Церковная иерархия первого века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным

История Древней Христианской Церкви

История Церкви – древние источники, современное научное изучение.

Источники церковной истории: непосредственные (описание опытной наблюдаемой жизни) и посредственные (пользуясь чужими данными и со слов).

 Монументальные источники: а) произведения христианской живописи, архитектуры и скульптуры (напр., катакомбы); б) надписи на печатях, монетах и др. предметах.

Письменные памятники: а) римско-византийские юридические предписания касательно христиан – эдикты, указы, новеллы, духовные и светские касательно христианской Церкви; б) различные христианские акты официального, юридического характера – постановления соборов поместных и вселенских, послания епископов, митрополитов, патриархов различным церквам, обществам и лицам; в) древнейшие литургии и предписания культа, символы и разнородные исповедования, или изложения веры, мученические акты; г) творения свв. отцов и учителей Церкви и церковных писателей.

Христианство развивалось в пределах греко-римского мира, где существовала древняя и значительная историческая традиция. Христианские писатели примкнули к этой традиции, так что христианская история начала обрабатываться очень давно. Евсевий Кесарийский – отец церковной истории (перв. пол. IV в.). Практически все века Церковной истории были описаны и документированы. История православия изобилует различными катастрофами: изобретение книгопечатания совпадает с падением Константинополя. После этого начинается культурный упадок во всем православном мире, в то время как Запад становится мощнее. Поэтому первые труды по истории Церкви были созданы на Западе. Апологетический труд Цезаря Барония и по сей день имеет большое значение (XVII в.).PG (Patrologia Graeca) – сводное издание всех греческих отцов и церковных писателей французского аббата Минь в сер. XIX века. 162 тома, но научно недостаточны, поэтому за последние десятилетия изданы еще труды по истории Церкви. Россия за последние десятилетия была выключена из мировой научной жизни в области церковной истории и др. богословских наук. Мы должны использовать труды западных ученых и православных других стран. 

Писатели и источники:

· Евсевий Кесарийский – отец церковной истории

· Лактанций (о смертях преследователей) – идея покарания плохих правителей и возвеличивания хороших.

· Писания мужей апостольских – Дидахэ, послания епископов

· в т.ч. Афанасий Великий и прочие.

· Св. Игнатий Богоносец

Начало истории Церкви, предпосылки быстрого распространения христианской проповеди.

Церковная история, как принято считать, начинается в день Пятидесятницы - Схождения Святого Духа в виде огненных языков на апостолов.

Препосылки:

· существование огромной по размерам Римской Империи (Ойкумена) (а это безопасные дорогие и путешествия, распространенённая торговля и прочее);

· эллинистическая культура (В Великой Империи существовал единый язык, который был доступен большинству ее населения, и христианская проповедь могла звучать именно на этом языке.);

· в III веке до Рождества Христова был сделан перевод Священного Писания Ветхого Завета на греческий язык, знаменитая «Септуагинта», иначе - перевод 70-ти толковников, который стал средством проповеди ветхозаветной религии в языческой среде. Эта среда, среда евреев рассеяния, и всех, кто в той или иной мере сочувствовал ветхозаветной религии, и явилась той средой, где с чрезвычайной быстротой стала распространяться проповедь о Христе Спасителе, о Христе Воскресшем. Апостол, прибывавший в тот или иной город, сразу направлялся в синагогу и проповедовал в первую очередь там.                                  

·  Греческая философия, (тендеция стремления к личностному Богу). Состояние мира в тот момент хорошо выражено Гарнаком: «Одна империя, один мировой язык, одна культура, одно общее развитие в сторону монотеизма и одна общая тоска по Спасителю». Многие философы, в т.ч. неоплатоники начали самостоятельно доходить до многих христианских истин, пусть и в слегка искажённом плане.

· Подавляющее большинство религиозно ищущих людей чаще всего пытались найти ответы на свои вопросы в восточных религиях. Одной из таких восточных религий, имевших весьма широкую привлекательность, был иудаизм. А те, кто интересовались иудаизмом, более легко принимали христианство, так как знали В.З., пророчества и тд.

