Характеристика основных правовых семей

Романо-германская правовая семья(семья континентального права)возникла во многом на основе рецепции римского права, т. е. применялось не непосредственно римское право, а его понятийный фонд, структура, внутренняя логика, юридическая техника.

Романо-германская правовая семья сложилась на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII–XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку. Главная роль принадлежала Болонскому университету в Италии. Кодификация Юстиниана была изложена доходчиво и просто, на языке, которым пользовались и ученые, и церковники – на латыни.

Процесс, получивший название «рецепция римского права», сначала имел чисто научное значение: римское право непосредственно не применялось, изучались его структура, юридическая техника и понятийный аппарат. Сначала так называемая школа глоссаторов стремилась установить первоначальный смысл римских законов. В XIV в. постглоссаторы подвергли римское право переработке. Рецепция римского права привела к тому, что ещё в эпоху феодализма правовые системы европейских стран приобрели определенное сходство. Значительное влияние на формирование континентального права оказало каноническое (церковное) право. Оно представляло собой совокупность решений церковных соборов и актов Папы Римского. С помощью норм канонического права регулировалась внутренняя жизнь церковных организаций. Однако церковь, претендуя на ведущую роль в обществе, пыталась распространить действие своих предписаний и на светские отношения, прежде всего, семейно-брачные и имущественные. Такому положению способствовало отсутствие в обществе светских норм права. Обычаи не могли в полной мере восполнить возникающие пробелы в системе нормативного регулирования общественных отношений. В конечном итоге это привело к формированию инквизиции. Инквизиция представляла собой судебно-полицейские учреждения, которые держали под контролем все общество.

Эпоха возрождения имела не только культурно-просветительские последствия. В обществе к XVII-XVIII вв. получают широкое распространение идеи естественного права. Эти идеи явились идеологической предпосылкой для формирования Романо-германского (континентального) права.

Политической же предпосылкой стали буржуазные революции XVII-XVIII вв., которые способствовали становлению принципиально новых государственно-правовых институтов, формированию нового права, основанного на интересах личности, гражданина, на формальном юридическом равенстве субъектов.

Романо-германская правовая семья, возникшая в странах континентальной Европы, в результате колониальной политики европейских стран распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока.

Для романо-германской правовой семьи характерно:

- единая иерархическая система источников права;

- преобладание писаного права в системе источников права;

- высокая роль правовой доктрины как источника права в идеальном смысле;

- деление права на отрасли, на публичное и частное;

- общий категорийно-понятийный фонд;

- высокая степень кодифицированности;

- значительная роль подзаконных нормативно-правовых актов;

- единая система правовых принципов.

Источники (формы) права: нормативно-правовой акт – доминирующий; нормативный договор; правовой обычай; юридический прецедент.

Правовой обычай и юридический прецедент играют второстепенную роль.

Правовая доктрина не признается источником (формой) права. Однако она играет большую роль в правотворческой деятельности, а также при толковании и применении законов.

В структурном отношении право в рамках системы романо-германской семьи делится на две большие группы: публичное и частное.

В силу ряда причин (своеобразие исторического развития, колониальная политика, идеологическое влияние и т. п.) к романо-германской правовой системе можно отнести отдельные группы национальных правовых систем, которые имеют свои особенности, но отвечают основным признакам, присущим романо-германской правовой семье.

Латиноамериканское право представляет собой кодифицированное по европейскому образцу право. Его главной особенностью является значительная роль делегированного законодательства. Это связано с президентской и военной формами правления. В сфере публичных отношений на латиноамериканское право существенное влияние оказала правовая система США. Однако судебная практика в большинстве латиноамериканских стран не рассматривается в качестве источника права.

