L Ответьте на вопросы

1. Что значит, что мир познаваем?

2. Может ли познание дойти до каких-либо неделимых частей и не будет ли это концом познания?

3. Может ли существовать первоматерия?

4. «Мир существовал бесконечно и будет существовать бес­конечно» - Является ли это научное утверждение фило­софским понятием?

5. Каково соотношение между материей и гармонией мира?

6. Чем отличается наука от других отраслей культуры?

7. В каком смысле можно говорить о совместимости и не­совместимости науки и религии? Что такое верующий ученый?

8. Доказала ли программа полетов в космос, что Бога нет, и каким образом?

9. Как вы относитесь к предложению П. Фейерабенда об отделении науки от государства?

10. Наука - благо или зло?

11.Наука- получение атомной энергии и опасность Чер­нобыля. Рисковать или нет? Как определить степень риска и можно ли в принципе сделать это?

12. Гуманный и гуманитарный: в чем сходство и различие? Правильно ли говорят: «гуманитарная помощь»?

13. Вопрос о роли внешних факторов в развитии науки: по­чему в Китае было развито иглоукалывание и определе­ние диагноза по пульсу, а не хирургия, как на Западе?

14. Вопрос о взаимоотношении науки и искусства: почему А. Эйнштейн играл на скрипке и говорил, что Досто­евский дал ему больше, чем Гаусс?

15. В чем отличие химии от алхимии, астрономии от астро­логии?

16. Что такое наука и естествознание?

17. В чем отличие естествознания от гуманитарного и тех­нического знания, а также математики?

18. Каковы этапы развития естествознания?

19. Чем отличается материя в философском смысле от ма­терии в физическом смысле?

20. Чем классификация отличается от перечисления?

21. В какой последовательности вы стали бы преподавать естественные науки и почему?

22. От какого слова происходит слово «естествознание»?

23. Что изучает естествознание в природе, в человеке?

24. Как соотносится наука с обыденным знанием (на при­мере коперниканской революции)?

25. Можно ли создать теорию всего и ответить на все во­просы?

26. В название какого школьного предмета входит слово «культура»?

27.Каково значение мысленного эксперимента в истории естествознания?

28. Почему первой наукой была астрономия, а второй - физика?

29. Как влияют на развитие науки внешние и внутренние факторы?

30. Как повлиял позитивизм на развитие науки?

31. Абсолютна или относительна научная истина?

32. Почему научную истину называют интерсубъективной?

II. Прокомментируйте высказывания.

«Я докажу вам существование божественного провидения, анатомируя вошь» (Сваммердам)- в сравнении с ответом Лапласа на вопрос Наполеона о том, почему в его систе­ме мира нет Бога: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе».

«Наука не открывается каждому без усилий. Подавляю­щее число людей не имеет о науке никакого понятия. Это - прорыв в сознании нашего времени. Наука доступна лишь немногим. Будучи основной характерной чертой нашего времени, она в своей подлинной сущности тем не менее духовно бессильна, так как люди в своей массе, усваивая технические возможности или догматически вос­принимая ходульные истины, остаются вне ее» (К. Ясперс).

«Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего, кроме того, что может быть сказа­но, - следовательно, кроме предложений естествознания, т.е. того, что не имеет ничего общего с философией» (Л. Витгенштейн).

«Каждая наука определена методом и предметом. Каж­дая являет собой перспективу видения мира, ни одна не постигает мир как таковой, каждая охватывает сегмент действительности, но не действительность, - быть мо­жет, одну сторону действительности, но не действитель­ность в целом» (К. Ясперс).

«Было бы неверно называть современную науку экспери­ментальной потому, что при вопрошании природы она использует экспериментальные устройства. Правильное противоположное утверждение, и вот почему: физика, уже как чистая теория, требует, чтобы природа проявила себя в предсказуемых силах; она ставит свои эксперимен­ты с единственной целью задать природе вопрос: следует ли та, и если следует, то каким именно образом, схеме, предначертанной наукой» (М. Хайдеггер).

«Именно в этом и кроется разгадка тайны, которая ли­шает науку загадочного ореола и показывает, в чем состо­ит ее реальная сила. Если говорить о конкретных резуль­татах, то наука не дает нам ничего нового, к чему бы мы не могли прийти, затратив достаточно много времени, без всяких методов... Подобно тому, как один человек, опирающийся только на плоды своего труда, никогда не сможет сколотить состояние, в то время как скопление результатов труда многих людей в руках одного человека есть основа богатства и власти, точно так же любое зна­ние, заслуживающего того, чтобы так называться, не может быть наполнено разумом одного человека, ограни­ченного продолжительностью человеческой жизни и на­деленного лишь конечными силами, если он не прибег­нет к самой жесткой экономии мысли и тщательному собиранию экономно упорядоченного опыта тысяч сотруд­ников» (Э. Мах).

«Искусство - это я, наука - это мы» (К. Бернар).

«Природа предшествует человеку, человек предшествует естествознанию» (В. Гейзенберг).