Теория государства и права в системе общественных наук

Общепринято все науки подразделять в зависимости от характера изучаемых ими явлений и процессов на две группы: естественные и общественные (в т. ч. гуманитарные).

Однако по этому вопросу есть и другие мнения. Отдельные авторы выделяют в отдельную группу наук юриспруденцию. Этот подход далеко не бесспорен, тем более, те же авторы формулируют и основания для классификации наук. Так, предметом изучения естественных наук являются естественные законы, действующие в природе независимо от воли и сознания человека, а предметом изучения общественных наук являются социальные законы, действующие в обществе, зависимые в определенной мере от субъективного фактора. А вот выраженного в такой же мере своеобразия характера юридических наук, что позволило бы выделить их в самостоятельную от общественных наук группу, сторонники такого подхода не установили.

Государство и право по своему происхождению являются не естественными, техническими или природными, а сугубо общественными, социальными явлениями.

Явления общественные, составляющие предмет изучения юриста, резко отличаются от явлений природы своею зависимостью от нашего к ним отношения. Явления природы не зависят от того, как объясняют их люди, как представляют их себе. Последовательная смена вырабатываемых людьми разнообразных, противоречащих одна другой научных гипотез не может оказать никакого влияния на тот порядок, в каком совершаются явления природы. Порядок этот остается все тот же самый, как бы ни думали о нем люди, каких бы ошибочных гипотез они ни сочинили.

Совсем иное дело - явления общественные. Наши понятия о нравственности - о различии добра и зла, о праве - разграничении моего, чужого, общего, об обществе и отношении его к личности сами являются соопределяющими факторами развития общественной жизни. Явления общественные при других одинаковых условиях могут получить совершенно различный вид и различное значение, смотря по тому, как относятся к ним люди, каких нравственных, правовых, общественных учений держатся они. Поэтому для полного научного объяснения явлений общественности необходимо принимать во внимание и то, как относятся к ним люди, как думали и думают о них.[18]

Единство материального мира обусловливает и единство науки. Разделяя естественные и общественные науки, в тоже время нельзя их противопоставлять друг другу.

Чем интенсивнее и шире внедряются в жизнь достижения естественных наук, тем в большей мере возникает объективная потребность в научном определении социальных последствий этого внедрения. А это задача общественных наук.

Теория государства и права как общественно-политическая наука входит в систему общественных наук, тесно взаимодействует, в первую очередь, с философией, политологией, социологией, социальной психологией, этикой, экономическими науками.

Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это система знаний об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к окружающему миру.

Соотношение теории государства и права с философией проявляется в различных аспектах. Огромную важность имеет философский мировоззренческий аспект.

Существует определенная зависимость государственно-правовых теорий и взглядов от тех или иных философских воззрений, которая прослеживается на всех этапах развития человеческого общества.

Идеалистические основы мировоззрения зачастую способствовали выработке и насаждению антидемократических государственно-правовых теорий и идей. Идеалистическая философская система Гегеля, к примеру, объективно способствовала распространению консервативно-реакционных взглядов на государство и право. Что не помешало Гегелю разрабатывать научные основы гражданского общества.[19]

Материалистические основы мировоззрения чаще всего способствовали возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей. Так, материалистические основы мировоззрения Дж. Локка способствовали выработке представления о государстве как о социальном институте, призванном обслуживать интересы всех слоев общества, о неотчуждаемости естественных прав человека, о необходимости разделения властей.

Конечно, это соблюдается не всегда. Очень завуалированная критика антидемократического строя идеалиста Т. Мора, высказанная в его знаменитой «Утопии», легла в основу идей утопического социализма и многих философов-просветителей.[20]

Теория государства и права широко использует философские категории и всеобщие понятия, выработанные этой наукой.

Основные категории диалектики – это понятия, отражающие всеобщие признаки и связи, т. е. признаки и связи, свойственные всем без исключения предметам и явлениям природы, социальной жизни, мышления.

К основным философским категориям относятся такие парные категории, как единичное и общее, причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и форма, сущность и явление, возможность и действительность и другие.

Например – анализ правотворчества и правоприменения с позиций категории причины и следствия показывает, что в соотношении «общественные отношения – норма права» первые выступают в качестве причины, а вторые – следствия.

Для законодательства это исключительно важно, ибо причина порождает следствие, а не наоборот. Отсюда следует, что обществу нужны не надуманные, произвольно сконструированные правовые предписания, а нормы, вытекающие из потребностей социальной жизни.

В правоприменительном процессе фактическое поведение человека является причиной (основанием) применения юридической нормы. Норма права, предусмотренные в ней санкции, выступают в качестве следствия по отношению к поведению.

Большое значение для развития теории государства и права имеет широкое использование ею философских законов и закономерностей.

Основные законы диалектики: единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания – раскрывают сущность возникновения, развития и функционирования всех государственно-правовых явлений.

Так, любая юридическая норма отражает единство и противоречивость регулируемых общественных отношений, совпадающие и в то же время противоречивые интересы. Она появляется тогда, когда изменения в социальной жизни, постепенно накапливаясь, достигают нового качественного состояния и требуют принципиально иной юридической нормы.

