Фома Аквинский. Построение теологии на базе аристотелевской философии. Критика аверроизма

План ответа:

1) Фома Аквинский (1225 – 1274), биография.

2) Критика аверроизма. Разрешение противоречий между религией и наукой.

a) Знание = опыт + божественное;

b) Нет иррационального, для божественного разума всё понятно, а человеческий разум какие-то вещи просто не в состоянии понять;

c) Религия первична, наука вторична;

3) Связь с Аристотелем, природа тоже предмет философии.

4)  5 доказательств бытия бога.

a) Движение;

b) Причинность;

c) Необходимость;

d) Степень совершенства;

e) Совершенство;

5) Душа и тело едины.

Фома Аквинский (1225 – 1274)

Он родился в знатной графской семье в Неаполитанском королевстве, близ
местечка Аквино, и с раннего детства воспитывался в бенедиктинском монастыре Монте Кассино. С 1239 г. в течение нескольких лет будущий теолог обучался в Неаполитанском университете. Несмотря на энергичные протесты своего семейства, юный Фома в 1244 г. стал монахом доминиканского ордена. Его руководители направили его учиться в Парижский университет, где он стал магистром теологии и в последствии читал лекции. Наиболее важным его делом, предпринятым по поручению римской курии, было переосмысление аристотелизма в христианско-католическом духе.

Во время преподавания Фомы Аквинского в Парижском университете там шло противостояние августинианцев (традиционное, консервативное направление, «ворчуны»; философия для них выражалась в идее, что Бога можно понять через душу и наоборот; иррациональное истолкование божественной деятельности и выражавших её вероучений) и аверроистов (разделение науки и религии). Фома Аквинский критиковал и тех, и других, но был особенно не согласен с аверроистами и вёл против них борьбу. (Цель: поставить научно-философское знание под контроль церкви, реабилитировать теологию.)

Противеречия между философией и наукой итеологией, и религией (вера=христианско-католическая доктрина vs. Философия и накопленные конкретные знания), как их разрешить.

В предшествующее столетие многие пытались рационализировать теологию, что ставило её в зависимость от философии, например, Абеляр, Аверроэс. Концепция «двух истин»: разные результаты у теологии и науки, так как методы и предметы исследования различны (полное различие!).

Фома Аквитанский боролся против этих идей и разработал свою доктрину, которая до сих пор действует в римско-католической церкви.

Наука и философия выводят свои истины опираясь на опыт и разум, а теология – на откровение, Священное писание. Но их предметы различны лишь частично. Знания делятся на полученные опытным путем (наука; не имеют прямого отношение к религии) и божественные знания(религия). В божественном знании есть часть первостепенных догматов, которые нуждаются в философском обосновании, но не потому что не могут без него обойтись, а потому что, будучи обоснованными, они становятся ближе человеку как мыслящему существу и тем самым укрепляют его веру. Лишь некоторые догматы поддаются обоснованию (напр. Бытие Бога), остальная часть не может быть обоснована (первородный грех, воплощение Христа, воскрешение мертвых и страшный суд).Они отнюдь не противоразумны, не иррациональны, а сверхразумны. Их доказательство не под силу человеческому уму, они не познаваемы для него, но полностью ясны совершенному уму бесконечной божественной личности (то есть в мире нет ничего иррационального, просто какие-то сверхъестественные вещи может понять только сверх разум). Религия первична, наука вторична, так как вера подкреплена откровениями, если религия и наука дают противоречащие друг другу утверждения, выбирать надо утверждение, основанное на религии, а в утверждении, полученном логическими выводами, где-то есть ошибка. Подчинение науки вероучению; теология – главная наука, остальные – лишь её служанки и должны только подкреплять положения и «сведения», содержащиеся в Библии.