Русская геополитическая мысль

Большое влияние на становление русской геополитической школы оказалДм. Алексеевич Милютин (1816-1912 гг.).В работе «Критическое исследование значения военной географии и военной статистики» он заложил теор. основы русской геополитики. Будучи военным министром в правительстве Александра II, он определил геополитич. приоритеты России, обозначив в качестве гл. геополитического противника России Великобританию. Милютин выстраивал стратегию противостояния России британии практически на всех направлениях: на Балканах, где стремилась доминировать союзница Англии – Турция; в Средней Азии, которая являлась ключом к разрушению британского владычества в Индии; в Персии и Китае, которые, как и США являлись естественными союзниками России в её противостоянии с Англией.

Ещё не используя термин «геополитика», Д. А. Милютин фактически предвосхитил многие положения и выводы, к которым пришли классики западной геополитики лишь в конце 19 – нач. 20 века (Ратцель, Челлен, Макиндер, Мэхен). Так предметом военной географии и военной статистики, по его мнению, являются закономерности функционирования и развития государства – политическая система, экономическая и военная мощь, территория, географическое положение, очертания границ, роль сухопутных и морских сил в защите государства. Он стал отцом русской геополитики, поскольку впервые оформил ее как самостоятельную науку.

Вениамин Петрович Семенов – Тян - Шанский(1870-1942 гг.)рус. учёный, известный своим трудом «О могущественном территориальном владении применительно к России» (1915 г.). Он создал целостную оригинальную глобальную концепцию геополитики, рассуждает о проблеме контроля над пространством и выделяет три исторически сложившиеся системы такого контроля: кольцеобразную, клочкообразную или точечную и континентальную. Семенов-Тян-Шанский считал, что следует исходить из существования на земной поверхности обширной зоны между экватором и 45-ой параллелью северного полушария, где расположены три большие океанические бухты: Европейское Средиземное море (вместе с Чёрным), Китайское море (вместе с Японским и Жёлтым) и Карибское море (вместе с Мексиканским заливом). Именно здесь появились три человеческие цивилизации: арийцев-семитов, монголов-малайцев и ацтеков-инков. «Господином мира» будет тот, кто сможет владеть одновременно всеми тремя морями. Или «тремя господами мира» будут те три нации, каждая из которых в отдельности завладеет одним из морей.

Семенов - Тян – Шанский развивал также идею о двух основных видах освоения географических пространств: внедрении и завоевании. Мирное внедрение является предпочтительным, так как оставляет следы не на территории, а на духовной жизни человека, на его языке.

Русское евразийство как первая росс. геополит. школа возникает в 20-х годах XX столетия в среде русских учёных, оказавшихся в эмиграции после Окт. революции в России. Гл. идеей русского евразийства стала идея о России как особом мире, занимающем срединное положение между Западом и Востоком, между Европой и Азией.

Русским «евразийцем №1» явился князь Ник. Серг. Трубецкой (1890-1938), известный славист, специалист в области культуры и языков народов Сев. Кавказа, автор работы «Европа и человечество», в которой присутствуют основные принципы грядущей евразийской идеологии. Именно Трубецкой фактически создал евразийство, открыл главные силовые линии этой теории.

Идеей, ставшей фундаментом всего евразийского мировоззрения является утверждение радикального дуализма цивилизаций, т.е. понимание всего исторического процесса как конкуренции двух альтернативных проектов: европейского и евразийского. Европейский проект реализуется в тезисе о превосходстве романо-германской цивилизации над всем остальным миром. Евразийский проект реализуется в планетарной борьбе человечества против планетарного Романо-германского ига.

Эта идея получила всестороннее развитие в творчестве др. представителей русского евразийства, к числу которых относятся философ, географ и экономист П. Н. Савицкий; православный богослов Г. В. Флоровский; учёный – искусствовед П. П. Сучинский, крупный историк Г. В. Вернадский (сын академика В. И. Вернадского, автора теории ноосферы), крупный философ и юрист И. А. Ильин и ряд других.

Наиболее ярко основные идеи евразийства представлены в творчестве близкого друга и сподвижника Н. С. Трубецкого Петра Николаевича Савицкого, экономиста по образованию, соединившего в своей идеологии верность нац. традициям с порывом в будущее, с социальным модернизмом. Савицкий был истинной душой евразийства, его бесспорным лидером.

