Поведения

Общ. формы Коммуникация

Направленность

Статус Роль

Биосоциальная теория личности по К.К. Платонову

Основными подструктурами личности являются:

1)направленность личности, 2) опыт (знания, умения, навыки, привычки), 3) индивидуальные особенности психических процессов (ощущения, восприятия, память, мышление, внимание), 4) биопсихические свойства (темперамент, отличие по полу и возрасту).

На все подструктуры личности, кроме того, накладываются способности и характер.

Подструктуры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Специфические виды формирования Необходимые уровни психологического анализа
Направленность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания Определяющую роль играет социальное, биологическое почти нет воспитание Социально-психологический
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального обучение Психолого-педагогический
Особенности психических процессов Внимание, воля, восприятие, мышление, ощущение, память Чаще, больше социального упражнение Индивидуально-психологический
Биопсихические свойства Темперамент, половые, возрастные свойства Социального почти нет тренировка Психофизиологический

Психологическая структура личности Б.Г. Ананьева:

Направленность – это совокупность психических качеств человека, которая определяет избирательный характер его активности. Направленность – это система доминирующих мотивов личности.

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с наличием у человека какой-либо потребности.

Потребность – осознаваемая человеком необходимость или нужда в чем-либо в конкретных условиях существования. Потребность это источник активности личности. Она рассматривается как особое психическое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им «напряжение», «неудовлетворенность», «дискомфорт», как отражение в психике человека несоответствия между внутренними и внешними условиями действительности.

Основные виды потребностей:

- по происхождению (естественные и культурные);

- по предметам (материальные и духовные);

- по устойчивости (ситуативные (временные) и устойчивые (не насыщаемые)).

Социальная зрелость личности

Все мы, разумеется, помним и бессмертного фонвизинского Митрофанушку, чье имя давно стало нарицательным, и пушкинского Гринева из «Капитанской дочки». Оба они – «недоросли», и если в наши дни это слово звучит по меньшей мере уничижительно, то в XVII-XIX в.в. это было всего лишь обозначением социального статуса, частично обусловленного возрастом. Недорослем называли молодого человека, еще не вышедшего из под опеки родителей. Точно такое же положение мог занимать и какой-нибудь юноша пещерного века, пока обряд инициации не переводил его в другую категорию – социально зрелых людей, охотников, добытчиков. Для этого требовалось встретиться лицом к лицу со злым духом или диким зверем. Во времена действия «Капитанской дочки» этот переход в иное качество совершается быстро – Петруша Гринев резко меняется, столкнувшись с опасным путешествием, любовью к Маше Мироновой, дуэлью, Пугачевским бунтом. А вот Митрофан, насколько мы можем предположить, так до старости и останется мальчиком под крылом госпожи Простаковой – «в недорослях».

Проблематикой социальной зрелости личности занимаются разные науки (педагогика, философия, социология, криминология и др.), а для такой новой отрасли человекознания, как акмеология (от греч. Akme - рассцвет), это стержневая проблема. Собственно говоря, сам предмет акмеологии – феномен зрелости личности. В сфере внимания этой научной дисциплины – процесс и результат достижения человеком вершин как индивидом, личностью, субъектом деятельности (в том числе и профессиональной) и индивидуальностью.

Совершенно очевидно, что даже на индивидном уровне понятия «зрелость» и «взрослость» - это не полные синонимы. И еще более они расходятся, когда речь заходит о взрослости и профессиональной зрелости.

В представлениях древних людей земля покоится на трех китах или на трех слонах. У личной зрелости четыре «кита», четыре основных базовых составляющих, вокруг которых группируются множество других:

1) ответственность;

2) терпимость;

3) саморазвитие;

4) положительное мышление, положительное отношение к миру (этот компонент присутствует во всех предыдущих).

Остановимся более подробно на них.

Ответственность – это то, что отличает социально незрелую личность от обычного человека (не говоря уже об образцах зрелости). В настоящее время в психологии придерживаются концепции двух типов ответственности.

Ответственность первого типа – это тот случай, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. (В терминологии Дж. Роттера – интернальный локус контроля). «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня зависит моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать», - вот жизненное кредо и постулаты такой личности. Любопытно, что именно на таком девизе строятся действия героев «американской мечты». (Вспомним героиню Скарлетт О Хара из романа М.Митчелл «Унесенные ветром». Она борется за жизнь и находит выход из любой ситуации.)

Ответственность второго типа связана с ситуацией, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию (экстернальный локус контроля). Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается на родителей, учителей, в будущем – на коллег, начальство, знакомых. В детстве квинтэссенцией такой ответственность со знаком минус может служить фраза «а это он первый начал». На обыденном языке ответственность второго типа обозначается как безответственность. У взрослых, но социально незрелых людей, кредо «виноват стрелочник» может принимать самые причудливые формы. (Вспомним короля из «Обыкновенного чуда», списывающего все свои поступки на дурную наследственность: в нем то просыпалась тетя по материнской линии, то еще какой-нибудь сумасшедший родственник).