Юридический позитивизм

Позитивизм представляет собой общефилософское направление, кот хар-ся фактичностью мышления. Он исходит из дого, что истинное знание м.б. выработано только специальными науками, т.к. они занимаются изучением конкретных фактов. Философия отвергается.

Он был вызван слишком бурным развитием теории естественного права.

Он сформировался в 30-40 гг 19 века и представляет собой осмысление права с т.з. фактических данных. Основы были заложен Еремеем Бентаном. В основе его учения лежит номинализм – все существующие явления делятся на 2 категории – имена реальных сущностей и имена фиктивных сущностей. И права (естественное) он признает фиктивной сущностью, о кот.все говорят, но в действительности оно никак себя не проявляет. Реальной сущностью явл-ся только закон. В числе признаков закона:

- императивный характер

- зависимость содержания от воли суверена

- негативные последствия за несоблюдение

Он говорил, что у прецедентного права нет авторитета, т.к. оно создается без короля, парламента и народы. Негуманен сам принцип его формирования, потому что сама его сущность не располагает к возможности узнать о содержании норм. Он называет его «собачьим» правом.

Основателем считается Джон Остин. Кредо юр.позитивизма – право изучается таки, какое оно есть, а не должно быть. Остин признает широкое определение права, как некая совокупность норм, но считает, что оно способно вводить в заблуждение, поскольку в таком случае правом начинают считать и божественные законы и законы природы. Суть понимания права у Остина – «законы, установленные одним разумным существом для другого разумного существа». Разница между право и моралью заключается в их источнике- мораль и боественные законы устанавливают субъекты не обладающие полит.властью, а право всегда исходит от того, кто может причинить вред за несоблюдение закона. Он воспринимает закон как команду, обращенную одним лицом к другому, но она яв-ся правовой только в том случае, если за нарушение м.б. причинен вред.

Юр.науки известно несколько видом позитивизма:

1.эттатиткий позитивизм – выводит сущность права из авторитета воли гос-ва.

2. социологический позитивизм – сущность права в фактическом поведении субъектов, когда они исполняют определенные правовые нормы

Теория юр.позитивизма способствовала укреплению авторитета гос-ва в создании правовых норм, придала им действенность и обязательность. Тем самым заложила идеи формального права.

Недостаток – чрезмерный эттатизм и полное невнимание к содержанию права (главное, что исходит от государства, нет дела какое оно). Так, оно лишается главного свойства общества – стабильности. Т.к. когда к власти приходит другой человек – законы меняются, а это негативно сказывается на стабильности общества.

П-П ТЕОРИЯ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

1. Общая характеристика

С начала 20 века – новейшее время.

Изменение научных направлений европейской культуры конца 19в начала 20в проявилось в отчуждении и утрате обществом идеалов. Человек выходит из центра. Новому типу философствования, воплотившему под термином постмодерниза, присуще неоднородные и противоречивые свойства. Свойства хаотичны, но их можно обобщить:

1.Антиосновность – подразумевает отрицание наличия в обществе, гос-ве и праве каких-либо начал. В правопонимании это приводит к доминированию многоаспектных подходов к праву. Отказ от универсальной рациональности делает невозможным обоснование сущности права с позиции принудительной силы гос-ва. Правовая норма уже не рассматривается как априорное начало для разрешения конфликта, и соответственно на первый план выступают такие источники права, как суд.решения и контракты (договоры), т.е. основаны на субъективных началах. Правовая система оказывается лишенной центра, а этот цент раньше связывается с государством, поэтому критерий оценка правового и неправового не зависит от государства.

2.Антиэссенциолизм – проявляется в отрицании универсальной и естественной сущности человека, т.е. все то, чем мы явл-ся сложилось исторически. В таком обществе нового типа единственным явл-ся коммуникация и вероятность принятия правовых решений ставится в прямую зависимость от коммуникационных связей.

3.Антиреализм – он означает принципиальную непознаваемость окружающего мира в виду несоответствия между языком и реальностью. Поскольку коммуникация связующей нитью общества, то на первый план выходит конструирующая роль языка.