Элен Уайт — плагиатор

Сейчас абсолютно очевидно, что «божественные откровения» Элен Уайт часто оказывались грубейшим плагиатом. Можно показать, что многие из ее мыслей дословно были украдены у других авторов. Исследователи тщательно сравнили ее работы с произведениями других и обнаружили, что она многое позаимствовала у них без цитирования и ссылок, постоянно заявляя, что это «слово Божье», данное ей в видении или трансе.

Снисходительный наблюдатель может сказать, что миссис Уайт читала различные произведения, и что они вошли в ее подсознание, возникая на поверхности в состоянии транса. Но даже в этом случае они не имеют божественного происхождения. Элен и ее муж Джеймс постоянно отрицали, что она читала какие-либо книги или использовала их в качестве источника своих «вдохновений». Она заявляла, что «хотя, излагая свои видения, я полагаюсь на Дух Господень, дающий мне их, все же слова, которые я использую для их описания, мои собственные, за исключением тех, которыми говорил со мной ангел и которые я всегда заключаю в кавычки»5. Ее муж, издававший ее произведения, заверял, что ее откровения не встречаются в книгах других авторов.

1 G. A. Irwin, The Mark of the Beast (Washington, D.C.: RHPA, 1911), p. 1.

2 Ellen White, Testimonies, vol. 4, p. 148; vol. 5, p. 661.

3 Testimonies, vol. 3, p. 257.

4 Testimonies, vol.5, pp. 63, 67.

5 Douglas Hacklman, «Ellen White's habit», Free Inquiry 4, no. 4 (Fall 1984):
17; цит. no Ellen White, Selected Messages, vol. 1.

325

Можно сделать вывод, что миссис Уайт сознательно занималась воровством идей других писателей, что является самой очевидной формой плагиата. Это обвинение, впоследствии сглаженное такими представителями адвентистской церкви, как Уолтер Т.Ри, Рональд Л.Намберс и Дуглас Хаклмен, вызвало большой переполох.1 Теперь у нас есть возможность проверить искренность слов миссис Уайт. После ее смерти оказалось, что Элен Уайт имела обширную библиотеку. Когда мы сравниваем ее произведения с работами других авторов, становится очевидным, что многие из ее книг, журнальных статей, писем и дневниковых записей, написанных на протяжении семидесяти лет, полны плагиата. Она часто начинала описание или эпизод со слов «я видела» или «мне было дано», подразумевая, что у нее было видение. Однако излагаемое ею в дальнейшем было в основном взято у других авторов. Элен Уайт постоянно заверяла, что описания ее видений были «сделаны не человеком» и что ее «видения независимы от книг или мнений других».2

Дуглас Хаклмен указывает, что ее современники иногда находили сходство между тем, что она преподносила как божественное откровение, и произведениями других авторов. Однако она постоянно отрицала какие-либо заимствования. В письме от 13 июля 1847 г. Джозефу Бейтсу, отметившему сходство между «доктриной закрытой двери» и работой другого автора, она отрицала, что читала статью, описывающую эту доктрину, заявляя, что «не интересуется чтением», поскольку оно «действует ей на нервы». Много лет спустя другой адвентист Дж. Н. Андерсон заметил сходство между поэмой Джона Мильтона «Потерянный рай», описывающей лишение человека божьей милости, и ее собственным видением, изложенным в книге «Великий спор», изданной в 1858 г. Отвергая и это сходство, она подчеркивала, что никогда не читала Мильтона. Современные исследователи выявили очевидные параллели между этими двумя сочинениями и установили, что различие между ними

1 См. Walter Т. Rea, The White Lie (Turlock, Calif.: M & R Rublications, 1982) and Ronald L. Numbers, Prophetess of Healht: Л Study of Ellen G. White (New York: Harper and Row, 1976). 2Ellen White, Manuscript 7, 1867.

326

незначительно, если вообще есть. Снисходительный или саркастический критик мог бы предположить, что Мильтон и Уайт «независимо друг от друга» получили одно и то же видение. Но Мильтон никогда не претендовал на обладание божественным откровением, источником его поэмы было художественное и творческое воображение. Хаклмен также указал на значительное сходство между «Великим спором» и книгой, изданной Г.Х.Л.Хастингсом. Он показывает, что книга Хастингса была отредактирована в журнале «Адвентист ревю», который выпускал муж Уайт и, можно предположить, что она была с ней хорошо знакома. В доказательство того, что Уайт занималась плагиатом, Кенрайт рассказывает, что одна адвентистка однажды застала ее за переписыванием книги и что когда кто-либо заходил в комнату, она закрывала книгу и продолжала свою работу лишь оставшись одна.

