Формы деформации правосознания

Каждый субъект (человек, коллектив, общество) является носителем определенного правосознания. Это правосознание может быть высоким или низким, развитым или незрелым, правильным или деформированным. В определенной мере эти оценки носят субъективный характер. Правосознание выражает оценку: одобрение или отрицание действующего права с точки зрения его справедливости, совершенства, эффективности.

При этом оценивается не только совокупность юридических норм, но и другие государственно-правовые явления – законность и правопорядок, правотворчество и правоприменение, состояние преступности, правосудие и деятельность правоохранительных органов, а также своё поведение, т. е. все, что происходит в правовой сфере. Правосознание охватывает все аспекты правовой жизни общества. В результате формируется мнение о необходимости защиты или совершенствования правовой системы.

Правосознание связано с правовым воспитанием, в особенности через правовую психологию. Под правовым воспитанием понимается целенаправленная деятельность по формированию высокого правосознания и правовой культуры граждан.

Цель правового воспитания – выработка у граждан уважительного отношения к праву, прогрессивного юридического мировоззрения, подготовка социально-активного члена общества, хорошо знающего свои права и обязанности, умеющего отстаивать свои права всеми законными средствами.

Формы правового воспитания:

- правовая пропаганда;

- правовое обучение;

- юридическая практика;

- самообразование.

Методы правового воспитания: убеждение, принуждение, поощрение, профилактика и др.

Процесс правового воспитания в решающей степени ограничен реальной правовой практикой. Невозможно воспитать у человека уважение к тем ценностям, которые отсутствуют в реальной жизни, но провозглашаются в декларациях.

В антагонистическом обществе нет единого правосознания: оно диаметрально противоположно у господствующих и угнетенных классов. Поэтому право позитивно связано не со всем, а с господствующим в обществе правосознанием, т. е. правосознанием господствующего класса. Но право создается не правосознанием, а, в конечном счете, материальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот процесс.

Право и правосознание функционируют и развиваются вместе. Это два взаимосвязанных и взаимообусловленных явления:

- право служит базой и источником формирования правосознания;

- правосознание оказывает существенное влияние на процесс правотворчества и правореализации.

Современное общество, особенно российское, характеризуется множеством различных противоречий. В общественном и индивидуальном правосознании присутствуют такие разнопорядковые и на первый взгляд несовместимые явления, как правовой нигилизм и правовой идеализм. Кроме того, иногда вполне обоснованно выделяют такие виды деформации правосознания, как правовая демагогия и правовой популизм.

Правовой нигилизм(лат. nihil – ничто, ничего)выражается в отрицании ценности права, неуважительном отношении к законам, к правовым формам организации общественных отношений, их откровенном игнорировании.

Нигилизм выражает негативное отношение субъекта к определенным ценностям. Это одна из форм мироощущения и социального поведения. Нигилизм – тип мышления любого радикалиста, даже если он этого не осознает. Признаком нигилизма является не объект отрицания, а степень, т. е. интенсивность, категоричность и бескомпромиссность этого отрицания. При этом, как правило, отсутствует какая-либо замещающая позитивная программа.

В нигилизме выражается гипертрофированное (явно преувеличенное) сомнение в существующих ценностях и принципах. Нигилизм может находить внешнее выражение в антиобщественном поведении, нарушении моральных и юридических норм.

Правовой нигилизм – разновидность социального нигилизма. Сущность его выражается в двух аспектах:

- в негативном, неуважительном отношении к праву;

- в юридическом невежестве граждан, низком уровне правовой культуры общества.

Правовой нигилизм проявляется в двух формах:

- теоретической – состоянии умов, чувств, настроений;

- практическом – реальном поведении, образе действий.

Правовой нигилизм имеет социальные корни:

- в общественном сознании право ассоциируется с велениями государственной власти. Общее негативное отношение к власти распространяется и на её предписания;

- невозможность полного и безусловного осуществления гражданами своих прав и свобод;

- наличие противоречивых, бездействующих или некачественных законов;

- нарушения законодательства со стороны государства в лице его органов и должностных лиц;

- политиканство и циничный популизм политических лидеров;

- властолюбие, некомпетентность чиновников, коррупция;

- низкая правовая культура общества;

- кризисное состояние общества в целом.

