Гражданское общество: история и современность

Идея, подразумевающая существование гражданского общества, прослеживается в работах Аристотеля, Платона, Цицерона. Дальнейшее развитие она получила в канун и с началом буржуазных революций в Европе в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж-Ж Руссо, П. И. Пестеля, А. Н. Радищева, Н. М. Муравьева. Сегодня под термином «гражданское общество» понимается общество, находящееся на высокой ступени развития, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев.

Термин «гражданское общество» сложился не столько для обозначения его состава – граждан, а в связи с тем, что оно, являясь сферой господства частных интересов, создает благоприятные условия для всестороннего и гармоничного развития личности.

Общество возникло на той ступени развития человечества, когда появились первые попытки осмысленного регулирования межличностных отношений на основе осознания человеком своего места в природе и первобытном коллективе и поиска не силового, а компромиссного решения при удовлетворении интересов и потребностей членов первобытного коллектива.

Около 100 лет назад профессор Ф. Ф. Кокошкин писал: «…индивидуальные интересы властителя могут служить определяющим началом всей его деятельности лишь в очень примитивных политических обществах, являющихся скорее зачатками государства, нежели государствами».[97]

Более серьезное влияние, чем интересы отдельных лиц, и случайных групп людей, оказывают на государственную деятельность классовые интересы.

«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».[98]

Такого строгого деления в современном обществе не наблюдается. Невозможно выделить классы буржуазии, пролетариат, крестьянство, помещики и т. д. Сегодня понятие «класс» используется условно. Но говорить о классовой однородности общества так же нельзя. В обществе существуют различные группы. Социальная дифференциация общества существует. Степень ее в разных странах различная и зависит от степени зрелости гражданского общества и права. Совершенно отказаться от учета классовых различий нельзя. Под классами или классовыми интересами сегодня понимаются различные группы и их потребности. Представляет интерес подход к исследованию общества на основе концепции социальной стратификации.

Одним из авторов этой концепции являлся Питирим Сорокин (1889-1968), который предложил понятие «социальное пространство. Под этим термином он понимал многомерное пространство социальных статусов. В отличие от геометрического – социальное пространство категория абстрактная. В этом пространстве осуществляется социальная стратификация – дифференциация людей на различные слои – страты. Сущность стратификации заключается в том, что общество делится на слои в зависимости от распределения прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличия или отсутствия власти и влияния среди членов того или иного сообщества.

Формы стратификации:

1) экономическая – на основе благосостояния;

2) политическая – на основе близости к власти;

3) профессиональная – на основе уровня образования и компетентности.

Эти и другие измерения социального пространства являются основой многомерных страт.[99]

При этом влияние конкретной страты сталкивается с влиянием других страт. Стремлению носителей власти к использованию ее только в своих интересах противостоит общественное мнение, в образовании которого принимают участие различные страты и это мнение имеет надклассовый характер.

В результате, выбранное направление государственной деятельности представляет собой компромисс между различными индивидуальными и групповыми стремлениями. Но компромисс между противоположными целями возможен лишь при условии признания сторонами высшей, объединяющей цели. Такой высшей, общепризнанной целью является общественный интерес.

Общественный интерес представляет собой своего рода загадку, которая допускает лишь приблизительно верное решение.[100]

История государственно-организованного общества делится на две эпохи: эпоху кастово-сословных обществ, основанных на правовом неравенстве, и эпоху становления и развития гражданского общества, основанного на юридическом равенстве и деления социальных интересов на частные и общие (публичные).

Для первой эпохи характерны:

- иерархическое строение общества, сословность права;

- формирование государственного аппарата из представителей привилегированного сословия;

- стремление государства полностью поглотить общество.

Становление и развитие гражданского общества проходит ряд этапов.

1-й этап связан со становлением капиталистической общественно-экономической формации. Отдельные элементы гражданского общества эпизодически проявлялись в некоторых странах античного мира, где развитие ремесел и торговли породили товарно-денежные отношения, получили закрепление в ряде институтов частного права. Однако экономические, идеологические и политические предпосылки гражданского общества начали складываться в XVI–XVII вв.

Соотношение общества и государства опосредовалось неоднородностью самого общества. Любое общество делится на устойчивые социальные группы, оказывающие влияние на содержание и форму государства и права. В добуржуазные эпохи государство и общество рассматривались как одно целое. Государственный аппарат формировался здесь только из представителей высших сословий, а само общество держалось на государственно-правовой регламентации и охране сословных привилегий. Государство и общество отождествлялись именно с высшими сословиями.

Появлению условий для формирования основ гражданского общества способствовали:

- развитие промышленности и торговли;

- развитие товарно-денежных отношений;

- переворот в общественной идеологии;

- развитие культуры и искусств;

- распространение буржуазной протестантской этики;

- оформление в теорию естественного права основных общих идей, связанных с представлением о гражданском обществе как о социально-политическом идеале.

2-й этап. В период с конца XVII до конца XIX в. наиболее развитых странах сформировались основы гражданского общества в виде первоначального капитализма. Общественные отношения основывались на всеобщем юридическом равенстве и частном предпринимательстве, семейных и нравственных ценностях, находящихся в относительной независимости от государства.