Элен Уайт предъявлялись и другие обвинения: что она получила значительную сумму денег от продажи своих книг; что она пересматривала свои работы и это означает, что они не могут быть непогрешимым словом Божьим; что ее работы редактировались, исправлялись и составлялись сотрудниками ее персонала. Все это естественно, но не для того, кто провозглашает себя «пророчицей Господа». Критики также указали, что множество предсказаний, сделанных Элен Уайт на основе «божественных видений», не сбылись. Например, во время гражданской войны она предсказала, что северяне проиграют и рабство не будет отменено. Она пропагандировала вегетарианство и запрещала есть мясо. Однако сама она тайно употребляла мясо всю свою жизнь. Все это, без сомнения, указывает на тот факт, что Элен Уайт была самым обыкновенным человеком, а не посланником Господа.

Мы достаточно хорошо знаем жизнь Элен Уайт, чтобы увидеть особенности ее характера и ее натуру, в отличие от пророков и святых древности, обожествленных последующими поколениями верующих. Эти древние святые недоступны нашему наблюдению. Их дела в далеком прошлом, находящемся за пределами нашего пытливого взгляда. Вполне вероятно, что их поведение мало чем отличалось от того, как вела себя Уайт.

327





Лжепророки

Прочитав эту и предыдущую главу, приверженец ортодоксальных религий может сказать, что все они были «лжепророками», выдававшими себя за помазанников божьих. Может ли этот вывод быть использован для укрепления веры в пророков Ветхого и Нового Заветов? Но можно спросить иначе: если подлинность современных пророков оказывается сомнительной, то почему бы не применить те же самые аргументы скептицизма к феноменам древних пророков? Конечно, исторические сведения о них весьма фрагментарны, но это еще одна причина, по которой мы должны сомневаться в прежних пророках. Как мы могли убедиться, процессы возникновения и развития религий носят одинаковый характер: самопровозглашенные пророки и пророчицы объявляют, что они говорятот имени Бога и доверчивая толпа признает их. Позже, если учение выживает, на его основе строится авторитарная церковь. Если так были основаны мормонская и адвентистская церкви, то почему бы не допустить, что подобным же образом развивались иудаизм, христианство и ислам?

Я не думаю, что про всех пророков, ясновидцев и медиумов можно сказать, что они были сознательными мошенниками. Многие из них могли действительно верить в обладание особыми способностями и благодаря этой вере, убеждать в своей сверхъестественной силе. В отношении ко всем ним могут быть применимы различные психологические характеристики: (1) в одних случаях мы имеем дело с откровенными мошенниками; (2) в других, во времена кризиса или угасания прежних верований появлялись личности, которые могут считаться мошенниками лишь отчасти; (3) к третьим относятся личности, которые частично или полностью верили в свои божественные способности, но это могло быть вызвано серьезными эмоциональными или психическими отклонениями. Немалое число пророков оказывались шизофрениками или неуравновешенными личностями, верящими, что они получили откровение от Бога.

Хотя многим из них никто не верил, поскольку они были лишены способности и таланта убеждать других в своей подлинности, другим все же удавалось создать религиозные движения, пережившие их самих. В конце XIX в. некая Мэри Бэйкер

328

Эдди создала христианскую научную церковь, которая основывалась на ее собственном прочтении Библии. Ее преданные последователи верят, что каждое ее слово - откровение, полученное от Бога. Христианская наука отрицает существование болезней и считает их просто заблуждением человеческого разума. Она предлагает молитву вместо лечения. Сама же церковь основывается на библейских текстах и откровениях Мэри Бэйкер Эдди.

Чарльз Тейз Рассел, галантерейщик из Пенсильвании, основал секту свидетелей Иеговы. Он утверждал, что новое тысячелетие наступило в 1873 г., апостолы воскресли в 1878, а конец света наступит в 1914 г. Рассел проповедовал, что он ангел, посланный на землю и что он является седьмым посланником церкви. После его смерти лидеры иеговистов продолжали предсказывать конец света и привлекали новых последователей. Армагеддон наступит, говорят они, когда завершится миссия свидетелей Иеговы, за ним продолжится тысячелетний период, во время которого грешники получат второй шанс на спасение. Их лозунг - «миллионы ныне живущих никогда не умрут».

В XX в. новые пророки заявили о своих божественных откровениях. Почва, сдобренная Библией, оказалась плодородной для любых пророчеств. Большинство из них со временем забываются, но некоторым удается пустить глубокие корни в последующих поколениях, их влияние растет и развивается. Верующие пренебрегают своими способностями критического разума в надежде обрести покой в потустороннем. В некоторых крайних случаях верующие следовали за своими пророками на смерть. Начинающаяся секта, отвергаемая большинством людей своего времени, со временем может быть преобразована в самостоятельную церковь, приверженность которой может поддерживаться семейной или национальной традицией. Пророк почитается последующими поколениями как «посланник Бога». Поскольку множество людей верят в различные божественное пророчество, не стоит удивляться постоянному возникновению новых религий. Это будет продолжаться до тех пор, пока сами основания веры в пророчества и откровения не будут поставлены под сомнение скептицизмом, рациональностью и научными исследованиями. Пока же открытые критики религиозности и поисков трансцендентного испытывают

329

враждебность и давление со стороны верующих, которые в случае обретения политической власти, объявляют еретиками всех, кто смеет усомниться в основаниях их собственной веры.