Монолог героя

Текст интервью-монолога формально не расчленен, в начале его дается вопрос журналиста, определяющий тему беседы, далее идет развернутый монолог интервьюируемого. Это не значит, что во время интервью действительно был задан только один вопрос и не состоялось диалога. Просто единство темы и непрерывная цепочка мысли интервьюируемого позволяют не разбивать текст на реплики. В таком случае речь говорящего должна быть достаточно насыщенной и динамичной, чтобы длинный фрагмент текста не затруднил чтение. С помощью интервью-монолога можно создать текст, похожий на автопортрет героя: он сам раскрывается и рассказывает о себе.

Можно разбить монолог на тематические мини-главки по 200-800 знаков каждая: «О нанотрубках: », «О государственной поддержке: », «О конкуренции: » и т.д.

Например:

О себе. Я по натуре человек достаточно осторожный, может быть, даже трусливый. Но неоднократно попадал в критические ситуации. Чудом выжил в ленинградскую блокаду, мне тогда восемь лет было. Уже взрослым много лет плавал в океане, погружался на дно, сплавлялся по северным рекам, ходил по тайге. К опасностям научился относиться, если не философски, то как-то спокойно. Понимаете? Жить осталось очень мало. Ну что, мне 82 года. И это при средней продолжительности жизни мужчин в нашей стране 60 лет. Повторяю: я к этому отношусь спокойно. Но я с большой тревогой думаю о том, что будет дальше с той страной, где я родился и в которой надеюсь умереть.

Об эпохе. Вы просите меня охарактеризовать нашу эпоху одним предложением? Ну, давайте попробуем… Мне бы хотелось, чтобы это время не было промежутком между Второй и третьей мировой войной.

О глобальном потеплении. Это один из мифов XX века. И он не выдерживает никакой критики с точки зрения науки. Конечно, глобальное потепление есть, это медицинский факт. Но влияние человека на него - это ерунда. Не повышение уровня углекислого газа приводит к росту температуры, а, наоборот, повышение температуры океана и атмосферы увеличивает количество углекислого газа. И человек тут ни при чем.

Очерк

Выделим как еще один вариант создания портрета очерк, который к интервью, конечно, не относится. (Очерк, как известно, уже умер, но если б его не было, его бы стоило придумать.)

Он стоит на грани между документом и художественным образом. Это и позволяет автору быть максимально свободным в выборе сюжет и стилистики, тональности и ритмики изложения. В очерке могут сочетаться черты различных жанров, например, репортажа, зарисовки, интервью.

Портретный очерк - это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Это не простая биографическая справка. Объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением, так и внутренние психологические процессы, происходящие в его жизни.

Журналист обращает внимание на наиболее важные этапы в судьбе героя (биография), на его жизненный опыт, особенности его профессиональной деятельности, среду и обстоятельства, воспитание, характер и т.п. При этом героя нужно показать не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека.

«Один день из жизни»

Фактически это тоже очерк. Но он организован на основе рабочего дня вашего героя. Это удобно и динамично.

Вот пример:

6:45. Окраина Москвы. Рядом Рублевское шоссе. Мы стоим у здания Научного центра сер­дечно-сосудистой хирургии им. А. Н. Бакулева, в просторечии Бакулевки. В рекламных материалах его еще называют Дом сердца. Этот центр считается самым крупным в мире, по крайней мере, детей с врожденным пороком сердца здесь оперируют больше, чем в любом другом месте планеты: таких операций тут делают 3700 в год, а в самой большой американской клинике в Бостоне - 1000.

7:20. Кабинет директора. При входе - клятва Гиппократа, на столе у секретаря бумаги: «семья N выражает благодарность за спасение жизни M…», «приглашаем принять участие в конференции по…», «смета расходов на…».

Заходим в кабинет. Массивная мебель, кажется, в стиле ампир. На полу, на полках, на столах сувениры. Самый заметный - плюшевый лев чуть ли не в натуральную величину. Ассоциация прозрачная: Лео - лев.

7:30. Заходит Бокерия. Он уже успел переодеться для операции. Бледно-зеленый балахон хирурга как-то странно смотрится в дорогом кабинете. Уместнее было бы что-нибудь от Армани.

- У меня через пятнадцать минут операция. Давайте пока поговорим.

- Мы хотели бы побеседовать о таком понятии, как время…

- Ну, время так время. Пожалуйста. Мое личное время определяется прежде всего сном. Сплю я примерно по шесть часов в сутки. Вот это я очень точно для себя определяю: где бы я ни был, стараюсь ложиться в одно и то же время: в двенадцать - в начале первого. Встаю я где-то в шесть тридцать. А дальше… У меня же очень простой график жизни: я прихожу в институт, за пятнадцать минут успеваю поговорить с двумя-тремя людьми и ухожу в операционную. Когда я возвращаюсь после операций, у меня, как правило, достаточно много встреч с сотрудниками, с гостями, и телефонные есть дела, и почта. Обычно почты за день набегает очень много. Это с виду она вот такая (показывает пальцами размер кипы), а ведь все надо прочитать, что-то написать там… Потом приходят ответы и так далее. Домой я прихожу в девять-десять часов, иногда в половине одиннадцатого. Одним глазом смотрю бокс или футбол, другим глазом ем, третьим - читаю почту или подписываю какие-нибудь документы… Моя жизнь предельно примитивна, за редким исключением, когда раз в два месяца удается пойти куда-то, послушать или посмотреть что-то…

Время, отпущенное на первую часть интервью, истекло.

И так далее, до конца рабочего дня.