Произошло отделение общества от государства. Именно в XVIII в. получил распространение термин «гражданское общество». Оно истолковывалось как цивильное, частное, приватное, т. е. такое, в котором помимо официальных институтов существует неподконтрольный им уклад жизни – область реализации отдельных индивидов и их объединений, взаимоотношения товаропроизводителей и потребителей.[101]

Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства. Здесь имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициативы, предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль арбитра.

3-й этап в истории развития гражданского общества начинается со второй половины XX в. Он связан с социализацией гражданского общества, чему способствовал целый ряд факторов, а именно:

- страх буржуазии перед социалистическими революциями;

- положительные стороны реального социализма;

- достижения научно-технической революции;

- развитие представительных институтов власти;

- отделение государственной власти от собственности;

- повышение уровня образования и политического сознания широких слоёв населения;

- реальное разделение властей;

- повышение роли государства в регулировании экономических общественных отношений;

- утверждение идей гуманизма, общечеловеческих ценностей.

Эти факторы способствовали ограничению эгоизма буржуазии, вынудили её учитывать интересы других социальных слоёв общества, идти с ними на компромисс, что привело к формированию «среднего класса», утверждению не только юридического, но и фактического равенства между членами общества.

Философское обоснование идеи гражданского общества пытались дать Г. Гегель и И. Кант. В их представлении идеи гражданского общества переплетались с основными признаками правового государства, что вполне оправданно. Они противопоставляли гражданское общество дикости, неразвитости, нецивилизованности.[102] Главным элементом их учения выступает человек – его роль, функции, положение в обществе и государстве. По Гегелю отдельная личность является для самой себя целью. Её деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение собственных потребностей. В то же время личность может удовлетворять свои запросы не иначе, как находясь в определенных взаимоотношениях с другими людьми. «В гражданском обществе – каждый для себя цель, все другие для него ничто. Но без отношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».[103]

Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумной и целесообразной организации межличностных отношений, о новом этапе цивилизации. Однако, здесь нельзя забегать вперед, как это имело место в 80-е годы с «новым мышлением» М. С. Горбачева.

Государственно-правовая наука после Г. Гегеля ушла далеко вперед. Новые данные истории, этнографии, археологии, психологии, естественных наук, реальная практика заставляют по-новому взглянуть на общество, государство и право. Но положения о самостоятельности гражданского общества как сферы господства частных интересов, о зависимости степени индивидуальной свободы личности от реального обеспечения её права на частную собственность имеют громадное значение и в современных условиях.

Гражданское общество невозможно построить. Оно должно сформироваться вместе с правовым государством. Для формирования гражданского общества необходимо создание его основ. Основами гражданского общества являются:

1) экономическая основа – частная собственность;

2) социальная основа – средний класс;

3) политическая основа – демократический политический режим;

4) юридическая основа – фактическое юридическое равенство.

Главный лейтмотив гражданского общества – собственность и отказ государства от претензий на роль единственного регулятора общественных отношений. Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Важно только, чтобы класс собственников формировался в процессе нормального цивилизованного развития, а не криминальным путем.

Либерализация экономических отношений не должна означать полный уход государства с экономического поля. Государство должно осуществлять экономическое регулирование, уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами.

Социальной основой гражданского общества является «средний класс». К среднему классу в современном цивилизованном обществе относят тех граждан, которые способны своим трудом обеспечить себе достойное существование, при создании государством соответствующих условий. «Ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один – настолько беден, чтобы быть вынужденным продаваться».[104] Многочисленность среднего класса – основа основ стабильности государства. В современном демократическом государстве средний класс составляет самую многочисленную часть народа. Именно эта часть настроена в духе сохранения и умножения основных демократических институтов, социально-нравственных связей, скрепляющих народ.

Правовой основой гражданского общества является фактическое юридическое равенство всех его членов. Становление и развитие юридического равенства по своим социальным последствиям сопоставимо с неолитической революцией. На смену вертикальным структурам приходит преобладание горизонтальных отношений, основанных на равноправии и договорных отношениях свободных людей. Эти отношения и составляют суть гражданского общества.[105]

Само гражданское общество – это общество равноправных людей, свободно проявляющих свои личностные качества и творческую инициативу в рамках действующего права.

Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет граждан и выражает, прежде всего, их интересы, а не волю правящей элиты.

Гражданское общество опосредовано:

- рыночными отношениями, экономической свободой, многообразием форм собственности;

- легитимностью и демократическим характером государственной власти;

- социальной и юридической защищенностью личности;

- политическим и идеологическим плюрализмом;

- невмешательством государства в частную жизнь;

- национальным и социальным согласием;

- эффективной социальной политикой государства;

- политическим и юридическим равенством граждан;

- взаимной ответственностью граждан и государства;

- обеспечением разумного баланса интересов различных социальных слоёв, национального и социального согласия;

- эффективной социальной политикой государства.

Гражданское общество формируется, развивается и функционирует в диалектическом единстве и противоречии с государством. Главным условием существования гражданского общества является наличие правового государства. Раздельное существование гражданского общества и правового государства немыслимо.

ответственность перед ним.

Таким образом, гражданское общество - это свободное, демократическое, правовое, цивилизованное общество.В нем нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважают закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости, единства прав и обязанностей.