Основные способы изложения норм права

Нормы права находят свое реальное воплощение в конкретных статьях нормативно-правовых актов и других источников. Однако норма права не тождественна статье нормативно-правового документа, их структура, как правило, не совпадает. Это определяется целым рядом обстоятельств. В одной статье закона (а иногда и в одном нормативно-правовом акте) не всегда могут быть выражены все элементы, из которых состоит правовая норма. При издании нормативно-правового акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легко воспринимаемы. В начале многих нормативно-правовых актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам. Объединение близких по своим предписаниям частей различных норм в одну статью позволяет избежать повторений и длиннот.

Основные способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов: прямой, отсылочный и бланкетный.

Прямой – статья нормативно-правового акта полностью совпадает с нормой права (в одну статью входят гипотеза, диспозиция и санкция). Возможен вариант, когда в одну статью нормативно-правового акта включено несколько самостоятельных норм

Отсылочный– норма права, её логическая структура излагается в двух статьях одного нормативно-правового акта.

Бланкетный – предусматривает изложение какого-либо элемента логической структуры нормы права в других источниках права.

Основные направления развития норм права

- совершенствование содержания юридических норм;

- упорядочение их структуры и системы в целом.

- точное отражение в правовых предписаниях закономерности развития общественных отношений;

- соответствие норм права требованиям морали и уровню правосознания;

- соблюдение требований системности (непротиворечивости) и других закономерностей действующей системы права;

- учет в ходе правотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами.

Таким образом, сущность нормы права – это общеобязательное, формально-определенное веление, выражающее конкретную социально-государственную волю, установленное в виде официального предписания.

Источники (формы) права

Право, как и любое явление, характеризуется такими философскими категориями, как форма и содержание.

Содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, связей, состояний, тенденций развития.

Форма – есть способ выражения, существования и преобразования содержания.

Для того чтобы успешно выполнять присущие праву функции, оно должно иметь свое внешнее выражение

Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, т. е. выражены в каких-либо документах или ссылках, которые являются способами их существования. Это внешнее выражение права называется в одних случаях формой права, в других – источником права, в третьих – одновременно источниками и формами права.

Среди правоведов нет единства в понимании рассматриваемой проблемы. Некоторые авторы полагают, что содержание права составляет государственная воля, а форма права – это юридические нормы. Однако государственная воля скорее отражает сущность права, а юридическая норма – это не форма права, а само право.

Исходя из вышесказанного, содержание права составляет совокупность юридических норм.

Понятие источника права предполагает его анализ с точки зрения способов возведения в закон воли соответствующих политических сил, стоящих у власти, выражающих интересы класса, всего народа или его части.

Однако если исходить из общепринятого значения слова «источник» как начала, исходной точки, корня, причины и т. д., то применительно к юридическим явлениям это понятие может иметь различное содержание. В правоведении различают источник права в материальном, идеальном и в формально-юридическом смысле.

Источник права в материальном смысле – материальные условия жизни общества, способ производства и распределения, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности, которые определяют государственную власть и выступают правообразующей силой. Материальные условия жизни общества обусловливают волю через соответствующую правотворческую деятельность, результатом которой является тот или иной нормативно-правовой документ.

Источник права в идеальном смысле – источник познания, под которым понимаются дошедшие до нашего времени исторические документы, правосознание, правовые доктрины, концепции, идеи, представления людей о действующем и желаемом праве. Господствующая правовая идеология – главный источник формирования права в идеальном смысле. В этом случае его можно назвать правосознанием.

Результат идеологического осознания объективных потребностей общественного развития посредством правотворческих процедур получает объективированное выражение в нормативно-правовых документах. Они то и являются источниками права в формально-юридическом смысле.

Под источником права в формально-юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации государственной воли. Это и есть внешняя форма права в юридическом значении этого термина. Она отражает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма доводится до сознания субъектов. Таким образом, это тот формализованный акт, из которого получаются представления о правовом предписании.

Множественность смысловых значений термина «источник права» свидетельствует о невозможности использования его самого по себе в качестве термина, «адекватного внешнему выражению права»[128].

Форма права представляет собой внешнее выражение содержания права, придающее ему упорядоченность и государственно-властный характер. Но право имеет внутреннюю и внешнюю формы.

Внутренняя форма права – это его части, структура и связи. Она отражает горизонтальную и вертикальную структуру права, способы образования каждой отдельной нормы права и объединения всех норм права в единую систему, а также распределение правовых норм по отраслям и институтам соответственно характеру регулируемых ими отношений.

Внешняя форма есть совокупность способов формирования, своеобразного «документирования», выражения вовне государственной воли. При этом не следует ни сводить право к формам его выражения, ни отрывать его от этих форм. Раскрыть внешнюю форму права – значит выяснить, какими способами властвующая группа придает своей воле обязательный характер, какие формы выражения приобретают нормы права. Под внешней формой права понимаются лишь конкретные нормативно-правовые документы, содержащие нормы права. Эти документы позволяют субъектам правовых предписаний ознакомиться с их реальным содержанием.

Неоднозначное понимание термина «форма права» не позволяет объективно обозначать им нормативно-правовые документы, содержащие юридические нормы.

Наиболее логичным и целесообразным представляется использование двойного термина – источник (форма) права, под которым можно понимать способ выражения, существования и преобразования правовых норм, действующих в пределах национальной правовой системы, отражающих определенную государственную волю.

Надо отметить, что такой подход разделяют не все правоведы. Сторонники философских концепций, разводя право и закон, понимают под правом различные абстрактные конструкции: форму общественного сознания, разумную идею, высшую нравственность, божественную волю. Формальное же право – закрепленное государством – они обозначают как положительное, позитивное или объективное право.

Ещё Фома Аквинский (XIII в.) предлагал выделять две формы права:

- в виде божественного закона, закрепляющего гуманистические и нравственные начала;

- в виде законов, идущих от светской власти.

Сторонники психологической школы права различают объективное и интуитивное право. Под интуитивным правом понимаются некие атрибутивные и интуитивные притязания субъекта, которые проявляются в эмоциональной сфере.

Несмотря на сложность реализации права в его философском и социологическом понимании, отвергать их однозначно не разумно. Ведь сторонники философских концепций действительно могли опираться в своих логических построениях на высокие идеалы справедливости, гуманизма, свободы, равенства и т. д. Реальное же законодательство не всегда соответствует этим идеалам. Оно может закреплять неравенство, произвол и другие негативные черты государственной власти.

Поэтому критика законодательства с позиций разума, морали, опирающаяся на идеи, сформулированные представителями философских концепций, исходя из широкого, социологического понимания права, способствует совершенствованию позитивного права.