D. Вульгарному материализму

e. Плюрализму.

13. Парными категориями диалектики являются:

a. Движение - покой;

b. Форма - содержание;

c. Добро – зло;

d. Причина - следствие;

e. Эгоизм - альтруизм.

14. Основными законами диалектики являются:

a. Закон добавочной стоимости;

b. Закон единства и борьбы противоположностей;

c. Закон отрицания отрицания;

d. Закон Авогадро;

E. Закон перехода количества в качество.

15. Частнонаучные методы познания:

a. спектральный анализ;

b. анатомирование;

c. метод восхождения от абстрактного к конкретному.

16. Суждение о том, что эксперимент, как метод познания одновременно принадлежит и к познавательной, и к практической деятельности человека:

a. Верно;

b. преувеличено.

c. метафизично

d. субъективно

17. Виды бессознательных процессов:


A. Сновидение,

b. понятие,

c. суждение,

D. интуиция,

e. умозаключение,

F. озарение,

18. Формы чувственной ступени отражения:

a. Интуиция,

B. ощущение,

c. суждение,

D. восприятие,

E. представление,

f. понятие.

19. Из имеющихся на Земле круговоротов вещества и энергии все более мощным становится: a.Геологический;

b.Антропогенный;

c.Биологический;

d.Атмосферный;

e.Ноосферный;

20. Категория диалектики, парная категории «необходимое»: случайное


Тест № 10

1. Термин «философия» впервые употребил: Пифагор.

2. Причину непрерывности движения Гераклит видит:

A. В борьбе противоположностей

b. В естественном законе развития природы

c. В преобладании гибкого начала в природе

d. В логосе

e. В сверхъестественном

3. Философ, провозглашавший добродетель как самопознание:


A. Сократ

b. Гераклит

c. Платон

d. Аристотель

e. Декарт

4. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии - томизм

5. "Макиавеллизм" осуждался современниками так как:

a. он опирается на религиозное понимание мира;

b. в его основе лежит принцип "цель оправдывает средства";

c. макиавеллизм лишен объективности и научности;

6. Социальная теория Т. Мора оценивается как:

a. иллюзорная теория об обществе

b. христианский гуманизм

C. утопический социализм

7. Принцип "Я мыслю, следовательно, существую" является исходным тезисом для философии:


A. Декарт

b. Гоббса

c. Локка

d. Беркли

e. Юм

8. Первопричину движения Декарт видел:

a. В материи

b. В человеческом разуме

C. В боге

d. В стихийном сталкивании атомов

e. В сложной структуре мироздания

9. Автор учения об антиномиях разума:





a. Фихте

b. Шеллинг

c. Гегель

D. Кант

e. Фейербах

10. Познавательные способности человека, анализируемые Кантом:

a. Предвидение,

B. рассудок,

c. интуицию,

D. чувственность,

E. разум,

f. заблуждение,


11. Философская теория, признающая тождество мышления и бытия:

a. Материализм.

B. Идеализм.

c. Дуализм.

d. Плюрализм.

12. Категорий, относящиеся к диалектике:

a. движение;

b. форма;

c. время;

d. пространство;

E. содержание.

13. «Конкретное» диалектикой понимается как:

a. объект познания;

b. результат обобщения;

c. результат дедукции;

d. результат синтеза понятий в систему.

14. Дедукция, это:

a. путь познания от общего к частному;

b. путь исследования от частного к общему;

c. единство чувственного и рационального.

d. Метафизический путь познания

15. Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением: Язык

16. По своей сущности сознание является:

a. материальным,

b. идеальным,

c. трансцендентальным,

d. биологическим

17. Категория диалектики, парная категории «возможное»: действительное

18. Этическое учение, провозглашающее наслаждение основой поведения человека:

a. гедонизм

b. аскетизм

c. субъективизм

d. индивидуализм

e. практицизм

19. Суждение «язык является самостоятельным по отношению к мысли» относится к:

a. естественным языкам;

b. искусственным языкам;

c. языку вообще;

d. языку жестов;

E. языку искусства

20. Мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественного, одна из предпосылок возникновения философии: религия

Тест № 11

1. Первая попытка объяснить мир в не-мифологических образах предпринята в эпоху:

a. средневековья

b. ренессанса

C. античности

d. марксизма

e. Нового времени

2. Аристотель первичным называл:


