманская философия как часть исламской культуры по сути дела оказалась без этапа древности - за нее эту стадию прошли другие, достижениями которых она успешно воспользовалась и довольно скоро (уже в XI-X вв.) выступила как имеющая свое собственное содержание и немалые успехи в разработке проблематики и обогащения философского видения мира.

Основные направления религиозной философии: Суфизм (9 в.) - характерно сочетание идеал. метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию бога и слиянию с ним. Оказал огромное влияние на арабскую и персидскую поэзию. Калам (8-9 в) - адаптировано к суннитскому правоверию ашаритами. В отличие от мусульман они разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально – логические доводы (соотношение божественной сущности и атрибутов, предопределения и свободы воли человека). Исмаилизм - приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в халифате в 8 веке и назв. По имени Исмаила, который считался законным 7 имамом. Мутазилизм - придерживались идеи свободы воли человека на основе принципа божественной справедливости и приоритете разума над верой. Аллах дал человеку лишь способности к совершению поступков, а человек сам выбирает, каким образом эти способности приложить к реальности.