Скандинавское право отличается определенной самостоятельностью и самобытностью. Уже более ста лет с целью унификации законодательства большинство нормативных актов принимается в результате сотрудничества Скандинавских стран. Судебная практика играет здесь более значительную роль, чем в странах континентальной Европы. Это в какой-то мере сближает его с общим правом. Но скандинавское право развивалось совершенно независимо от английского права. Оно практически не использует правило прецедента, основными источниками права являются законы. В скандинавском праве не имеет четкого выражения деление права на публичное и частное. Скандинавское право использует юридическую технику, сходную с романо-германской. Основным источником (формой) права здесь признается нормативно-правовой акт. По основным критериям его можно отнести к романо-германской правовой семье.

Дальневосточное право также имеет свои особенности. Восточные цивилизации имели много общего в своем историческом развитии. В то же время в отличие от европейских стран восточные государства отличались определенной степенью закрытости, что сказывается и в наличии особенности в правовых системах этих государств. Решающее влияние на формирование восточных правовых систем оказали индийская, китайская и японская цивилизации. Основное отличие от европейского права заключается в том, что важнейшие вопросы социальной жизни регулируются не столько правовыми нормами, сколько нормами морали и обычным правом. В правовых системах дальневосточных стран сочетаются и параллельно действуют как традиционные нормы, так и реципированные нормы романо-германской правовой системы.

На национальную правовую систему Японии определенное влияние оказали нормы права США. Традиционная китайская концепция полагает, что право необходимо для тех, кто не заботится о морали (преступники, иностранцы). Китайцы предпочитают регулировать свои отношения на основе соглашения и гармонии. Правовые нормы по их взглядам должны выполнять только регулятивную функцию.

Несмотря на наличие определенных особенностей национальные правовые системы большинства дальневосточных стран, в том числе Индии, можно отнести к романо-германской правовой семье.

Отдельные авторы выделяют внутри романо-германской правовой семьи две группы: романскую и германскую[161].

К германской группе относят Германию, Австрию, Швейцарию и др. Для этих правовых систем характерно определяющее значение конституции. В Конституции ФРГ подчеркивается: «законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – законом и правом» (п.3 ст.20). При этом закон и право разделяются.

Большое практическое значение здесь имеют также подзаконные нормативно-правовые акты, а также решения Конституционного суда.

К романской группе относят правовые системы Франции, Италии, Испании, Бельгии, Люксембурга, Голландии.

Во французском праве конституционные акты также занимают центральное место. Но их особенность заключается в том, что они не только закрепляют традиционные для такого рода актов общественные отношения, но и конкретно определяют круг проблем, регулируемых законодательной деятельностью парламента. Таким образом, здесь устанавливаются определенные ограничения области законодательной деятельности парламента. За счет этого расширяются полномочия распорядительно-исполнительных органов власти.

Англо-американская правовая семья (семья общего права) признает основным источником права судебный прецедент. Суд при решении любого вопроса формально связан решением по аналогичному вопросу, вынесенному вышестоящим судом или судом той же инстанции. Рассматривая конкретную ситуацию, судьи руководствовались нормами уже сложившихся отношений и на их основе принимали решение по конкретному вопросу.

К данной правовой семье относятся Англия, Канада, Новая Зеландия, Австралия и другие англоязычные страны (36 государств – членов Британского содружества). Особое место в этой семье занимает США.

Основные источники (формы) права для национальных правовых систем, составляющих англо-американскую правовую семью:

- судебный прецедент;

- правовой обычай;

- нормативно-правовой акт.

Вопросы процедуры в королевских судах сыграли решающую роль в формировании права. Если в странах романо-германской правовой семьи юристы придавали приоритетное значение вопросам установления прав и обязанностей субъектов (материальному праву), то в Англии основное внимание юристов было сосредоточено на процессуальных вопросах. Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. В случае отсутствия сходства обстоятельств судья сам создает правовую норму.

В истории формирования английского права можно выделить несколько периодов.

Первый период – до завоевания Англии норманнами в 1066г. Он характеризуется наличием множества законов и обычаев варварских племен германского происхождения (англов, саксов, датчан). Общего права в стране не существовало.

