Эволюция религиозных представлений и культов в Древнем Риме в период республики

Государственная религиозная политика Древнего Рима

Существовавшие в Риме культы оказались интегрированными в государственную систему.

Государственные системы Древнего Востока показывают тесную связь между «дворцом» и «храмом», столь тесную, что она давала повод квалифицировать такой строй, как «сакральное царство»: «царь» и«первосвященник» часто объединялись в одном лице. Тот факт, что древневосточные государства легитимировали свою власть в значительной мере религиозно, очевиден: часто властвующее лицо (или династия) было связано с каким-то определенным божеством как представитель бога на земле, сын божий, воплощение бога. Подобный феномен наблюдается в Древнем Египте, Китае, Мексике и в ряде других случаев, очень часто с установлением родства с божеством, обладающим функциями верховного бога данного государства. Тем самым с помощью религии (типа «народной») устанавливается механизм передачи традиции. Тесное сращение власти и религии создает обоюдную зависимость, которая особенно явственна там, где (по крайней мере – теоретически) ритуальные действия государственной значимости должны выполняться «царем» (как, например, в Египте). Эта связь выражается еще и в том, что наряду с использованием религиозной системы как опоры государственной власти, очень часто религиозные специалисты начинают использоваться для службы в государственных целях. Политическая жизнь в таких обществах пронизана религией, ничего не происходит политически значительного без участия религии. Типичный пример – государственная жизнь в древнем Риме.

Однако притом, что политическая жизнь была пронизана религиозными ритуалами, это практически никогда не вело к доминированию религии над политикой. Высокий социальный престиж священнослужителей, как правило, был связан с их политическим безвластием, отсутствием политически заметного влияния. Никогда ни античная Греция, ни античный Рим не сталкивались с угрозой узурпации политической власти жреческой элитой.

Это обстоятельство связано не с недостатком политических амбиций духовенства, но главным образом с внутренней системой веры: «народные религии» (или «диффузные религии») в условиях сложившейся государственной власти оказываются не в состоянии достичь достаточно высокой степени организованности и самостоятельности. Такие религиозные системы продолжают существовать, мало изменяясь при смене режимов до тех пор, пока сохраняется государственная поддержка, прежде всего материального характера. Когда она прекращается, такие религии гибнут. Так произошло в Египте, такова судьба и римских культов, казалось бы таких устойчивых, но так быстро оказавшихся вытесненными христианством, когда оно получило государственную поддержку.

Римское жречество

ЖРЕЧЕСКИЕ КОЛЛЕГИИ ДРЕВНЕГО РИМА.

Особенность древнеримских жреческих коллегий заключалась в том, что они были созданы не только и не столько для отправления культа какого-либо божества, не только служили посредниками между человеком и богами. Эти коллегии должны были участвовать в светской общественной жизни древнеримской civitas, то есть выполнять ряд магистратских обязанностей, видимо, за неимением в «царский период» истории древнего Рима таких магистратур. Жрецы сами избирали себе товарищей путем кооптации, но право назначать лиц, которые должны были быть кооптированы, принадлежало народу. Это происходило на специально созываемых комициях под председательством консула, где позднее должны были присутствовать 17 триб, избранных по жребию.

АВГУРЫ.