· Языческий мир к моменту появления христианской Церкви был в состоянии кризиса и разложения, это был духовно угасающий мир, в то время как Церковь была полна духовного горения, самой сильной жизненной энергии. Естественно, что первые христиане резко выделялись на фоне языческого общества, и сами бывали вынуждены рвать связи, которые их с этим обществом соединяли.

«С одной стороны – обилие чудес в век апостольский, высокая нравственная жизнь христиан, братская связь членов христианского общества, их благотворительность и помощь, как своим собратьям, так и язычникам и, наконец, Божественное учение, ими проповедуемое, – всё это привлекало многих вступать в Церковь Христову, с другой стороны, и сами язычники чувствовали большую потребность вступать в Церковь»

+ Кровь мучеников – семя церкви (Тертуллиан)

Церковная иерархия первого века. Служение епископов, пресвитеров и диаконов в сравнении с современным.

Первохристианство было изначально лаическим(от греческого слова «лаикос» - народ Божий) движением. Происходя из рода Давидова, Христос не принадлежал Левиину колену. Апостолы не имели никакого особого отношения к Иерусалимскому храму, т.к. и они не принадлежали левитскому священству. Не имели служения в храме и первые христиане. Поэтому они не могли воссоздать у себя левитского священства. Если позднее в их числе были священники (Деян. 6,7), то их участие в жизни Иерусалимской церкви не могло изменить лаического характера первохристианства. Мы знаем, что в синагогальной жизни участвовали священники, но они не имели в ней руководящего значения. Для иудейского сознания священство было тесным образом связано с храмом и без храма не могло существовать. Поэтому возникло учение о царственном священстве: «Вы род избранный, царственное священство , народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные» ( I Петр. 2 глава. 9 стих).

Но это священство для первоначального христианского сознания должно было быть связано с храмом. Если есть царственное священство, то есть и храм, и обратно, если есть храм, то должно быть и священство. Этим храмом не мог быть иерусалимский храм, пока он еще стоял, а тем более он не мог им быть, когда он был разрушен. Когда автор послания к Евреям развивал свое учение о первосвященническом служении Христа, то он строил его не по образу левитского первосвященства, а по «чину Мелхиседека», священника Бога вышнего, без отца, без матери и без родословия. И святилище, и скиния, в которую вошел Христос, были созданы не человеком, а Господом. Вместо рукотворенного храма христиане имеют нерукотворенный, вместо кровавых жертв- духовные жертвы.  Церковь есть «духовный дом», т.е. храм, живыми камнями которого становятся через крещение христиане. Будучи живыми камнями духовного храма, они причастны к первосвященству Христа. «Имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который он открыл нам чрез завесу, т. е. плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божьим да приступаем с искренним сердцем…» (Евр. 10, 19–20). Поэтому все верующие, а не часть, как это было в рукотворенном храме, составляют священство в духовном доме, т.к. входить в святилище могут только священники. В «духовном доме» не может быть кровавых жертв. В нем приносятся «духовные жертвы» через Иисуса Христа - Евхаристия.

Апостольская церковь не знала деления на клир и народ в нашем смысле, как и не содержала самих этих терминов.  Это - основной факт церковной жизни первоначальной эпохи, но из этого факта неправильно было бы сделать заключение, что служение в Церкви исчерпывалось общим для всех священническим служением. Это было служением Церкви. Поэтому другим фактом для Церкви стало разнообразие служений. Святой Дух, которым все крестились в одно тело и которым все напоены, разделяет дары каждому особо «на пользу  » (I Кор. 12 ,7) для действования и служения внутри Церкви. «И Он поставил одних апостолами, других учителями, иных евангелистами, иных пастырями к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова» (Еф. 4,11–12).

Так, когда христианская вера стала больше распространяться, апостолы на помощь своему служению учредили должности сперва диаконов (служитель), потом пресвитеров (старейшина).