Второй период – (1066-1485 гг.)после завоевания Англии норманнами, установления сильной централизованной власти осуществилось преодоление местных обычаев и формирование общего права с установлением династии Тюдоров в 1485 г. В противовес местным обычаям это право стало общим для всей Англии. Отсюда название «общее право».

Третий период – (1485-1832 гг.) расцвет «общего права» в Англии и подготовка проведения реформы «общего права» с учетом положений «права справедливости».

Четвертый период – после 1832 г. Этот период характеризуется значительной трансформацией как государственного механизма, так и правовой системы Англии. Реформа 1873–1875 гг. сформировала на базе общего права и права справедливости единую систему прецедентного права.

Общее право в Англии в основном состоит из судебных решений. Оно было создано королевскими судами. Там сложилась система правил действия прецедента:

- решения, вынесенные высшей инстанцией – Палатой лордов, являются обязательными для всех других судов;

- решения, принятые Апелляционным судом (состоящим из двух отделений – гражданского и уголовного), обязательны для всех судов, кроме Палаты лордов;

- решения, принятые Высшим судом правосудия, обязательны для низших судов;

- окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.

На развитие правовой системы Англии большое влияние оказало формирование и действие «права справедливости». Оно основано на принципах, применяемых при рассмотрении лордом-канцлером обращений к королю подданных, добивающихся справедливого судебного решения. Эти принципы были задействованы из канонического и римского права, что помогло преодолеть многие устаревшие нормы общего права. В результате наряду с общим правом сложилось «право справедливости».

К современным источникам английского права относится система статутного права, включающая законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Они играют второстепенную роль, дополняя судебную практику. Вместе с тем роль и значение статутного права во всех странах с данной правовой системой постоянно возрастает.

Таким образом, система английского права имеет как бы тройную структуру:

- общее право – основа;

- право справедливости, дополняющее и корректирующее общее право;

- статутное право – писаное право парламентского происхождения.

Нормы общего права являются более гибкими и менее абстрактными, казуистичными и менее неопределенными.

Правила, содержащиеся в судебных решениях, согласно английскому праву, должны применяться и в дальнейшем, иначе будет нарушена стабильность общего права, поставлена под угрозу необходимость его существования.

Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. Однако правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и его толкованием в судебных решениях, именуемых «прецедентом толкования».

В англо-американском праве важную роль играет правовой обычай. Место обычая в системе источников права в разное время было различным. Он занимал доминирующее положение в процессе становления правовых норм, а в современных условиях – это довольно редко встречающаяся форма права. Даже в Англии, где традиции очень часто имеют общеобязательное значение, обычаи действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они содержатся в торговом праве и в отдельных институтах уголовного права (пример: участие присяжных в определенных юридических делах).

В этой системе не выражено деление на публичное и частное право. Нет резко выраженного деления на отрасли, поскольку суды могут разбирать различные категории дел, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа.

Английская правовая система имеет широкое распространение или влияние в бывших колониях.

Особое место в этой правовой семье занимает правовая система США. На её формирование оказали большое влияние революция и связи с континентальной Европой. Английские поселенцы на территории США привезли с собой и английское право. Но оно применялось с оговоркой «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии». Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права. Предполагался полный отказ от английского права.

В 1787 г. была принята письменная Конституция США. В ряде штатов приняты уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный законы, в других принимаются кодифицированные акты романского типа. В отдельных штатах большое влияние на формирование права оказали правовые системы Франции (Луизиана) и Испании (южные штаты). Вместе с тем основным источником американского права стала судебная практика, деятельность юристов. Судебная практика и сегодня играет большую роль в национальной правовой системе США.

Американское право усложняется наличием правовых систем штатов. Органами конституционного контроля являются Верховный суд США и Верховные суды штатов. Эти органы могут признать неконституционными любой федеральный закон или соответственно закон отдельного штата. Право конституционного контроля подчеркивает роль судебной власти в американской системе правления.