Широкое распространение правового нигилизма в российском обществе нельзя объяснять только нарушением законности в советский период и разгулом вседозволенности, эгоистичного индивидуализма в постперестроечное время. Его причины значительно глубже. Ещё классики российской литературы отмечали, что строгость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.[164]

Правовой нигилизм можно преодолеть только путем устранения его нравственных, социальных причин и активизацией правового воспитания граждан.

Правовой идеализмпроявляется в фетишизации, преувеличении роли и возможностей права, приписывании ему всесильности, способности разрешить все противоречия общественной жизни.

Идеи о возможности принципиального изменения общества с помощью одних только мудрых законов имеют древнее происхождение. Можно привести в пример мечты Платона об идеальном государстве.

Как и правовой нигилизм, правовой идеализм основывается на юридическом невежестве. Хотя правовой идеализм имеет менее заметное внешнее проявление, он не менее вреден для общества. Правовое самообольщение опасно, ибо оно порождает беспочвенные надежды, снижает активность субъектов. В конечном счете, правовой идеализм диалектически приводит к своей противоположности – правовому нигилизму.

Необходимо отводить праву то место и ту роль, которые вытекают из его объективных возможностей. Наивно требовать от него большего, чем оно может дать. Лишь совокупность социальных, экономических, политических, организационных и иных мер, предпринимаемых в соответствии с законами, могут привести к желаемому результату.

Демагогия -др.-греч. δημαγωγία «руководство народом; заискивание у народа». Правовая демагогиякак особый вид социальной демагогии представляет собой юридически значимое воздействие определенного лица на сознание и действия субъектов с целью введения их в заблуждение относительно правовой действительности и провоцирования противоправного по существу поведения в интересах демагога.

Если правовой нигилизм означает отрицание ценности права, то правовая демагогия признает определенную ценность права, используя её для достижения собственных целей.

Особенность демагогии заключается в том, что не все в ней является ложным. Для того, чтобы оказать влияние на субъектов, демагог использует смесь правды и лжи. Правовая демагогия, как и всякая другая, всегда преследует политически, юридически и морально порочную, корыстную цель.

Объектом правовой демагогии выступает только юридическое явление.

Формы проявления правовой демагогии:

- требование распространить правовое регулирование на отношения, находящиеся вне сферы правового регулирования;

- требование отменить нормы, необходимые обществу, но создающие неудобства определенной категории субъектов (пример: конфискация как мера уголовного наказания);

- искусственное противопоставление несопоставимых явлений и объектов;

- эмоциональная беспредметная критика законодательства;

- умаление одних общечеловеческих ценностей за счет преувеличения других;

- заигрывание с преступным сообществом;

- подмена юридической аргументации критикой личности, (по принципу «сам дурак»);

- огульное отрицание достижений правовой науки определенного периода;

- сознательное принятие декларативных правовых актов.

Правовая демагогия социально опасна. Она способна дестабилизировать политический и правовой порядок. Высшим проявлением правовой демагогии является правовой цинизм, выражающийся в откровенном пренебрежении к праву при одновременном использовании его в корыстных целях.

Разновидностью демагогии можно считать правовой популизм – деятельность, выражающуюся в использовании в корыстных целях реальных нужд и потребностей людей. К примеру, субъект принимает правовые нормы, выполнение которых экономически невозможно (установление неоправданных и необеспеченных экономическими возможностями льгот и привилегий в 90-е годы ХХ века) .

От правовой демагогии необходимо отличать правовой дилетантизм, когда лицо вольно обращается с оценками юридических явлений не в силу каких-то корыстных целей, а от не достаточного знания или небрежности.

Следовательно, адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности субъекта, его поведения. Деформированное правосознание создает условия для правонарушений, являясь их фактором.