Развитие права в различные исторические эпохи

Исторически первым принято считать древневосточное или рабовладельческое право. Основные его источники: правовой обычай, законы, распоряжения правителей, решения по судебным делам. Характерными чертам древневосточного права являются: закрепление в праве пережитков первобытнообщинного строя, тесная связь с религией, формализм и казуистичность.

Древнейшими правовыми памятником предполагаются свод законов шумерского царя Ур-Намму (III тыс. до н. э.), законы вавилонского царя Хаммурапи (вторая половина XVIII в. до н. э.). В основу кодекса царя Хаммурапи легли решения самого царя и высших судебных инстанций. В кодексе естественно отсутствует деление права по отраслям, нормы материального и процессуального характера чередуются между собой. Основное внимание уделено нормам, регулирующим право собственности, брачно-семейные отношения. Существенное место в кодексе уделено договорным отношениям.

В Древней Индии общественные отношения регулировались на основе правил поведения, представляющих собой совокупность морально-этических предписаний, основанных на религиозных догмах. Основные источники права в Древней Индии: веды – сборники гимнов и магических заклинаний; дхармашастры – сборники религиозно-правовых предписаний, переплетенных с нормами морали, традициями, правилами торговли, медицины; артхашастры – светские правовые нормы о государственном строе и государственном управлении.

Одним из наиболее известных памятников древнеиндийского права являются Законы Ману (дхармашастры) – легендарного составителя законов, носящего имя мифического бога. Этот памятник представляет из себя сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось добродетелью. Главное место в законах отводится закреплению системы варн, их наследственного и профессионального характера, привилегий высших варн. В законах подробную разработку получили обязательственные отношения, вопросы брачно-семейного, уголовного права и процессуальные нормы.

Древнекитайские политические и правовые представления выражены в философской форме: даосов, моистов и т.п. Конфуций (Кун Фу-Цзы 551–479 гг. до н. э.) изложил свои взгляды на государство и право в книге Лунь юй («Беседы и высказывания»). Конфуций был сторонником патриархально-патерналистского понимания государства, согласно которому государство рассматривается как большая семья. Императорская власть уподобляется отеческой власти, а отношения правящих и подданных как отношения старших и младших. Правильный путь (дао) составляют такие добродетели, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие».

В античном мире наиболее известным первым правовым памятником являются Законы Драконта. В них оформлялось право частной собственности, устанавливались правила судопроизводства. Наиболее совершенным для своего времени было римское право, которое получило признание в ходе рецепции в средние века в Европе.

Древнейшим источником феодального права являлись сборники правовых обычаев, которые назывались варварскими правдами. Наиболее известные из них Русская Правда, а также Салическая правда, Рипуарская, Бургундская и другие.

С начала IX в. ведущая роль переходит к местному обычному праву. К примеру, во Франции эти обычаи носили название «кутюмы». Кутюмы были как общие, так и местные, вследствие чего отсутствовала единая правовая система страны. Однако в процессе централизации королевской власти, начиная с XV в., делается попытка упорядочения источников права. Появились официальные сборники кутюмов. Ведущее место стали занимать ордонансы – королевские указы, действовавшие на всей территории страны.

В XII–XIV вв. получило широкое развитие городское право. Наиболее известные правовые системы, представляющее средневековое городское право: право Любека, право Магдебурга и др.

Существенное влияние на развитие права, особенно гражданского и семейного оказало каноническое право.

Особая правовая система сложилась в средневековой Англии. Эта правовая система получила название «общее право». Оно было основано на решении королевских судов. Эти решения основывались в свою очередь на нормах обычного права. Наряду с общим правом в Англии существовало «право справедливости», которое было основано на решениях суда короля или канцлера.

Буржуазные революции XVII–XVIII вв. положили начало существенным изменениям в общественных и политических отношениях, способствовали становлению принципиально нового права, основанного на всеобщем юридическом равенстве.

Формирование буржуазных государств, развитие торгово-экономических отношений вызвало необходимость рецепции римского права, т. е. заимствования его основных принципов и положений и переработка их применительно к новым историческим условиям.

Таким образом, государство и право возникли в результате эволюционного развития общества и явились закономерным результатом взаимодействия целого ряда важнейших факторов.

Вопросы для самоконтроля

1. Социально-экономическая характеристика первобытного общества.