· Диаконы - служение материальным нуждам христианской общины – распоряжение благотворительной кассой ее и раздача пособий бедным; совершение таинств иногда (диакон Филипп совершал крещение) Обо всех диаконах говорится, что они с большим успехом проповедовали, но, кроме того, в древней Церкви диаконы были ближайшими помощниками епископов и очень часто становились преемниками их (из римского диаконата в течение веков вырос институт кардиналов, т. е. институт должностных церковных лиц, которые во всей западной Церкви имеют огромное значение).

· Пресвитеры -  должны были заботиться об удовлетворении духовных потребностей христиан учением, нравственным водительством и священнодействиями.

Так как Церковь должна, по обещание Христову, пребывать до скончания века, то и апостольское служение должно было не окончиться с их смертью, а оставаться в Церкви вечно. Поэтому апостолы передали свои полномочия избранным своим преемникам с тем, чтобы это служение продолжалось в Церкви преемственно и неизменно. Этим лицам, получившим название епископов (в переводе «блюститель»), апостолы поручили в основанных христианских общинах высший надзор и управление Церквами, что апостолы не могли всегда удержать за собой лично, как обязанные распространить благую весть во всем мире.

Так, постепенно, образовалась в первой Церкви иерархия. Призванные лица составили особое служение членов Церкви, впоследствие названные клиром (жребий, доставшийся по жребию удел или доля). Прочие члены Церкви позже стали называться мирянами (принадлежащими к народу).

Так, в настоящее время в большинстве Христианских Церквей существует трехступенчатая иерархия: епископы, пресвитеры и диаконы.

Что касается слова «епископ» – оно, в первую очередь, в Деяниях и Апостольских посланиях а также других источниках неоднократно употребляется взаимозаменимо со словом «пресвитер», и мы видим, что еще нет различия между епископами и пресвитерами, эти два слова обозначают одно и тоже служение, в то время как впоследствии они стали обозначать различные ступени иерархии. Даже и в позднейших творениях церковно-отеческой литературы нет еще строгого различия между иерархическими лицами. Так, древнейший памятник после-апостольского времени Дидахи (1век) увещевает поставлять епископов и диаконов; он высоко ценит «проповедающих слово Божие». «Пастырь Ермы» упоминает об апостолах, епископах, учителях, диаконах. Только у Св. Игнатия Богоносца (+107) мы встречаем впервые точное разграничение иерархических местных должностей от харизматических служений в Церкви. Иерархия, по Игнатию, существует повсюду с епископом во главе, с пресвитериумом и с диаконами. «Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Диаконов же почитайте, как заповедь Божию».

Роль епископа св. Игнатий описывает так: «Без епископа не делайте ничего, относящегося к Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это… Не разрешено вне Епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, но все, что одобрит он, угодно Богу…». Епископ, таким образом, несет ответственность за все, происходящее в его общине, и в особенности за совершение Евхаристии. Лишь впоследствии, в результате исторического развития и фактической утраты первоначального понимания природы епископата, епископ превратился в администратора, заведующего многими евхаристическими общинами. В наше время функции епископа в местной общине фактически осуществляются пресвитерами, и это - существенное изменение древнехристианского церковного уклада.

Послания св. Игнатия свидетельствуют о том, что христианские общины, как ячейки Вселенской Церкви, закончили свою внутреннюю организацию к его времени. Весь христианский мир II и III в. состоял из общин, управлявшихся епископами, а не пресвитерами. Пресвитеры составляли при епископе совет или пресвитерий, помогали ему во всем, передавали общине его учение, заботу, распоряжения; диаконы несли служебные обязанности и были органами исполнительной власти. В это же время появляются низшие церковные должности.

Когда число христиан увеличится, городская община выделит из себя сеть подчиненных ей пригородных общин или «приходов». Тогда пресвитеры заменят в них епископа, станут его полномочными представителями, связующим звеном между ним и приходом.