Элеаты. Учение о неизменности бытия

Элейская школа, получила свое название от города Элей. Основоположники: Ксенофан, Парменид, Зенон. Ксенофан -главный труд «О природе». Первоначалом мира он считал землю, полагая, что «все рождается из земли и все в землю уходит».

Окаменелости морских животных, обнаруженные в горах, свидетельствуют, что жизнь зародилась в воде, а по мере отступления воды она развивалась и на земле.

Ксенофан отвергал антропоморфизм (приписывание мифическим существам свойств человека) в отношении к богам, говоря, что люди создают богов по своему образу. На самом же деле, Бог есть абсолютный, вечный и бесконечный космос, полагал Ксенофан, придерживаясь позиции пантеизма (когда Бог сливается с природой). Он - шаровидное телесное, неподвижное, неизменное су­щество и, в то же время, не конкретно-чувственный образ, а понятийная конструкция. Отсюда мир есть воплощение свойств Бога, а Бог - это атрибут мира.

В теории познания Ксенофана можно отнести к сторонникам рационализма, так как он по сути отрицал значение чувственного познания, считая, что чувственная данность - это мир явлений, который есть видимость. Познать же сущность мира возможно только мыслью.

Парменид. В противоположность Гераклиту, кото­рый утверждал, что все меняется, Парменид говорил, что ничто не меняется. Характеризуя свойства бытия, он отмечает, что: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, так как оно имеет вневременную природу; б) бытие единственно и целостно; в) бытие совершенно и неподвижно.

Бытие, считал Парменид, есть то, что охватывается мыслью. Мыслимое существует, а мысль без бытия - ничто. Небытие (ничто) не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. Таким образом, нельзя признавать одновременно бытие и небытие.

Гносеология Парменида строится на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. При этом, хотя роль чувств в познании не отри­цается, подчеркивается, что они не отражают всей полноты мира. Различаются также понятия «истина» и «мнение». Мнение - это внутренне противоречивая чувственная видимость. Истина - мыслимый мир, мир единого и вечного бытия.

Элейцы считаются родоначальниками рационализма, так как они подошли к понятийному отражению действительности. Они первые поняли, что процесс познания есть переход от чувств к разуму, но рассматривали эти ступени познания в значительной степени обособленно друг от друга, противопоставляя их. Разум, это «путь истины», считали они, так как только он дает истинное знание; чувства же дают только «путь мнения».

Зенон, еще Аристотелем был назван изобретателем диалектики, так как великолепно владел искусством «опровергать (противника) и посредством возражений ставить его в затрудни­тельное положение». Являясь представителем субъективной диа­лектики, Зенон считал, что существует лишь то, что можно логически доказать. Он сформулировал сорок апорий (неразре­шимых затруднений), многие из которых получили широкую из­вестность. Так, например, его апория «Пшеничное зерно» на­правлена против чувственного восприятия. Когда падает одно зерно, говорит Зенон, мы не слышим звука. А если высыпаем зерна из мешка, то слышен шум. Таким образом, возникает во­прос: производит ли шум одно зерно или нам кажется, что шумит высыпаемый мешок зерна? Чувственное восприятие в данном случае ведет к противоречию. Разум же это противоречие разрешает. Он, вопреки нашим чувствам, говорит: одно зерно производит шум во столько раз меньший, во сколько одно зерно меньше мешка зерна. Отсюда Зенон делает вывод, что разум является орудием достижения истины, которая доступна только мышлению.

Зенона занимали также вопросы пространства, движения. Так, его апория «Стрела» указывает на мнимость чувственных впечат­лений. В ней говорится о том, что, прежде чем стрела, выпущенная из лука, пролетит какое-то расстояние, она должна пролететь по­ловину этого расстояния. Но для того, чтобы пролететь и эту по­ловину, она должна пролететь половину половины. Рассуждая дальше таким образом, Зенон утверждал, что стрела никогда не начнет движение и всегда будет тождественна своему месту (про­странству). «Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том, где его нет». Так внутренняя противоречи­вость логических следствий из данных апорий делает понятие движения «мнением», т.е. видимостью, а не реальностью.

