Эволюционный гуманизм

Английский философ, биолог, один из активных деятелей современного международного движения свободомыслящих Дж.Хаксли (1887- 1975) заложил основы эволюционного гуманизма. По его мнению, религия является органом психосоциальной организации человека, касается проблем человеческой судьбы, эволюционирует вместе с развитием человека и общества. В труде «Религия без откровения» Дж. Хаксли подчеркивает, что появление религиозных воззрений обусловлено определенными обстоятельствами, вытекающими из связи человека с природой, а на более высокой ступени - с обществом. В своих трудах он проводит сравнительный анализ религии различных народов на разных ступенях развития древних культур. Цель подобного исследования состоит в желании понять психологические механизмы, которые лежат в основе религиозного опыта, а также показать, какое место занимает религия в жизни общества и человека. Ученый указывает на сходство между человеческим единством и единством религиозных систем. По его мнению, в современном обществе необходимо создать «новую религию», которая должна иметь дело с реальным миром и основы­ваться на общечеловеческих ценностях. В «новой религии» не будет элементов сверхъестественного, она будет связана с «чистой» силой интел­лекта и логикой. Такую религию он называет «эволюционным гу­манизмом», имея в виду, что в ней соединятся идеи гуманистической этики и теория эволюции.

Натуралистический гуманизм

Концепция натуралистического гуманизма разработана американским философом К. Ламонтом (род. 1902). По его мнению, все существующее в этом мире является продуктом естественного развития без какого-либо сверхъ­естественного вмешательства. Натурализм, подчеркивает К. Ламонт, рассматривает человека, землю и Вселенную как часть великой природы. В трудах «Иллюзия бессмертия. Философия гуманизма», «Свобода положительного выбора» в противоположность религиозной доктрине К. Ламонт утверждает, что человек является продуктом есте­ственной и социальной эволюции. К. Ламонт выступает против теории личного бессмертия человека; потусторонний мир есть не что иное, как земной мир, перенесенный воображением человека на небо, а бес­смертие души - это продолжительная жизнь человека в памяти людей. Но, отрицая любой вид личного бессмертия, он утверждает бессмертие человечества.

Защита свободы мысли и совести

Хотя в зарубежных странах существует разное правовое положение церкви, государства и школы, философское решение проблем свободы совести среди свободомыслящих сходно: они продолжают антиклерикальные традиции, присущие всему предшествующему сво[294]бодомыслию. Современные свободомыслящие выступают за отделение церкви от государства и школы от церкви. В США, например, активно действует «Американский союз борьбы за отделение церкви от государства». Одну из своих задач он видит в том, чтобы дать человеку нетеистическую веру, воспитать его в светском духе, высоко моральным. Именно нравственное воспитание даст возможность создать лучшую жизнь.[294]

Раздел пятый ДИАЛОГ РЕЛИГИОЗНЫХ И НЕРЕЛИГИОЗНЫХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ, МИРЕ

Глава XXII МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ТИПЫ