Характерные черты российской философско-правовой мысли

Особенности становления русской философской мысли.

Русская философская мысль по праву является частью мировой философии. Она прошла долгий путь развития, в котором можно выделить следующие этапы: ХI – первая половина ХVIII вв. – постановка философских проблем, имеющих религиозное и эстетическое содержание (митрополит Илларион «Слово и законе и благодати», Кирилл Туровский, Владимир Мономах). вторая половина ХVIII – первая четверть ХIХ вв. – проникновение западно-европейских философских веяний (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев). вторая четверть ХIХ в. – начало ХХ в. – становление и развитие самобытной русской философии. после 1922 г. – философия русского зарубежья. В 1922 г. по приказу В. Ленина декрету правительства большевиков были высланы из России около 150 русских ученых – философов (в том числе, Н. Бердяев, И. Ильин, С. Франк, Н. Лосский, Л. Карсавин).

Поскольку многие из них покинули Россию на пароходе, эта высылка получила название «философский пароход». Философская мысль в России начинает зарождаться в 11 веке под влиянием процесса христианизации. Одним из выдающихся мыслителей русского средневековья был митрополит Илларион (30-40 гг. ХI в.). Его избрание в сан без благословления византийского патриарха положило начало независимости русской церкви от Константинополя. В своем трактате «Слово о Законе и Благодати» он сопоставляет два мировоззрения – Ветхий Завет и Новый Завет. Не отвергая Ветхий Завет, основанный на законе Моисея, Илларион критикует его этническую ограниченность и одобряет характер Евангельской Благодати: «Истина – выше Закона, ибо она включает в себя добро и красоту». Продолжает традиции Иллариона крупный мыслитель и выдающийся политический деятель Владимир Мономах. Его «Поучение» написано как наставление правителю. Мономах утверждает, что не откровение, не правоверие, а только разум, знания делают князя справедливым и мудрым правителем. Дальнейшее развитие русской философской мысли связано с обоснованием особого предназначения православной Руси, что отражается в теории игумена Елиазаровского монастыря Филофея – «Москва – третий Рим», разработанной во время правления Василия III (16 в.). Эта доктрина, во-первых, означает желание Москвы стать третьим и последним центром православия (после Рима и Константинополя), а, во-вторых, передает имперские амбиции Российского государства, претендующего на то, чтобы стать третьей великой империей. Характеризуя особенности развития философии России 18 -19 вв., следует отметить, прежде всего, неблагоприятные условия ее существования, по сравнению с западноевропейскими. В то время, когда в университетах Западной Европы великие философы Кант, Шеллинг, Гегель совершенно свободно излагали свои философские взгляды, в России преподавание философии находилось под строгим государственным контролем, не допускавшим никакого свободомыслия. Такое отношение к философии объясняется чисто политическими мотивами и подтверждается известным высказыванием министра образования Ширинского-Шихматова – «Польза философии не доказана, а вред – возможен». Поэтому до второй половины 19в. философская проблематика развивалась в России не на специальных факультетах, а в литературно-философских кружках. Второй характерной чертой стал специфический культурно-исторический фон, на котором формировалась русская философия. В России произошло смешение двух типов культур: западноевропейской, основанной на рационалистическом подходе, и восточной (византийской) с ее интуитивным мировосприятием. Третья характерная черта русской философии – это особая проблематика, выразившаяся в двух важнейших темах: тема человека и постижение смысла его жизни (поэтому русская философия носит антропологический характер) и тема исторической судьбы России. Четвертой особенностью самобытной русской философии стала ее тесная связь с религиозным (православным) мировоззрением. В русской философии 19 – начале 20 вв. можно выделить следующие направления: 1. Материализм. Представители этого направления - А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов. 2. Русское почвенничество. Характеризовалось верой в почву, т.е. в русский народ. Представители - А.А. Григорьев, Н.Я. Данилевский, Ф.М. Достоевский. 3. Русский консерватизм. Его идеология выражалась в формуле: «Православие. Самодержавие. Народность». Представитель консерватизма К. Н. Леонтьев утверждал: «Демократия никогда не впишется в систему государcтвенного устройства России». 4. Русский космизм – учение о неразрывном единстве человека и космоса, о космической природе человека. Основатель религиозного космизма – Н.Ф. Федоров. Его теория носила название «общее дело», одна из основных идей этой теории – воскрешение отцов. О Федорове Л. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Представители естественнонаучного космизма - К.Э. Циолковский (идея освоения космического пространства), В.И. Вернадский (теория ноосферы), А.Л. Чижевский (создатель астробиологии). 5.Русская религиозная философия. Самое обширное и разностороннее направление. Наиболее видные представители – В.С.Соловьев, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Л.Шестов, П.А. Флоренский, С.Булгаков, С.Франк.
Главной особенностью русской философии, по мнению В.В. Зень- ковского (1881-1962), является то, что «русская философская мысль всегда (и навсегда) остается связанной со своей религиозной стихией, со своей религиозной почвой; здесь был и остается главный корень своеобразия, но и разных осложнений в развитии русской философской мысли». Зеньковский выделил следующие общие характеристики русской философии: 1) антропоцентризм русских философских исканий; 2) нетеоцентричность русской философии (хотя в значительной части своих представителей, глубоко и существенно религиозна); 3) некосмоцентричность (хотя вопросы натурфилософии очень рано привлекли внимание русских философов); 4) она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе, о путях, смысле и целях истории. Всюду доминирует моральная установка - здесь лежит один из самых действенных и творческих истоков русского философствования; 5) русская философия сплошь историософична, она постоянно обращается к вопросам о смысле истории, конце истории.






