Характерные черты п-п теории эпохи возрождения

Хронологически эта эпоха относится к средневековью (с14 по 16 вв), но по характеру мыски, культорого.основе она отличалась явным антифеодальным характером и подрывала устоявшийся режим. Сам термин возрождение был введен в 16 веке и означал возобновление, повторное открытие европейцами античной цивилизации. При этом нужно учитывать, что интерес появился гораздо раньше еще в 12 веке с момента создания первых иниверов и средневековые этиологи активно использовали его для выведения классификаций. Но мотивы и цели его использования были совсем иные, т.е. их интересовали только выдуманные ими моменты (Н: целесообразность смешанной формы правления, взгляд на гос-во со стороны мысли народа). П-п мстители возрождения обращаются к античности как следствие выражения своего неприятия установленных католицизмом понятий и доктрин. Основной чертой становится гуманизм, т.е признание самоцености личности, уважние достоинства человека, провозглашение творческих проявлений индивида в качестве наивысшего блага.

Идеология возрождения была направлена против средневековой схоластики и отстаивало необходимость секуляризации общ. сознания. Идеология настраивала на свободу мышления, самостоятельный и независимый поиск истин, приоритет чувственного познания окруж.мира.

Стиль возрожденческого мышления требовал для познания объекта рассмотрения нескольких точек зрения с признанием того, что в каждой из них заложена доля истины, и устранение противоречий между ними в данном случае было возможно только путем согласования и рассмотрения объекта во всем многообразии его проявления.  Такая установка делала несостоятельными претензии на монополию истины.

К числу основных п-п идей эпохи возрождения можно отнести следующее

- определение судьбы человека не пего происхождением и соц. Статусом, а его достижениями и личными заслугами.

- провозглашение одним их главным достоинством человека – его гражданственность, т.е. стремление служить на пользу общего блага (республики)

- определение естества человека как общественного и заложенных в нем изначально соц-полезных качеств.

Во всех этих идеях прослеживается влияние античности. Но главная причина отнесения этого периода к средневековью – приоритет сохранения священного писания. Новая идеология еще только формируется и не освобождается полностью от влияния теологии.

ТЕМА: П-П ТЕОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (17-18 ВВ)

ВОПРОС 1. Предпосылки и особенности западно-европейского рационализма

Термин НОВОЕ ВРЕМЯ появился еще в эпоху Возрождения, его создали философы – гуманисты для объяснения трехчленного деления истории (др.мир, ср.века и новое время). Распрост.был термин НОВАЯ ИСТОРИЯ, формирование кот.происходило на сломе феодальных порядков. По сути термин НВ означает переход к буржуазному обществу.

Эпоха просвещения привязывается к 17-18 вв, и в отличие от НВ, кот.хараактеризует новый тип общества, просвещение хар-ся особенности идеолгии, культуры и науки.

Расцвет эпохи просвещения приходится на 18 век, поэтому период 17-18 вв.харак-ся просвещением.

Идеология просвещения – наследие античной философии

- это идеи христ.доктрины о человеке как личности, достойной уважения и свободы выбора

Это идея обособления религии от п-п- сферы, выведенной эпохой возрождения.

Наиболее важная черта – национализм. Отличается от античной. В античной этот термин использовался, чтоб подчеркнуть контраст с философией древнего востока. Античное п-п мышление фактически было рциональным, но только в эпоху просвещения приоритет человеческого разума не просто вытекал из общего характера мысли, разум идеализировался и именно это определяло сам характер п-п мысли и постановку проблем.

Объективнми факторами, кот.способствовали такой рационализации мышления были все те обст-ва, кот. Укрепляли веру человека в свои собственные возможности. В европе этому способствовал процесс модернизации (общество нового времени), кот в сфере производства проявлял себя в виде индустриализации, в соц – урбанизация (рост городов), в полит – демократизация.

«знание – сила» Френка Бэкона – является лозунгом этой эпохи. Но если рац.мышление античности основывалось на изучении природы с целью самопознания, то человек эпохи просвещения стремится обладать знаниями законов природы, чтобы руководить ее и изменять природу и собственное место в ней.

В отличии от эпохи возрождения, где только зарождается идея освобождение науки от религии, для эпохи просвещения – секуляризация принципиальная. Поэтому ее рационализм поступает как противоположность, как яркий контраст теологической философии, как вызов, согласно кот можно строить научные концепции и приходить к истине независимо от религии.

Секуляризация не означает отделение от морали. Важной п-п идеей просвещения явл-ся возможность построения системы этических, моральных принципов независимо от религиозной основы. Провозглашается тезис, что нерелигиозное общество способно ....отрицание религиозной основы философии приводит к идеи самоценности нравственности, ее привязка к религии свободна даже исказить нравственные ценности и разразить религиозную нетерпимость. Эта мысль была высказано фр.философом Адрианом Бае, после чего философы боялись показать себя атеистами.

Одной из важных п-п идей явл-ся идея гражданственности, как особая черта личности, означает активно действовать на пользу обществу и государству. При этом нередко такая идея обусловливалась атеизмом, т.к. утверждалось, что религиозность препятствует развитию.

Принято обособлюять английское и фран.просвещение:

 ----Считается, что англия вступила на путь просвещения раньше и отличалась более умеренными идеями.

 ----Анг.просвещение носит более узкий характер (аристократический), а идеи фр.просветителей рассчитаны на широкие массы и более радикальны, но в нем можно видеть осторожность в отношении критики главного из устоев государственности – монархии.