Черты и направления современной западной философии: общая характеристика

Этот период развития философии принято также называть постклассической философией. Именно в середине 19 века появились важнейшие существующие до сего дня направления философии (философия жизни, позитивизм, экзистенциализм, марксизм, прагматизм). Критика философии Гегеля стала поводом к существенному пересмотру принципов развития философии. Критику философии Гегеля обычно принято делить на критику «слева» и критику «справа».

«Слева» критиковали гегельянство представители направлений материализма (Фейербах, Бюхнер, Маркс) и позитивисты (начиная с Конта). Они выступали против идеализма Гегеля, против её умозрительного характера, замечали очевидное пренебрежение Гегеля фактами в угоду стройности своей теории. Ф-я Гегеля подвергалась не менее мощной атаке «справа». Дело в том, что философии Гегеля был присущ оптимизм, вера в разумность мироздания, идея прогресса. С позиций иррационализма, «справа» крит. философию Гегеля Шопенгауэр и Кьеркегор, основоположники «философии жизни» и экзистенциализма. С их помощью происходит радикал. «переоценка ценностей». Намечается отказ ряда философов от приоритета рациональности, от принципов научности, от веры в безгран. прогресс.

Направления философии сер 19 – 20 вв. осознавали себя как продолжателей тех или иных направлений классич. (и даже более ранней) философии. Поэтому возникали такие достаточно распространённые направления в философии как неокантианство, неогегельянство, неотомизм. Считалось, что нужно развить учения мыслителей прошлого, приспособив их к новейшим достижениям науки и философии.

В целом для различных направлений постклассической философии характерно:

1. Отказ от чёткого противопоставления материализма и идеализма, осознаваемое или безотчётное стремление преодолеть их противоположность.

2. Практическая направленность философии, её нацеленность не столько на чистое познание, сколько на обеспечение деятельности, практику.

3. Снижается ориентация на разум в познавательной деятельности, признаётся значительная роль иррациональных форм познания (интуиции, дух. вживания, герменевтического разгадывания смысла). В научном познании преимущество отдаётся ориент. разумному и рассудочному познанию, сосредоточенному на постижении частных фактов (позитивизм).

4. Меняется просвет. отношение к человеку как к сугубо разумному существу. Многими направлениями постклассической философии была поставлена под сомнение теория прогресса.

Философия жизни» Ф. Ницше.

Основоположниками «философии жизни» являются Ницше (19 в.), Бергсон (19-20 в.), Шпенглер (19-20 в.). В рамках этого философского направления основное внимание уделяется вопросам истории общественной жизни, культуре, мировоззрению, «вечным» вопросам о смысле жизни, о природе сущего.

Одной из наиболее ярких фигур «философии жизни» был немецкий философ Ф. Ницше. Он развивал идею о том, что сущностью и законом мира является воля к власти, господство сильных над теми, кто слабее их. Ницше известен как создатель мифа о сверхчеловеке. В своих работах он создал этот образ идеального человека, взятого позднее на вооружение теоретиками фашизма. В своей деятельности «сверхчеловек» руководствуется не столько рациональным мышлением и нормами морали, сколько физиологическими потребностями и стремлением к власти. Одновременно, как считает Ницше, этот человек наделен высшими доблестями, совершенством и должен стать творцом более совершенных форм жизни и отношений в обществе, которое, в свою очередь, должно быть питомником по выращиванию сильных личностей.

Согласно взглядам Ницше, вся беда общества заключается в том, что люди, восприняв учение христианства о равенстве всех перед Богом, требуют равенства и на Земле. Идее социального равенства философ противопоставляет миф о природном, фатальном неравенстве людей. Существует раса господ, призванная повелевать, утверждает Ницше, и раса рабов, которая должна повиноваться. Поэтому надо отказаться от христианской морали, «морали рабов» и признать «мораль господ», не знающих жалости и сострадания (сильному позволено все).

Религию Ницше заменяет положением о «смерти Бога» и «вечном возвращении» как существовании бессмертной души.

Необузданная воля к власти, волюнтаризм, убежденность в иллюзорности всех научных и моралистических представлений – главные идеи этой философии.

Актуализация идей Ф. Ницше, 20 в. привела к формированию в Германии антропологического направления в философии (философская антропология).