По мнению Н.А. Бердяева (1874-1948), основными чертами в русской философии являются жажда целостного миросозерцания, органического слияния истины и добра, знания и веры. Бердяев писал о том, что в русской философии есть, конечно, много оттенков, но есть и что-то общее, что-то своеобразное, образование какой-то новой философской традиции, отличной от господствующих традиций современной европейской философии. Русская философия в основной своей тенденции продолжает великие философские традиции прошлого, греческие и германские, в ней жив еще дух Платона и дух классического германского идеализма. Но германский идеализм остановился на стадии крайней отвлеченности и крайнего рационализма, завершенного Гегелем. Русские философы, начиная с Хомякова, дали острую критику отвлеченного идеализма и рационализма Гегеля и переходили не к эмпиризму, не к неокритицизму, а к конкретному идеализму, к онтологическому реализму, к мистическому восполнению разума европейской философии, потерявшему живое бытие. И в этом нельзя не видеть творческих задатков нового пути для философии. Русская философия таит в себе религиозный интерес и примиряет знание и веру.

C.JI. Франк (1877-1950) в работе «Сущность и ведущие мотивы русской философии» отмечал, что русской философии присуща с малолетства интуиция, ее особенностью является постижение истины не в логических связях и благообразной систематичности. Специфика постижения истины в русской философии осуществляется через правду. Истина рассматривается в смысле теоретически адекватного образа действительности. Важнейшее значение придается нравственной правоте, нравственным основаниям жизни, духовной сущности бытия. По мнению СЛ. Франка, русское философское мышление в своей типично национальной форме никогда не было чистым познанием, бесстрастным теоретическим пониманием мира, а всегда было выражением религиозного поиска святости. Главным содержанием русской философии является религиозная этика. Русская философия - это, прежде всего, философия истории, социальная философия.

В советский период русской религиозной философии противопоставлялась научная марксистско-ленинская философия, трактуемая как наука о наиболее общих законах природы, общества и познания. Марксизм-ленинизм постулировался в качестве мировоззрения и теории, охватывающей все стороны бытия, согласующейся с данными науки, общественно-политической практики, содержащей ответы на все вопросы или включающей методы, пользуясь которыми можно найти эти ответы. Предназначение философа состояло в реализации данной иде- ологемы с точки зрения изучения закономерностей и доработки, конкретизации применительно к изменяющимся условиям тех или иных частей проекта. В советской философии на результаты философской работы накладывалось существенное ограничение - они должны были представляться как соответствующие марксистско-ленинской теории.

Сокращение философских исследований началось в России с 30-х годов, после организованных И.В. Сталиным выступлений против A.M. Деборина (Иоффе), Н.А. Кареева и других, получивших идеологическое клеймо «меныиевиствующих идеалистов». Усилилась идеологическая ангажированность отечественной философии в связи с публикацией работы Сталина «О диалектическом и историческом материализме» (1938), объявленной «вершиной» марксистской философии. Философская дискуссия 1947 г. еще более усугубила положение философии и философов в стране. Философия, вырождаясь в политизированный феномен, в значительной мере стала в условиях культа личности орудием тоталитарного режима. Вместе с тем, даже в таких условиях ряд философов сумели проводить позитивную работу. Это, прежде всего, Б.М. Кедров (1903-1985) в области философских проблем естествознания (история химической атомистики, периодический закон Д.И. Менделеева, психология научного творчества, классификация наук, теория диалектики, философско-методоло- гические проблемы современных наук (химии, физики, б.иологии), науковедения, научно-технической революции, проблемы взаимосвязи философии и естествознания). В разработке истории философии значительны заслуги В.Ф. Асмуса (1894-1975) и А.Ф. Лосева (1893-1988). В 60-х годах создались условия расширения тематики исследований и углубления подхода к актуальным вопросам философской науки. Серьезно расширился круг исследований проблем материалистической диалектики, теории познания, диалектической логики, методологии и логики науки в работах Э.В. Ильенкова, М.М. Розента- ля, П.В. Копнина, Г.С. Батищева, B.C. Библера и других. Формируется отечественная методология науки, в которой синтезировались системные представления и диалектика, разрабатывался системный метод исследования. Философское осмысление новейших открытий в физике, космологии, биологии, кибернетике и других конкретных науках дано в трудах философов И.В. Кузнецова, М.Э. Омель- яновского и естествоиспытателей П.К. Анохина, Б.Л. Астаурова, Д.К. Беляева, А.И. Берга, П.Л. Капицы, Н.Н. Семенова, В.А. Фока, В.А. Энгельгардта. Плодотворно разрабатывались философские вопросы психологической науки усилиями Б.Г. Ананьева, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна. Новое развитие получило изучение историко-философских проблем в исследованиях А.С. Богомолова, Т.И. Ойзермана. В критическом ключе изучалась западная философия. Значителен вклад философии советского периода в разработку проблем гносеологии, теории сознания, в исследование проблемы идеального и проблемы человека. Несмотря на существовавшую систему идеологических запретов, изучалась и социальная действительность.

Существенной чертой советской философии, развивавшейся под флагом научности, было ее стремление к систематичности. Способность к систематическим построениям весьма высоко ценилась в обществе и вырабатывалась системой философского образования.