Название коллегии происходит от латинского avis (птица), откуда avgvr, ris – птицегадатель. Коллегия состояла из 15-16 членов. Первоначально ритуалы авгуров были связаны с божествами плодородия. Они должны были улавливать и комментировать поданные божеством знаки: атмосферные явления, полеты и крики птиц, встречи с дикими животными. С течением времени особое значение стало придаваться гаданию по полетам птиц и поведению священных кур (ауспициям). Участие в гаданиях давало авгурам право распускать народное собрание, объявлять неугодными богу выборы того или иного магистрата, отменять уже принятые законы, обладать правом veto на любое решение, применять штрафные санкции против любого магистрата, нарушившего их табу. Государственные деятели Рима должны были прибегать к ауспициям перед каждым крупным политическим или военным актом. В подчинении у авгуров находились гаруспики, Сивиллины жрецы. Внешние атрибуты (инсигнии) их сана, который никто не мог отобрать, - кривой Ромулов жезл и короткий царский пурпурный плащ (трабея). Деятельность авгуров распадалась на две сферы: решение государственных дел таким образом, чтобы закону божественному (fas) не противоречил закон человеческий (jus) и чисто религиозные действия, в действительности часто неотделимые друг от друга. Они проводили обряд инавгурации царя и некоторых жрецов, им принадлежало право предсказания будущего на основании гадания по полету птиц, небесных явлений, наблюдений за звездами. Авгуры выясняли причины неурожая, болезней, других несчастий в римской общине. Именно им римляне обязаны разработкой судебного процесса вообще и процессуального следствия в частности. Авгуры обязательно участвовали при разборе по куриям апелляций к народному собранию при уголовных процессах (provocation ad populum). Коллегия эта просуществовала вплоть до эпохи Империи.

АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ.

Название коллегии происходит от латинского arvvm (пахотное поле). Коллегия включала в себя 12 человек. Это были жрецы полей, ведавшие почитанием божеств земли, испрашивающие у них плодородие. На празднике в конце мая Арвальские братья в ритуальных танцах и песнях испрашивали божественного благословения посевам и ниспослания урожая римской общине. Главная их богиня - Деа Диа (Dea Dia). Это не собственное имя, а нарицательное: Божественная Богиня. Ей приносили в жертву двух свиней, белую корову, жирную ярку в определенном, идущем еще с древности порядке. Члены коллегии в один из дней майского праздника совершали обряд амбарвалии, т.е. торжественный обряд обхода полей с жертвенными животными. Почти забытые обряды были возрождены при императоре Августе. В период Империи деятельность Арвальских братьев была связана с императорским культом. Ежегодно они принимали и выполняли обеты богам за здравие и благополучие правящего императора и его семьи, осуществляли священнодействия в его честь, а также другие обряды (например, отмечали день рождения императора).

ВЕСТАЛКИ.

Название Vestales произошло от латинского Virgines Vestae (девы Весты, богини домашнего и государственного очага). Для посвящения богине отбирались девочки 6-10 лет, которые, дав обет целомудрия, в течение 30 лет должны были выполнять свои жреческие обязанности, главная из которых - следить за поддержанием вечного огня в очаге храма Весты. Это единственная жреческая коллегия, которая со времени Нумы Помпилия получала что-то вроде заработной платы. Весталки находились во власти Верховного Понтифика, который и налагал на них наказания за преступления, прежде всего за нарушения обета безбрачия и целомудрия. При этом наказания носили чисто сакральный характер и обжалованию не подлежали. Весталки пользовались особыми почестями и привилегиями в римском обществе (правом распоряжаться своим имуществом самостоятельно, составлять завещание, правом амнистии преступника). Коллегия весталок состояла всего из 6 человек.

ГАРУСПИКИ.

Название переводится с латинского Haruspex как гадатель по внутренностям животных. Коллегия жрецов этрусского происхождения, которой предписывалось предсказывать будущее по внутренностям (главным образом - по печени) жертвенных животных. Предсказания их, однако, должны были быть удостоверены решением Сената. Гаруспики должны были пребывать в свите римского полководца. До императора Клавдия религиозной коллегией не считались, поэтому число их было неограниченно. Клавдий учредил коллегию из 60 человек. Свои обязанности эта коллегия исполняла до конца классической древности

ЛУПЕРКИ.