Принципиальное отличие англо-американской и романо-германской правовых систем состоит в том, что юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность установленных правил, их интересует, как регламентирована данная ситуация. Английские правоведы считают правом то, к чему приведет судебное рассмотрение, в каком порядке проблема должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению.

Семья религиозно-традиционного правазанимает особое положение. Принципы, которыми руководствуются страны Востока, бывают двух видов:

- признается ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе. Имеет место переплетение права и религии (мусульманские государства, индусские и иудейские общины);

- отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться другим путем, на основе традиций (ряд африканских государств).

Мусульманское право – это выраженная в религиозной форме и основанная на исламе система норм, в той или иной степени санкционированных и поддержанных государством. Поскольку провозглашается, что мусульманское право отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы человеческой жизни, а не только правовую сферу. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство выполняет роль служителя религии. В мире проживает около миллиарда человек, исповедующих ислам. Однако надо иметь в виду, что существуют нации и этнические группы, исповедующие ислам в качестве религии, но не воспринимающие мусульманское право.

Основная цель мусульманского права – сохранить связь между законодательством государства и его первичными источниками.

Наряду с писаным правом в мусульманских странах действует и обычное право – адаты.

В основе мусульманского права лежат четыре источника:

- священная книга Коран, состоящая из высказываний Аллаха, обращенных к пророку Магомету. Он состоит в основном из предписаний морального, нравственного характера, содержит нормы поведения общего свойства;

- Сунна – сборник традиционных правил, содержащих высказывания пророка Магомета и предания о нём, воспроизведенные рядом посредников. Содержит предписания относительно семейного, наследственного и судебного права;

- иджма – толкование положений Корана в изложении крупных ученых богословов в средние века;

- кияс – рассуждения по аналогии о тех явлениях, которые не охватываются толкованием предыдущих трёх источников.

В действительности фактическим источником мусульманского права являются труды ученых-богословов. При рассмотрении дела мусульманский судья (кади) ссылается не на Коран, а на его толкование тем или иным автором, авторитет которого общепризнан.

В последнее время наметилось значительное проникновение в мусульманские страны европейского права. Однако необходимо отметить и определенную активизацию ислама.

Индусское право имеет влияние в правовых системах Республики Индия, в Пакистане, Бирме, Сингапуре и Малайзии, а также в странах на восточном побережье Африки (Танзания, Уганда, Кения). Нормы индусского права применяются ко всем индусам, которые исповедуют сложную систему религиозных, философских и социальных взглядов, именуемую индуизмом, независимо от места их жительства.

Основу индуизма составляет учение о перевоплощении душ и кастовом делении общества. Конституция Индии 1950 г. отменила все правила об ответственности за нарушения норм кастовой принадлежности. Но исторические традиции ещё имеют сильное влияние. Главная черта индусского права – тесная связь с религией.

Индусская правовая система одна из древнейших в мире. Первыми источниками права были Веды – сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов и преданий, созданные во 2-м тыс. до н. э. Они содержат тексты, в которых отдельные строки можно истолковать как правила поведения.

В индуистских книгах, именуемых шастрами, изложены предписания, нормы угодного богу поведения людей. В шастрах выражены различные основы:

- дхарма – наука о поведении, о добродетели;

- артха – наука о политике.

Развитие индусского права связано с дхармашастрами, обширными сводами религиозных правил поведения, которые приписывались первой касте – брахманам (жрецам). Наиболее известные из них законы легендарного царя Ману (2-е тыс. до н. э.). В них содержится система правил, которые с долей условности можно назвать юридическими.

Светские трактаты о политике называются артхашастры. Они являлись творениями представителей второй касты – кшатриев.

Система индусского права претерпела существенные изменения под влиянием английского колониального владычества. Укоренились многие нормы общего права.

Индусское право и индийское право – есть разные понятия. Индийское право – это национальное право, действующее на всей территории страны. Его нормы обязательны для всех проживающих на территории Индии. В настоящее время проводится большая работа по кодификации индийского законодательства. Повышается роль нормативных правовых актов. Сфера действия правовых обычаев сокращается.

