Эподы» и «Сатиры» Горация – мотивы и отношение к современности. Гораций как теоретик римского классицизма

«Эподы» - 31-30 гг. до н.э. Сборник состоит из 17 стихотворений на наиболее близкие поэту темы из современной действительности. Ямбография. Темы пороков общества. Политическая поэзия, пылкий протест против непрекращающихся гражданских войн (7-й эпод). Жесткая ирония, элемент пародии, комического пафоса придают всему сборнику специфическую окраску даже любовной лирике. «Гнев без смеха».

«Сатиры» (Гораций зовет их «Беседами» из-за диалогического характера некоторых) - два сборника в течение 30-х гг. тематика – конкретные человеческие недостатки заблуждающихся людей. Основной объект сатиры – ложные пути к счастью, погоня за мнимыми благами, суетные стремления, прочие пороки. Издевка сменяется иронией, это уже «смех без гнева». Наряду с сатирой-рассуждением встречается также повествовательная форма. Во второй книге диалог преобладает. Три сатиры посвящены литературным темам. Наиболее яркие сатиры – те, где поэт пишет о себе в ретроспекции («как бы я поступил»).

Как теоретик римского классицизма Гораций проявляется в «Послании к Пизонам». Отличие Горация от Аристотеля с его «Поэтикой» - дидактизм; субъективизм; заинтересованность в содержании творческого процесса и состоянии художественного сознания, а не только в поэтических формах; уделение большого внимания трагедии. Среди основных эстетических принципов Горация, характерных для классицизма, - четкое единство, простота, слияние с целым, здравая верность себе и изображаемому предмету, приличие, отсутствие излишества и крайностей. Простота и единство – основная форма произведения искусства. Эстетический консерватизм: придерживаться точности и здравости изображения. Эстетическая свобода: не мешать естественному развитию жизни. Согласованность во всем – прежде всего. Тщательность работы поэта: шлифовать произведение до идеала, брать только посильные темы, совмещение природного дарования с обучением.

Все должно быть просто, раздельно, законченно, рационально оформлено – и в поэтическом произведении, и в самом поэте, т.е. все должно быть подчинено законам классицизма (не греческого, а римского). Гораций хочет не только осязать, но и усваивать внутреннюю ощутимость бытия.