Одна из самых древних коллегий Рима, несомненно, изначально связанная со скотоводством, с защитой пастухов и их стад от диких зверей и бесплодия. Состояла из 10 человек, название дословно переводится как «гонитель волков» (Lvpercvs). Празднества совершались один раз в году, когда 15 февраля на Палатинском холме проходили Луперкалии, праздник, при котором луперки приносили в жертву козу или козла (как наиболее плодовитых животных) и совершали вокруг Палантина бег в одних набедренных повязках (так называемый «магический круг»), хлеща всех встречных ремнями из козьей кожи. Не выявлена связь луперков с каким-либо одним божеством. Источники связывают их и с Фавном, и с Марсом, и с Юноной, и с Луперком. Вероятно, Луперкалии первоначально представляли собой праздник первого выгона скота на зазеленевшие луга.

ПОНТИФИКИ.

Первоначально состояла из 5 членов, позднее расширилась до 15 человек. В переводе с латыни означает «мостостроитель». Коллегия эта занимала центральное место в римском государственном культе. Она осуществляла надзор за другими жреческими коллегиями, ведала календарем, священными обрядами и жертвоприношениями, касающимися жизни как отдельной семьи, так и государства, погребальным культом, сакральным правом, посвящением храмов тем или иным богам. Понтифики в качестве консультантов давали заключение относительно всех сакральных дел (например, принятие и выполнение обетов) с тем, чтобы обеспечить согласие общины с богами, и могли тем самым осуществлять свое влияние на политику. В семейном праве понтифики следили за сохранением родовых и фамильных священнодействий, осуществляли контроль за обрядами усыновления и оглашения завещаний, принимали участие в заключении брака по обряду конферреацио, следили за обрядами погребения и сохранением гробниц. Глава их, Великий Понтифик, был главой римской религии. Начиная с Божественного Юлия, римские императоры были Великими Понтификами, пока император Грациан не сложил с себя эти полномочия. Ныне этот языческий титул носит римский Папа.

САЛИИ

Название происходит от латинского слова «прыгун» (salier). Существовало 2 жреческих коллегии, которые включали в себя 12 человек от Палантина и Квиринала. Жрецы бога войны и плодородия Марса, совершавшие публичные шествия в марте и октябре. Одетые в короткие пурпурные туники и старинные боевые доспехи, со священными щитами, они исполняли в честь Марса ритуальные танцы и пели песню. Исследователи отмечают тесную связь коллегии с римской военной организацией. Мартовские празднества с участием салиев означали окончательную сакральную подготовку римской общины и ее войска к войне и выступлению в поход, а октябрьские - завершение общиной годовой военной активности. Император Август возобновил пришедшую в упадок к концу I в. до н.э. коллегию салиев.

ФЕЦИАЛЫ.

В обязанности фециалов входило точное соблюдение принципов международных отношений и их правильное оформление: объявление войны, заключение мира, выдача пленных и заложников и т.д. В качестве консультантов и защитников международных отношений, опираясь на «право народов» (Jus gentium), еще со времен глубокой древности, первобытных догосударственных отношений фециалы:

присутствовали при заключении различного рода международных договоров, скрепляя их определенными строго регламентированными обрядами;

отправлялись к потенциальному противнику Рима, чтобы попытаться решить разногласия еще до объявления войны;

объявляли войну Рима с каким-либо противником, бросив копье на территорию врага;

сопровождали лиц, нарушивших договор и обещания, с тем, чтобы выдать их врагу;

выносили приговор римскому военачальнику, нарушившему клятву, присуждали его к смертной казни и отдавали палачам

Коллегия фециалов включала в себя 20 человек. Этимология слова не ясна, ученые производят ее от нескольких латинских терминов – fides – верность клятве, foedus – союзный договор, fas – божественное право.

ФЛАМИНЫ.

Коллегия состояла из 15 членов, название происходит от латинского слова flamen – жрец какого-то определенного божества. Должность фламина появилась согласно римской исторической традиции при царе Нуме Помпилии. К числу первых так называемых «великих фламинов» принадлежали Фламин Юпитера (Flamen Dialis), Фламин Марса (Flamen Martialis), Фламин Квирина (Flamen Qvirinalis), избираемые из патрицианских семей. Позднее появилось 12 «младших фламинов», избираемых из плебеев. Они служили другим богам (Флоре, Вулкану и т.д