Индусское право сегодня – это религиозно-правовая система, право общины, исповедующей индуизм. Главной чертой индусского права является его органическая связь с религией.

Современная правовая карта мира раскрывает многообразие правовых систем, в то же время наблюдается сближение и взаимопроникновение различных правовых систем на основе обязательного для всех международного права и национальных особенностей каждой страны. Надо иметь в виду, что в реальной жизни классификация правовых систем всегда будет иметь относительный характер.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие, сущность и основные признаки права.

2. Принципы права и функции права.

3. Понятие и элементы системы нормативного регулирования.

4. Понятие источника (формы) права.

5. Понятие, признаки и виды нормативно-правового акта.

6. Понятие системы права.

7. Понятие и виды правовых норм.

8. Понятие правотворчества, его принципы и виды.

9. Систематизация нормативно-правовых актов.

10. Понятие юридической техники.

Темы рефератов

1. Основные концепции правопонимания.

2. Система российского права и международное право.

3. Предмет и метод правового регулирования.

Глава 6

Реализация права

В обществе существуют различные отношения: экономические, политические, нравственные, семейные, трудовые. Все виды отношений, возникающих и функционирующих в обществе, являются общественными, т. е. социальными. Если эти отношения регулируются правом при его реализации, то они становятся правоотношениями. С помощью правового воздействия государственная власть переводит наиболее существенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость. При этом, регулируемые правом отношения, в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического и т. п.), а лишь приобретают дополнительные свойства. Таким образом, правоотношения не отделяются от опосредуемого ими реального отношения, а существуют вместе с ним как практические форма и содержание.

Правовое сознание

Существуют различные формы общественного сознания: политическое, нравственное, философское, художественное и т. д. У каждой формы – свой предмет, своя область отражения. Правовое сознание является одной из форм общественного сознания. Его предмет – это право, правовая действительность.

Правовое сознание – это система идей, представлений, взглядов, чувств, которые непосредственно отражают субъективное отношение людей к праву и его осуществлению в общественной практике. Таким образом, правосознание – это знание субъектами права и их отношение к нему.

При этом имеется в виду не только существующее реально, но и желаемое право. Таким образом, правосознание есть отражение правовой жизни общества, правовых отношений, сущности и роли правовых установлений в сознании общества, социальных групп, личности.

Специфические черты правосознания:

- оно представляет собой отражение в сознании только правовой стороны жизни общества, правовых явлений и категорий;

- выражается в виде понятий и категорий, правовых оценок и чувств;

- формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов;

- динамично развивается под влиянием меняющихся объективных условий и процессов;

- является частью общественного сознания и поэтому испытывает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений.

Правосознание действует в тесной связи с политическим сознанием. Это подтверждается закреплением в юридических актах, конституциях важнейших основ политики государства, его институтов, политических прав и свобод граждан. Однако тесная связь между этими формами сознания не исключает качественного различия между ними.

Политическое сознание отражает политические отношения общества, ядро которого составляют отношения между социальными группами, классами, нациями, народами, их отношение к государству. Оно выражает внутренние и межгосударственные отношения в обобщенном, концентрированном виде.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с философскими теориями, идеологическими воззрениями, религиозными доктринами.

Правовое сознание отражает правовые отношения между участниками политической жизни общества. В сферу правового сознания включаются также отношения, которые получают политическую оценку, но по своей сущности не являются политическими (социальные, экономические права человека и т. д.).

Право и правосознание формируются объективными условиями и взаимодействуют между собой. Действующее право оказывает влияние на правосознание, на представление индивидов о должном правопорядке. В то же время правосознание влияет на действующее право, определяет практику правотворчества и правоприменения.

Если признать право объективной реальностью, то надо признать и наличие субъективной реакции людей и социальных групп на право. Эта реакция и есть правосознание.