A. Первоматерию

b. Атомы

c. Человека

d. Идеи

e. Бога

3. Древнегреческий философ, утверждавший, что основой всего сущего является беспредельный «апейрон»:

a. Анаксимандр

b. Анаксимен

c. Гераклит

d. Фалес

e. Демокрит

4. Средневековый философ, создавший учение о гармонии веры и разума, гармонии истин откровения и истин науки:

a. Абеляр

b. Роджер Бэкон

C. Фома Аквинский

d. Дунс Скотт

e. Августин

5. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности гуманизм

6. Термин “Возрождение” означает восстановление интереса к …

a. Язычеству

b. Первобытности

C. Античности

d. Средневековью

e. Христианству

7. Родоначальником европейского рационализма является:

a. Локк

b. Бэкон

c. Гоббс

D. Декарт

e. Спиноза

8. Спиноза, в качестве субстанции, основы мироздания признавал:

a. Атом

B. Природу

c. Материю

d. Апейрон

e. Электрон

9. Категории, относящиеся к философской системе Канта:

a. Вещь в себе

b. Априорные формы

c. Категорический императив

d. Субстанция и модусы.

e. Интеллектуальная интуиция


10. Автор учения об антиномиях разума:

a. Кант

b. Фихте

c. Шеллинг

d. Гегель

e. Фейербах

11. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека: мировоззрение

12. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая тезис: «Существую только Я и мои ощущения»:

a. солипсизм

b. рационализм

c. эмпиризм

d. скептицизм

e. агностицизм



13. Формы рационального познания:

a. суждение

b. представление

c. понятие

d. умозаключение

e. восприятие

14. Идеалистическое направление, по которому все бытие определяется законами логики – это: панлогизм

15. Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

a. субъективный

b. непоследовательный

c. объективный

d. последовательный

e. диалектический

16. Целостное представление о предметах и явлениях в процессе познания формирует:

a. мироощущение

b. мировосприятие

c. миропонимание

d. моральные установки

e. религиозные позиции

17. Идеалистическое направление, признающее бога в качестве создателя природы, но не вмешивающегося в дальнейшем в бытие созданного:

a. пантеизм

b. дуализм

c. деизм

d. атеизм

e. монотеизм

18. Онтология – это философское учение о:

a. нравственных нормах

b. закономерностях познания

c. структуре общества

d. бытии

e. особенностях поведения

19. Философская категория, обозначающая «лежащее в основе» и выражающее то, что существует само по себе, независимо ни от чего другого: субстанция

20. Историческая форма идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

a. непоследовательный

b. субъективный

c. объективный

d. последовательный

e. диалектический


Тест № 12

1. Античный мыслитель, признавший первичность мира идей по отношению к реальному бытию вещей:

a. Аристотель

b. Сократ

c. Демокрит

D. Платон

e. Гераклит

2. Представители Элейской школы философии Древней Греции:


A. Ксенофан

B. Парменид

C. Зенон

d. Сократ

e. Гераклит

f. Пифагор

3. Изречение: "Платон мне друг, но истина дороже" принадлежит:

a. Протагору

b. Пифагору

c. Гераклиту

d. Сократу

E. Аристотелю

4. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия - универсалии

5. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания реализм

6. Философия средневековья складывалась на основании источников:

(выбрать неправильный ответ):

a. философии Аристотеля;

b. милетской философии;

c. платоновской философии;

d. Священное писание;

7. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к Новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности: Возрождение

8. Дуалистической является философская система:


A. Декарта

b. Бэкона

c. Гоббса

d. Локка

e. Спинозы

9. Спиноза конкретными состояниями единой субстанции «природы-бога», ее материальными проявлениями называл: модусы

10. Проблемы, изучаемые И. Кантом в докритический период его деятельности:

a. Этические,

b. антропологические,

c. социальные,

d. метафизические,

e. философии природы

11. Философская концепция, признающая одно начало мироздания, это: монизм

12. Функция философии, способствующая выработке общенаучных методов познания действительности:

a. аксиологическая

b. критическая

c. мировоззренческая

d. методологическая

социальная

13. Философскими суждениями являются:

a. количество энергии в замкнутой системе сохраняется

b. предметы состоят из атомов

c. пространство и время суть формы бытия материальных объектов

d. мир познаваем

e. растения состоят из клеток.

14. Категория диалектики, парная категории «общее»: единичное

15. Понятия «бытие» и «небытие» в философию ввел:

a. Пифагор.

b. Сократ.

c. Парменид.

d. Платон.

e. Аристотель.


16. Философская концепция, признающая два равноправных начала: дуализм