Русская архитектура в начале 20 века

Творчество художников начала XX в. развивалось в тесном взаимодействии с архитектурой. Новый стиль модерн, ставший господствующим с первых лет 90-х гг., открыл широкую дорогу фреске, мозаике, витражу, керамике, скульптуре во всех их проявлениях. Сам этот стиль был характерен не только революционным неприятием внешних форм классицизма, но и стремлением более открыто подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, конструкций, фасадов и интерьеров. Модерн имел много разновидностей: «югендстиль» - тяжеловесный и угловатый, неоклассицизм, псевдорусский стиль, стиль «ириса» и т. д. В короткие сроки, за полтора десятилетия, строительство в стиле модерн преобразило многие города России. В Петербурге в стиле модерн застроена Петроградская сторона, которая и сегодня является заповедником этого стиля. Кроме того, постройки в городах: Москва, Рига, Одесса, Киев, Нижний Новгород, Саратов, места, где проживало множество купцов и богатых людей, дали возможность архитекторам построить сотни особняков и общественных зданий. Губернские и уездные города, промышленные центры были полем деятельности для изобретательности и талантов русских архитекторов. В декоративную мозаику фасадов, в скульптурную лепнину смело вторгались образы заводских труб и фабричных зданий, силуэты торговых судов и башенных кранов, аэропланы, аэростаты и автомобили. Изломанные линии ирисов и лилий соседствовали с женскими фигурами, кошками, львами, тиграми, медведями, оленями, слонами и даже китам. Широко использовались новые материалы - железобетон, сталь, стекло. Здания облицовывались гранитом разных пород, естественным камнем. Большинство жилых зданий были многоэтажными. Как правило, они снабжались лифтами, значительная часть зданий в столицах была уже газифицирована. Театры и вокзалы, университеты и академии, училища и школы преображали лицо большинства русских городов. Появляется стремление к комплексной застройке, к ансамблю. Так, разрабатывается план постройки района «Новый Петербург» на острове Голодай. Однако в условиях наличия частной собственности на городскую землю эти интересные замыслы так и не были осуществлены.

Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всего в архитектуре города. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа – кинотеатры. Переворот произвели новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкции, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.

Ярким примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900–1902, арх. Ф.О. Шехтель) –типичный образец русского модерна.

Так называемого «северного модерна»: П.Ю. Сюзор в 1902–1904 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте.

Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики, а не копировали декоративные элементы, как это делали представители псевдорусского стиля. Именно живописец В. Васнецов в своих архитектурных исканиях впервые обратился к формам новгородского, псковского и раннемосковского зодчества. Под его руководством в Москве появилась живописная Третьяковская галерея. Само здание достаточно обыкновенно. Украшенный в древнерусском стиле фасад, белокаменный портал, выразительность элементов и их контрастность со стенами сделали строение памятником архитектуры всех времен. Другим архитектором, практиковавшим возрождение древнерусского стиля, а особенно – традиций новгородских и псковских матеров, стал А. Щусев. На Куликовом поле им был возведен храм, ставший в одночасье и памятником, свидетельствующим о победе русских воинов над монголо-татарскими войсками. Живописность его форм, их пластичность, башни свидетельствуют о том, что ведущий в архитектуре церкви – новый русский стиль. В этом же стиле построена и Марфо-Мариинская обитель милосердия на улице Большая Ордынка в Москве. Церковь белокаменными массивными стенами и шлемовидными куполами напоминает традиции старорусских мастеров Пскова и Москвы. Среди других примеров вышеупомянутого стиля – здания Казанского вокзала в Москве арх. А.Щусева, Ссудной кассы арх. В.Покровского, Доходный дом Перцова в Москве арх. С. Малютина.

Модерн

Капиталистические города росли так стремительно, что использование старинных стилей попросту тормозило строительство. Нужно было что-то новое, более современное и рациональное. Новшеством в строительной сфере стало использование сверхпрочных материалов: железобетона и металлоконструкций. Это дало толчок и дальнейшему развитию архитектуры. Новым архитектурным стилем стал модерн. В России он приобрел свои местные черты, так как смешался здесь с историческими стилями.

Архитекторы модерна искали новые формы, создавали ассиметричные композиции, черпали вдохновение в архитектуре средневековья. Прочные материалы сделали возможным строительство зданий с огромными пространствами, арками и переходами. При этом подчеркивались плоские стены, а детали приобретали совершенно неожиданные криволинейные формы. Для модерна характерны четкие плавные формы, ясные линии, трапециевидные мотивы.

В Москве и Петербурге появляются такие модернистские постройки, как вокзалы, доходные дома, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии. Среди ярких примеров – особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве арх. Ф. Шехтеля, здание компании «Зингер» на Невском проспекте в Петербурге (современный Дом книги) арх. П. Сюзора, особняк Половцова на Каменном острове в Петербурге арх. И. Фомина, доходный дом графа М.Толстого на Фонтанке, гостиница «Астория», Азово-Донской банк арх. Ф. Лидваля.

В русле модерна, по мере использования архитекторами предыдущих архитектурных стилей, развивались необарокко, неорококо, неоренессанс, неоклассицизм.

Творчество художников начала XX в. развивалось в тесном взаимодействии с архитектурой. Новый стиль модерн, ставший господствующим с первых лет 90-х гг., открыл широкую дорогу фреске, мозаике, витражу, керамике, скульптуре во всех их проявлениях. Сам этот стиль был характерен не только революционным неприятием внешних форм классицизма, но и стремлением более открыто подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, конструкций, фасадов и интерьеров. Модерн имел много разновидностей: «югендстиль» - тяжеловесный и угловатый, неоклассицизм, псевдорусский стиль, стиль «ириса» и т. д. В короткие сроки, за полтора десятилетия, строительство в стиле модерн преобразило многие города России. В Петербурге в стиле модерн застроена Петроградская сторона, которая и сегодня является заповедником этого стиля. Кроме того, постройки в городах: Москва, Рига, Одесса, Киев, Нижний Новгород, Саратов, места, где проживало множество купцов и богатых людей, дали возможность архитекторам построить сотни особняков и общественных зданий. Губернские и уездные города, промышленные центры были полем деятельности для изобретательности и талантов русских архитекторов. В декоративную мозаику фасадов, в скульптурную лепнину смело вторгались образы заводских труб и фабричных зданий, силуэты торговых судов и башенных кранов, аэропланы, аэростаты и автомобили. Изломанные линии ирисов и лилий соседствовали с женскими фигурами, кошками, львами, тиграми, медведями, оленями, слонами и даже китам. Широко использовались новые материалы - железобетон, сталь, стекло. Здания облицовывались гранитом разных пород, естественным камнем. Большинство жилых зданий были многоэтажными. Как правило, они снабжались лифтами, значительная часть зданий в столицах была уже газифицирована. Театры и вокзалы, университеты и академии, училища и школы преображали лицо большинства русских городов. Появляется стремление к комплексной застройке, к ансамблю. Так, разрабатывается план постройки района «Новый Петербург» на острове Голодай. Однако в условиях наличия частной собственности на городскую землю эти интересные замыслы так и не были осуществлены.