Философское осмысление движения. Основные формы движения и их взаимосвязь

Поскольку движение есть сущностный атрибут мате­рии, то оно, также как и сама материя, несотво­римо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ материи. Движение заключено в самой природе мате­рии. Одни формы движение превращаются в другие и ни один вид не берется неоткуда. Движение материи - не только механическое перемещение тел в простран­стве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызыва­ются этими взаимодействиями. Движение - это и взаимное превращение элементарных частиц, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни. Основные типы движения: 1.- это движе­ние, когда сохраняется качество предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Про­цессы, связанные с преобразованием качества предме­тов, с появлением новых качественных состояний, кот. как бы развертывают потенциальные возможно­сти, скрытые и неразвернутые в предшест­вующих качественных состояниях, характеризу­ются как  развитие. Процесс развития - это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организа­ции, кот. рождаются из предшествующих им систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных превращений, не выходя­щие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В неживой природе ярким примером первой разновид­ности развития может служить эволюция звезд. Существует несколько качественно различ­ных форм движение материи: механ, физическая, хим, биологическая, социальная.

40.Пространоство и время - формы бытия и материи. Современные естественно - научные теории пространства и времени.   

Пространство - осн. формы существования материи. Философию прежде всего интересует вопрос об отношении в. и п. к материи, т. е. явля­ются ли В. и п. реальными или это чистые абстрак­ции, существующие только в сознании. Фило­софы-идеалисты отрицают зависимость в. и п. от материи и рассматривают их то как формы индивиду­ального сознания (Беркли, Юм, Мах), то как априорные формы чувственного созерцания (Кант), то как категории абсолютного духа (Ге­гель). Материализм подчеркивает объективный характер в. и п., В том, что в. и п. неотделимы от материи, проявляется их универсальность и всеобщ­ность. П. выражает порядок расположения одновременно сосуществующих объектов, в. же - последовательность существования сменяющих друг друга явлений. В. необратимо, т. е. всякий материальный процесс развивается в одном направле­нии - от прошлого к будущему. Диалектиче­ский материализм признает не просто внешнюю связь в. и п. с движущейся материей, а считает, что движение является сущностью в.и п. и что, следовательно, материя, движение, В. и п. неотделимы друг от друга. Эта идея получила подтверждение в совр. физике. Естествознание 18 -19 в., говоря об объективности в., и п., рассматри­вало их, вслед за Ньютоном, в отрыве друг от друга и как нечто самостоятельное, существующее совершенно независимо от материи и движения, В соответствии с атомистическими взглядами древн. натурфилософов (Демокрит, Эпикур) естествоиспыта­тели вплоть до 20 в. отождествляли п. о пустотой, считали его абсолютным, всегда и повсюду одинаковым и неподвижным, а в. - протекающим равно­мерно. Совр. физика отбросила старые представле­ния о п. как пустом вместилище тел и о в. как едином для всей бесконечной вселенной. Гл. вывод теории относительности Эйнштейна состоит как раз в установлении того, что в. и п. сущест­вуют не сами по себе, в отрыве от материи, а находятся в таком универсальной взаимосвязи, в к-рой они теряют самостоятельность и выступают как стороны единого и многообразного целого. Общая теория относительности доказала, что течение времени и протяженность тел зависят от скорости движения этих тел и что структура или свойства четырехмерного континуума (простран­ство-время) изменяются в зависимости от скопле­ния масс вещества и порождаемого ими поля тяготения. В создании совр, теории в. и п. боль­шую роль сыграли идеи Лобачевского, Б. Римана, К. Ф. Гаусса. Открытие неевклидовой геометрии опровергло кантовское учение о в. и п. как внеопыт­ных формах чувственного восприятия, Исследования Бутлерова, Е. С. Федорова и их последователей обнаружили зависимость пространст­венных свойств от физической природы материальных тел, обусловленность физико-химических свойств материи простраиственным расположением атомов. Факт изменчивости наших представлений о в. и п. используется идеализмом для отрицания их объективной реальности. Со­гласно диалектическому материализму, человече­ское познание в своем развитии дает все более глубокое и правильное представление об объек­тивно-реальном в. и п.