2. Основные теории возникновения государства и права.

3. Общие закономерности возникновения государства.

4. Особенности возникновение государственности в различных странах.

5. Возникновение права.

6. Развитие права в различные исторические эпохи.

Темы рефератов

1. Нормы, регулирующие отношения в первобытном обществе.

2. Особенности возникновения государства и права в России.

Глава 3

Теория государства

Власть – сложный многоаспектный феномен, проявляющийся в разных организационных формах, методах её осуществления, целях, системе отношений и т. д. Существуют различные взгляды на этот феномен: определенная функция, присущая любому коллективу, обществу; волевое подчиняющее отношение властвующего и подвластного субъектов; способность управляющего субъекта навязывать свою волю другим; организованная сила, способная подчинить воле определенной социальной группы всех членов общества; управление, связанное с принуждением; государство или его органы, осуществляющие власть.

Под социальной властью можно понимать присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на убеждение и принуждение. Она является важнейшим средством функционирования социальных структур и институтов.

Главными характеризующими чертами социальной власти являются воля и сила. Это означает: власть принадлежит той социальной группе, волю которой она выражает; любая социальная власть опирается на силу (убеждения или принуждения).

Власть придает обществу целостность, управляемость, защищенность, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

Государственная власть

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Существуют различные взгляды на соотношение понятий «государственная власть» и «политическая власть».

Одни считают, что государственная власть – более узкая категория, чем политическая, т. к. политическая осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества. Другие – что государственная власть выступает от имени всего народа, а политическая может выступать от имени какой-либо социальной группы, являющейся субъектом политических отношений.

Оба эти положения не учитывают значения понятий «политика» и «государственная власть». Политика есть не что иное, как осуществление государственной власти в интересах определенных социальных групп. Понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», т. к. политическая власть исходит от государства и осуществляется при прямом участии всех звеньев политической системы общества.

Наряду с массовым, стихийным подчинением власти уже в ранние эпохи истории появляется и сознательное отношение к ней. Существование власти как силы, которую можно направить на служение тем или иным целям, порождает у отдельных лиц, а затем у целых групп их стремление захватить власть и использовать ее в своих интересах.

Из всех видов личной власти, могущих возникнуть в пределах данного общежития, наибольшие шансы развиться, упрочиться, приобрести общественный и правовой характер имеет та власть, которая более других может способствовать общим интересам.[75]

Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчиненности между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Утрата властью способности подчинять с помощью методов убеждения и принуждения ведет к упразднению власти со всеми вытекающими последствиями.

Признаки государственной власти проявляются в следующем:

- распространяется на все общество – имеет отношение ко всем лицам, находящимся на территории государства;

- носит публично-политический характер – выполняет общественные функции;

- имеет нормативно-правовую форму выражения;

- опирается на государственное принуждение;

- осуществляется специальными лицами;

- организует население по территориальному признаку;

- характеризуется легитимностью и легальностью.

Легальность (юридическая характеристика) – юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам. Легитимность (нравственная характеристика) – доверие и оправдание власти со стороны большинства населения.

Общественное признание, составляющее фактическое и юридическое основание государственной власти, носит смешанный характер: в нем переплетаются два психологических элемента: 1) стихийное, инстинктивное подчинение, основанное на чувствах и привычках, 2) сознательное, рассудочное повиновение, вытекающее из рациональных мотивов. Политический идеал заключается в том, чтобы осмыслить, подчинить разуму стихийную общественную силу, родящуюся в темных, не освещенных сознанием областях нашей душевной жизни, превратить ее в силу сознательную и разумную.[76]

Нередко государственная власть осуществлялась достаточно узкой социальной группой (верхушка государственного аппарата, партийная элита, семейный клан и т. п.). Эта группа осуществляет государственную власть в своих собственных интересах. Но она, как правило, не имеет глубокой социальной опоры. В этом случае власть может опираться на религию и традиции (восточные страны), балансировать между различными социальными группами (бонапартизм, нацизм, ельцинизм), осуществлять подавление любого инакомыслия (диктатура).

Гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии непрерывного, противоречивого взаимодействия, характер которых во многом зависит от степени развития общества и его институтов, от возможности последнего контролировать действия государственной власти. В условиях недостаточной развитости гражданского общества государство поглощает его, узурпируя при этом права и свободы граждан.[77]