В подтверждение этой мысли Зенон приводит и другую апо­рию «Ахиллес и черепаха». Ахиллес догоняет черепаху, которая двинулась в путь раньше его. Пока он какое-то время преодоле­вает первоначально разделявшее их расстояние, черепаха за это время отойдет на новое расстояние. Рассуждая таким образом, он приходит к логическому выводу, что они никогда не окажутся в одной точке. Разум говорит, что самое быстрое никогда не догонит самое медленное. Отсюда делается вывод, что движение не истинно.

Атомистика Демокрита

Демокрит  за свою жизнь он написал около 70 сочинений. В отличие от элеатов Демокрит признает существование двух начал: бытия и небытия. Он исходил из чувственного опыта, на основании которого делал вывод, что существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверж­дают элеаты. Космос является единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота.

Пустота у Демокрита выступает как средство различения и разграничения вещей, поэтому она присутствует как внутри сложных вещей, отделяя составные элементы (атомы) друг от друга, так и вне вещей, будучи их вместилищем. Пустота позво­ляет вещам и их элементам двигаться, перемещаться.

Исчерпание пустоты свидетельствует о том, что существуют атомы (неделимые частички), «невидимые по причине их мало­сти». Поэтому они постигаются только умом, а не чувствами. Атом, по Демокриту, неделим как физическое тело, однако он делим как математическая величина. Атом обладает основным свойством - неделимостью, т.е. он неизменен и тож­дествен самому себе.

Демокрит впервые рассмотрел движение как способ бытия ма­териальных тел, указав на то, что атомы находятся в вечном движении. Он выделил три формы движения:

1) хаотичное перемещение.

2) вихревой поток, где атомар­ный вихрь создавал условия для соединения однородных атомов и разъединения разнородных. В процессе атомарного вихря образуется мироздание.

3) испарение пред­метов космоса. Таковыми являлись запахи.

Демокрит полагал, что все происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью. Случайные, беспричинные события он считал выдумкой людей, порожденной незнанием подлинных причин происходящего. Если раскрыть причину явления, то кажущаяся случайность пре­вращается в необходимость, считал Демокрит. Обнаруже­ние, выявление подлинных причин происходящего, по его мне­нию, является главной целью познания.

Демокрит дал раз­вернутое представление о процессе познания, выделив в нем чув­ственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание, говорил он, идет от чувств к разуму. Чувственное познание есть результат воздействия атомов. Различие чувствен­ных образов обусловлено различием форм, строением атомов. Рациональное познание есть, по Демокриту, продолжение чув­ственного. Разум - это более тонкий зрительный орган, т.е. это своеобразное «логическое зрение». Демокрит не делает различия между материальным и идеальным. Душа человека есть соеди­нение легковозбуждающихся сферических и гладких атомов, ко­торые являются божественными.

В этике Демокрит придерживается принципа: «душа - леж­бище судьбы» и назначение ее - развить свой потенциал в счас­тливом или несчастливом направлении. Жизнь человека есть прежде всего удовлетворение телесных потребностей.

Демокрит был ярким сторонником демократии. Демократия должна поддерживаться самими гражданами, посредством созданных ими законов. Закон необходим, чтобы помочь счастливой жизни людей, поэтому по­виновение закону - есть свидетельство добродетели человека. А высшей нравственностью Демокрит признавал «блаженное со­стояние духа», при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии. Для него был характерен космополитизм: «Любая земная обитель от­крыта для мудреца: ибо отечество для доблестной и добродетель­ной души - весь универсум».

Умозрительная атомистическая концепция Демокрита имела историческое значение, так как в Новое время она была поло­жена в основу естественнонаучной картины мира. Демокрита можно считать последним крупным греческим философом-нату­ралистом, ибо с его творчеством заканчивается натуралистичес­кий период древнегреческой философии.