Действующее в обществе право оценивается в общественном и индивидуальном сознании с точки зрения справедливости или несправедливости, в результате формируется мнение о необходимости совершенствования правовой системы.

Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение субъектов в юридически значимых ситуациях.

Правосознание оказывает влияние на развитие нравственности, способствует конкретизации отдельных нравственных требований. Ряд категорий правосознания (справедливость, гуманизм, ответственность) имеют одновременно правовое и нравственное значение.

Каждый субъект (человек, коллектив, общество) является носителем определенного правосознания. Это правосознание может быть высоким или низким, развитым или незрелым, правильным или деформированным. В определенной мере эти оценки носят субъективный характер. В то же время адекватное осознание права имеет важнейшее значение для жизнедеятельности субъекта, его поведения. Деформированное правосознание создает условия для правонарушений.

Правосознание выражает оценку, одобрение или отрицание действующего права с точки зрения его справедливости, совершенства, эффективности.

При этом оценивается не только совокупность юридических норм, но и другие государственно-правовые явления – законность и правопорядок, правотворчество и правоприменение, состояние преступности, правосудие и деятельность правоохранительных органов, а также своё поведение, т.е. все, что происходит в правовой сфере. Правосознание охватывает все аспекты правовой жизни общества. В результате формируется мнение о необходимости совершенствования правовой системы.

В антагонистическом обществе нет единого правосознания: оно диаметрально противоположно у господствующих и угнетенных классов. Поэтому право связано не со всем, а с господствующим в обществе правосознанием, т. е. правосознанием господствующего класса. Но право создается не правосознанием, а материальными условиями жизни общества. Правосознание лишь опосредует этот процесс.

Право и правосознание формируются объективными условиями и взаимодействуют между собой. Правосознание нельзя оторвать от действующего права и рассматривать в отрыве от него. Они функционируют и развиваются вместе. Это два взаимосвязанных и взаимообусловленных явления:

- право служит базой и источником формирования правосознания;

- правосознание оказывает существенное влияние на процесс правотворчества и правореализации.

Структура правосознания

Правосознание представляет собой сложное явление. С точки зрения своего строения правосознание складывается из двух основных структурных компонентов: правовой идеологии и правовой психологии.

Правовая идеология – систематизированное выражение правовых взглядов, идей, интересов, потребностей, правовых понятий общества в целом по поводу действующего и желаемого права.

Это выражение может быть различным – от примитивного, поверхностного до научного.

Правовая идеология формируется как процесс выявления, теоретического осознания, координации и согласования различных общественных интересов через достижение социального компромисса.

Правовая идеология способна оказывать существенное влияние на сознание и поведение субъектов. Она обосновывает существующие или возникающие правоотношения, законность и правопорядок. На основе правовых воззрений, теорий, доктрин осуществляется правотворчество. Большое влияние идеология оказывает и на процесс правореализации.

Особое значение для правовой идеологии имеет юридическая наука. Она определяет стратегию правовой жизни общества, осуществляет анализ современной правовой ситуации. Научные доктрины могут выступать в качестве источников права если не в специально-юридическом, то, по меньшей мере, в идеальном смысле. Они выражают основу правосознания, в первую очередь правовой идеологии – правовую науку. Последняя выражает системное познание и проектирование права на основе выявления и учета его закономерностей.

Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, в которых выражается отношение наций, различных социальных групп, людей к праву, законности, системе правовых учреждений в обществе.

Её элементы:

- общественный интерес – мотивы деятельности определенных социальных сил, вытекающие из их места в обществе;

- стереотипы права – традиции, обычаи, установки, присущие отдельным социальным группам;

- представления о праве, выработанные в социальных группах под влиянием психологического уклада;

- чувства, эмоции, настроения, связанные с правом и присущие отдельным социальным группам;

- способы формирования представлений (влияние, взаимовлияние, внушение и т. д.).

Эмоции органически включены в структуру сознания. Субъект не может руководствоваться в сфере правового регулирования только рациональным мышлением.