Новые общественные отношения меняют прежние, а вновь принятая юридическая норма, регулирующая эти отношения, отрицает старые, предшествующие ей правовые предписания.[21]

В свою очередь философия в процессе изучения сущности государства и права, их социальной природы, назначения и места в общественной жизни постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается теорией государства и права вместе с другими юридическими науками и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

Общая теория права призвана синтезировать области практической и теоретической юриспруденции и одновременно снабдить философским обоснованием такие важные сферы правосознания и правореализации, которые связаны с духовно-культурным и воспитательным воздействием права, с его важнейшими социальными функциями и результатами.[22]

Таким образом, философия дает ключ к разгадке государственно-правовых явлений, а теория государства и права вооружает философию материалом, позволяющим делать обобщения и обосновывать общие принципы общественных отношений.

Юристу знакомство с историей философских учений о праве требуется не только для самостоятельных научных работ, но также и для сознательного усвоения научных выводов. Нельзя понять существующего права, не имея понятия о том, какими теоретическими воззрениями руководствовались люди, созидавшие обычаи, законодательство, судебную практику.

Действительная задача истории философии права не в предрешении на полпути, куда пришла человеческая мысль в решении вопросов права, а в объяснении, как она идет по ее далеко не законченному пути.[23]

Политология и теория государства и права являются также взаимосвязанными науками.

Используя достижения политологии, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления не только с точки зрения их внутреннего состояния, формы, сущности и содержания, но и под углом зрения их места и роли в системе других политических по своему характеру явлений. Это дает возможность исследовать государственно-правовые явления не сами по себе, а в контексте их связей с окружающей политической средой.

В процессе проведения политологических исследований политологи широко используют положения и выводы теории государства и
права.

Экономические науки, занимаясь изучением различных средств и способов производства, форм собственности, методов управления экономикой и т. д., решают не только сугубо экономические, но и социально-политические вопросы.

Опираясь на положения и выводы экономических наук, теория государства и права исходит из того, что материальный базис общества оказывает решающее воздействие на процессы формирования и развитие государственно-правовых явлений.

В то же время стихийное, не опосредованное государственно-правовым регулированием развитие экономических процессов, может привести к расстройству и упадку всей системы материального производства.[24]

Положительный опыт Китая и печальный России показали, что успешное проведение радикальных государственно-правовых преобразований в стране предполагает одновременное проведение и соответствующих экономических реформ. И наоборот.

Социология занимается изучением общества как целостной системы интересов, а также его отдельных составных частей и институтов, различных социальных слоев и групп, социальных процессов. Свои выводы социология основывает на эмпирических данных, социальных экспериментах. Объектом социологического исследования становятся все социальные явления, в том числе и государственно-правовые. Социология, как и философия, является средством познания государства и права. Познавая их, она углубляет и уточняет свой собственный предмет.

Теория государства и права в процессе изучения государственно-правовых явлений использует выводы и обобщения, сделанные в рамках социологии политики и социологии права как раздела теории государства и права.

Социология, занимаясь изучением общества и его элементов, использует достижения теории государства и права, её понятия, категорийный аппарат и т. д.

Психология представляет собой науку, занимающуюся выявлением и изучением закономерности поведения людей, обусловленных фактом их принадлежности к определенным социальным слоям и группам, а также изучением психологических характеристик отдельных человеческих сообществ и групп.

Теория государства и права, решая свои задачи, учитывает достижения социальной психологии:

- психологические особенности отдельных групп, властных структур, национальных сообществ;

- уровень правового сознания общества, степень развития правовой культуры, правотворчества и правоприменения;

- степень социально-политической активности общества.

Этика, представляющая научную систему взглядов на мораль и её место в обществе, непосредственно взаимодействует с теорией государства и права. Мораль, также как и право имеет нормативный характер. Более того, право и государственные институты базируются на нормах морали. В противном случае их эффективность будет низкой.

Государство и право как сложные явления общественной жизни изучаются целой системой юридических наук. Чтобы усвоить место теории государства и права в системе правоведения, необходимо рассмотреть её соотношение с другими юридическими науками.

В самом общем плане выделяются три основные группы юридических наук: историко-теоретические, отраслевые и специальные (прикладные) науки.

Историко-теоретические правовые науки: история отечественного государства и права; история государства и права зарубежных стран; история политических и правовых учений; философия права; сравнительное правоведение; политология; теория государства и права.

Отраслевыеюридические науки: конституционное право; административное право; гражданское право; уголовное право и другие юридические науки, имеющие в качестве объекта изучения нормы права, регулирующие однородные общественные отношения.

Специальные (прикладные) юридические науки: криминалистика; судебная медицина; судебная психиатрия; судебная статистика и другие науки.

В отличие от других теоретико-юридических наук теория государства и права изучает свой предмет, абстрагируясь от конкретных стран и личностей, хронологических и иных рамок.

Вместе с тем, юридические науки являются взаимосвязанными, взаимообусловленными и взаимодополняемыми. Используя материал, подготовленный другими науками, теория государства и права вырабатывает универсальные общегосударственные и общеправовые концепции, разрабатывает общее понятие права, определяет основания деления права на отдельные самостоятельные отрасли, а отрасли на институты, вырабатывает основные понятия и категории, используемые всей юриспруденцией, раскрывает общее понятие нормы права, рассматривает структуру правовой нормы и способы её изложения в статьях нормативных актов.

Теория государства и права является методологической основой для других юридических наук, она вырабатывает общие для всех отраслевых юридических наук методы и принципы научного познания.

В свою очередь, знания о многих сторонах государственно-правовых явлений и процессов теория государства и права черпает из теоретических и эмпирических (опытных) знаний других юридических наук. Происходит, таким образом, процесс взаимообогащения и взаимовлияния теории государства и права и других наук.[25]