Хронология и списки царей

С одной стороны, может показаться, что датировать правление всех израильских и иудейских царей несложно: достаточно для Иудеи взять за исходную точку 586 г. (для Израиля – 722 г.) и вести отсчет в обратном порядке. Но если просто суммировать библейские данные о правлении иудейских царей, то получим 393 года, а для израильских – 241. В итоге получаем противоречие: 722 + 241= 963, а 586 + 393 = 979, причем ни одна из этих дат не является годом разделения израильской монархии (931 г.).

Трудность хронологии связана с тем, что зачастую цари уже при жизни ставили себе соправителей (старшие сыновья или дети любимых жен), чтобы обеспечить твердую преемственность правления и обезопасить государство от борьбы за власть. Потому, когда автор книги Царств начинал отсчет времени правления царя, то он мог за точку отсчета взять дату соправления данного царя своему отцу, а не дату начала единодержавного правления.

Кроме того, в Израиле и Иудее по-разному определяли количество лет правления царя. В Иудее пользовались месопотамской системой отсчета, принятой в Ассирии и Вавилоне, где считались только полные годы царствования, начиная с первого дня Нового года (т. е. год вступления на престол не учитывался). В Израиле же Иеровоам I ввел египетскую систему отсчета: год вступления на престол считался 1-ым годом правления, даже если коронация пришлась на конец года. Именно поэтому правление Иеровоама I датируется 931 – 910 гг. (т. е. 21 год), тогда как в Библии говорится, что он правил 22 года.

В силу этих причин (традиции назначения соправителя и различные системы отсчета) библеисты в своей датировке правления израильских и иудейских царей разнятся друг от друга, однако эти отличия несущественны (±5лет).

Израильское царство. Иудейское царство
*Иеровоам I (931 – 910)  Нават (910 – 909) *Вааса (909 – 886)  Ила (886 – 885) *Замврий (885) *Амврий (885 – 874)  Ахав(874 – 853)  Охозия (853 – 852)  Иорам (852 – 841) *Ииуй (841 – 814)  Иоахаз (814 – 798)  Иоас (798 – 782)  Иеровоам II (793 – 753)  Захария (753 – 752) *Селлум (752) *Менаим (752 – 742)  Факия (742 – 740) *Факей (740 – 732) *Осия (732 – 722) – Ровоам (931 – 913) – Авия (913 – 911) ± Аса (911 – 869) ± Иосафат (872 – 848) – Иорам (854 – 841) – Охозия (841) – Гофолия (841 – 835) ± Иоас (835 – 796) ± Амасия (796 – 767) ± Азария (Озия) (790 – 739) ± Иоафам (750 – 731) – Ахаз (735 – 715) + Езекия (729 – 686) – Манассия (696 – 642) – Аммон (642 – 640) + Иосия (640 – 609) – Иоахаз (609) – Иоаким (609 – 597) – Иехония (597) – Седекия (597 – 586)

Примечания к спискам царей.

1.В списке израильских царей звездочками (*) отмечены имена представителей (родоначальников) новых династий.

2.Значки перед именами иудейских царей означают оценку, которую дает им автор книги Царств: знак «–» означает осуждение, знак «±» означает умеренное одобрение, а «+» – высшую похвалу.

3.Для Иеровоама II и некоторых иудейских царей первая дата означает начало периода соправления своему отцу-предшественнику.

4.Годы, выделенные жирным шрифтом, необходимо выучить наизусть.

Причины разделения Израильского царства.

1. Духовная причина (так как Израиль был богоизбранным народом, его история подчинялась иным законам, чем история других держав древнего мира, и потому этот аспект должен быть назван в первую очередь) – неверность Соломона, его преступления против Завета. В качестве наказания Господь отторг у сына Соломона большую часть территории. Вмешательство Господа в первую очередь выразилось в том, что Он возбудил против Соломона ревнителей чистоты яхвизма во главе с Ахией Силомлянином.

2. Сепаратизм северных колен. В течение всей эпохи судей северные колена жили обособленно от Иудеи; они были даже чисто географически отделены цепью Газер – Гаваон – Иерусалим. Даже при царе Сауле Иудея подчинялась ему лишь номинально. Только Давиду удалось благодаря своему таланту и помощи Божией объединить север и юг, но это единство не было прочным (вспомним восстание Савея). Кроме того, в официальных документах Израиль отделялся от Иудеи (перепись, 2 Цар. XXIV).

3. Недовольство северных колен господствующим положением колена Иуды. На Севере в течение эпохи судей сложились собственные традиции, были явлены свои герои (Иисус Навин, Гедеон, Самсон), в то время как Иудея ничем себя не проявила (даже наоборот, иудеи выдали Самсона филистимлянам). Поэтому северные колена были недовольны ущемлением своих политических прав.

4. Экономическая причина: Соломон ввел многочисленные налоги и повинности, которые тяжелым бременем легли на плечи северян, в то время как Иудея была освобождена от налогов.

5. Господствующее положение Храма в Иерусалиме могло вызывать недовольство северян, которые были привязаны к своим священным местам (Дан, Офра, Сихем).