Ii. философия древнего востока

1. Укажите социальную структуру, которая является основой азиатского способа производства: а) феодальное поместье б) скотоводческая община в) город-государство (полис) г) земледельческая община
2. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций. Где кастовый строй получил классическое воплощение? а) в Китае б) в Индии в) в Вавилоне г) в Двуречье
3. Постепенное изменение смысла понятия «карма» приводит его к следующему значению: а) закон космического воздаяния за любое действие, которое нарушает мировое равновесие б) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека в) темная, враждебная сторона человеческой природы, которую следует подавлять г) необходимость тщательного исполнения обязанностей своей варны и касты
4. Закончите определение: «В древнеиндийской философии учение о вечном круговороте жизни и законе воздояния – это…»: а) йога б) дао в) карма
5. Понятие «сансара» означает а) вечную череду смертей и новых рождений всего сущего б) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни в) возможность воплотиться в качестве бога как конечную цель и смысл жизни любого индивида г) колесо как символ формы Вселенной
6. В какой из четырех самхит излагаются самые ранние методы индийской медицины и фармакологии? а) Самаведа б) Атхарваведа в) Яджурведа г) Ригведа
7. Что такое Веды? а) одно из главных философских понятий древней Индии б) мощная и влиятельная религиозно-философская система в Индии в) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия г) древнейшие письменные (кон.II – нач.1 тыс. до н.э.) памятники индийской культуры
8. Расположите в хронологическом порядке следующие религиозно-философские тексты древней Индии: а) Араньяки (3) б) Веды (1) в) Сутры (5) г) Брахманы (2) д) Упанишады (4)
9. Смещение интереса от знаний о жертвоприношениях к знаниям о вечном «я» в Упанишадах свидетельствует о а) усложнении ритуальной практики б) зарождении философского осмысления мира в) разложении родового строя г) влиянии чужеродных культурных ценностей
10. В каком религиозно-философском направлении древнего Востока родилась клятва: «Я обязуюсь спасти всех страждущих, сколько бы их ни было»? а) буддизм б) даосизм в) йога г) конфуцианство д) веданта
11. В отличие от ведической философии, буддизм видит возможность избавления от перерождений в а) строгом соблюдении обрядов б) осознании иллюзорности своего «я» в) ежедневном чтении мантр г) смирении плоти
12. Буддийскую нирвану следует понимать как а) состояние вечного блаженства б) овладение божественными возможностями г) загробное местопребывание душ д) истинную реальность, где исчезают противоположности
13. Понятие «Нирвана» характерно для следующей древнеиндийской философской школы: а) чарвака-локаята б) джайнизм в) буддизм
14. Понятие «мокша» означает: а) закон воздаяния за любое действие б) необходимость тщательного исполнения обязанности своей варны в) освобождение от перевоплощений посредством праведной жизни г) внешние обстоятельства, неподвластные контролю со стороны человека
15. Чарвака – локаята – это: а) религиозная система б) материалистическая неортодоксальная школа в) идеалистическая ортодоксальная школа г) магическая формула, имеющая внутреннюю силу воздействия
16. Назовите китайского философа, который считается основателем даосизма: а) Конфуций б) Мо-цзы в) Лао-дзы
17. В представлениях древних китайцев человек: а) занимает срединное положение в мире б) должен следовать естественному ходу вещей в) тесно связан с природой г) все перечисленное выше
18. Основными этическими принципами даосизма являются: а) принципы недеяния и спонтанности б) принципы морального анархизма и бездействия в) принципы ненасилия и всепрощения г) принципы индивидуализма и гедонизма
19. Роль человеческой деятельности в конфуцианстве определяется следующей задачей: а) обеспечение космического равновесия б) подчинение природных сил в) культурный и технический прогресс г) создание общества равных возможностей
20. Конфуций полагал, что благодаря свой деятельной природе, человек занимает центральное место в универсуме, потому что: а) способен изменять сущность вещей б) разделяет враждебные начала – Небо и Землю в) поддерживает равновесие мировых основ г) создан, чтобы покорять Природу
21. Какая идея в даосизме стимулировала развитие китайской фармацевтики? А) идея Великого Предела б) идея равновесия космических сил в) идея обретения бессмертия г) идея достижения долголетия
22. Назовите положения, которые характерны для конфуцианства? А) высшей ценностью считался индивид б) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет в) государство – большая семья, где государь и «Сын неба», и «отец и мать народа»
23. Какие философские законы нашли выражение в следующем положении: «Когда он достигает своего предела, оно превращается в инь; когда инь достигает своего предела, оно становится он»? а) релятивистические б) метафизические в) закон исключенного третьего г) диалектические
24. В «Дао-дэ цзин» Дао рассматривается как а) первоэлемент б) мировая субстанция и одновременно закон бытия в) космический разум г) верховное божество
25. Причиной динамической неустойчивости универсума в китайской философии является: а) взаимопроникновение противоположных начал инь и ян б) воля Неба (тянь) в) человеческая деятельность г) сгущение и разрежение ци
26. В основе трех «правильных отношений» конфуцианства лежит представление об отношениях: а) инь и ян б) Дао и дэ в) Неба и Земли г) государя и подданных д) тела и духа
27. Понятие «жень» означает: а) эгоизм; б) безразличие в) человеколюбие г) мизантропия
28. Сила нравственного примера – это главный принцип управления, утверждал: а) Лао-цзы; б) Мэн-цзы; в) Конфуций; г) Шень Бухай.
29. Конфуцианство – это: а) религиозно-мистическая система б) материалистическая философия в) этико-политическая философия г) учение о загробном мире
30. Форма государственного устройства Древнего Китая: а) демократия б) охлократия в) восточная деспотия г) олигархия