Психологические явления пронизывают собой весь процесс правового регулирования. Этот процесс осуществляется через волевую деятельность людей и основывается не только на их взглядах, но и на эмоциях.

В уголовном праве при квалификации некоторых преступлений принимаются во внимание такие психологические состояния лица, как сильное душевное волнение (аффект), цинизм, низменные побуждения, невменяемость. И вообще психическое отношение субъекта к содеянному составляет субъективную сторону правонарушения.

Таким образом, мыслительная (идеологическая) и чувственная (психологическая) стороны правосознания не только не исключают друг друга, но и представляют две взаимосвязанные стороны, непременные слагаемые одного явления – правосознания.

Возможность контроля субъекта над эмоциями и чувствами в значительной мере зависит от уровня её идеологической подготовки. В то же время усвоение правовых предписаний определяется эмоциональным настроем субъекта. В этом проявляется взаимосвязь структурных элементов правосознания.

Отдельные авторы выделяют дополнительно информационный, оценочный и волевой элементы правосознания.

Информационный – наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Но информация о законе это и есть правовая идеология, в особенности правовая наука.

Оценочный – полученную информацию человек сопоставляет с собственными и общими ценностями. Такое сопоставление выражает взаимодействие правовой идеологии и правовой психологии.

Волевой – узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Это скорее психическая установка субъекта.

Возможно, более точно связывать эти понятия не с элементами правосознания, а с этапами его формирования и развития.

В реальной жизни правосознание проявляется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознание является всего лишь методическим приемом, способствующим пониманию роли и места правосознания в общественных отношениях.

Правосознание есть:

- знание о праве;

- разумная и эмоциональная оценка действующего права;

- идеи о желаемых изменениях в праве.

Содержание правосознания свидетельствует, что правосознание не только результат отражения объекта, но и средство воздействия на объект, т. е. всю правовую систему государства.

Виды правосознания

В зависимости от субъектовкак носителей правосознания оно подразделяется на:

- индивидуальное – выражает суждения о праве, отношение к праву отдельной личности;

- групповое – отражает отношение к праву определенных социальных слоев населения;

- корпоративное – отношение к праву достаточно крупных объединений, основанных на определенных интересах индивидов;

- общественное – когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточное широкое распространение и становятся преобладающими в обществе. Такое правосознание иногда ещё называют массовым.

Отдельные авторы под массовым понимают правосознание, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа и т. п.).

«….сборище людей под влиянием охвативших его чувств злобы и ненависти, способно на такие акты жестокости, на которые не способен ни один из его членов в отдельности и которых участники даже сами не могут понять и объяснить, освободившись из под власти взаимного психического влияния. Известная организация дает возможность отдельным лицам пользоваться этой коллективной психической силой и направлять ее к определенным целям.»[162]

В зависимости от уровня отражения (глубины и системности проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе): обыденное; научное и профессиональное.

Обыденное (эмпирическое) правосознание складывается исходя из жизненного опыта.Обыденное правосознаниепредставляет его первичный уровень. Оно отражает, прежде всего, психологическую сторону правосознания. Отношение субъекта к праву формируется на основе знаний и представлений о праве, полученных в процессе повседневной жизни, зачастую эмпирическим путем. Такое правосознание ещё недостаточно развито. В то же время именно в этих условиях вырабатываются определенные правовые привычки, когда субъект законопослушен в силу своего бытового воспитания, основанного на нравственных ценностях.

Научное (теоретическое, доктринальное) правосознание формируется на базе научных исследований.Оно наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере. Оно основывается на квалифицированных, аргументированных, обоснованных суждениях ученых.

Профессиональное правосознание – это правосознание юристов-практиков.Профессиональное правосознаниеблизко к научному. Это отношение к праву юристов-профессионалов. Ценность их мнения – в компетентности, доказательности, убедительности.

Таким образом, правосознание как объективная реальность – это сложившаяся на основе права совокупно