Основная идея Савицкого- это идея России-Евразии. Россия – это особое цивилизационное образование, «срединная земля». Она – не часть Европы, и не продолжение Азии. Она – особая, самостоятельная духовно-историческая реальность. Россия - Евразия, не материк и не континент, а синтез мировой культуры и мировой истории, развёрнутый в пространстве и времени. Россия – не национальное государство, а цивилизация, возникшая на основе синтеза арийско-славянской культуры, тюркского кочевничества и православной традиции. В русском человеке (великороссе) сочетаются и славянский и тюркский субстраты. Вводя в научный оборот термин «Россия-Евразия», Савицкий подчёркивал континентальность России, её отличие от океанических цивилизаций.

В целом Евразийство явилось самым ярким и жизнеспособным политическим учением первой половины XX века. Однако идеи этого учения не смогли осуществиться на практике. Они не получили поддержки ни в советской России, ни в основной массе русской эмиграции на Западе. Между тем, события XX века подтвердили их вывод о необходимости найти альтернативу европейско-американскому атлантизму с его агрессивным гегемонизмом.

Евразийство не утратило своего значения и сегодня, когда США празднуют, как они думают, последний этап своей цивилизационной победы над Человечеством, когда рухнул Советский Союз как оплот Евразии, её культуры, государственности и идеала. Однако евразийство – это не прошлое. Это – проект. Это – будущее, признаки которого мы всё больше ощущаем!

Неоевразийство. Идеи русского евразийства получили оригинальное продолжение в середине XX столетия в творчестве рус. учёного–историка Льва Ник. Гумилёва,автора оригинальной теории этногенеза и этнических циклов, базирующейся на географическом детерминизме и органицизме, свойственном учению П. Н. Савицкого, последователем которого Гумилёв себя считал.

Наиболее важными идеями этой теории являются идеи евразийской пассионарности и этногенеза, которые сформулированы им в книге «Ритмы Евразии». Эти идеи и легли в основу качественно нового течения – неоевразийства.

Своей гл. задачей Гумилёв считал, как и евразийцы, обоснование особой миссии России как России-Евразии, её исторического права на представительство интересов континентальных сил. В этих целях он прибегает к историческому подходу, раскрытию исторических истоков евразийского единства.

Исходным понятием в его теории стало понятие пассионарности, или пассионарных толчков (от лат. passio – страсть). Пассионарность – это необъяснимый синхронный всплеск биологической и духовной энергии, который внезапно приводит в движение вялотекущее историческое существование, захватывая различные сложившиеся этнические и религиозные группы. В этом динамическом порыве пространственной, духовной и технической экспансии, происходит сплавление разнородных «остаточных» этносов в новые активные и жизнеспособные формы. Но пассионарный всплеск не может продолжаться вечно. Постепенно он сменяется более спокойным равновесным состоянием.

Гумилёв при объяснении этих процессов исходит из того, что в каждом этносе постоянно меняется соотношение числа людей, обладающих и не обладающих пассионарностью. Спад пассионарности предопределён тем, что энергичных пассионарных людей с каждым новым поколением становится всё меньше и меньше, и социальная система последовательно проходит разные стадии (фазы): роста, подъёма, надлома, спада.

Идея пассионарности используется Гумилёвым для объяснения возникновения народов, то есть этногенеза. Гл. причина этногенеза - в мутациях биосферы, вызванных процессами, происходящими в космическом пространстве. Эти мутации выражаются в изменениях, происходящих на границах между этносами (совпадающих, как правило, со стыками ландшафтов). Под влиянием разного рода вспышек космической энергии в биосфере земли происходят различные изменения: рождаются новые этносы, возникают суперэтносы. При этом одни этносы исчезают, другие сохраняются в «реликтовом» состоянии, третьи нарождаются и начинают свой исторический путь. Великороссы и являются таким молодым этносом, возникшим на стыке Европы и Азии и сплотившим вокруг себя суперэтнос России-Евразии или евразийской Империи.

С этих позиций Гумилёв подходит и к объяснению русского этноса. Великороссы - особый этнос, сложившийся в результате тюркско-славянского слияния, произошедшего в результате мощного пассионарного толчка, связанного с нашествием монголо-татар. В рез-те этого слияния возник специфич. сплав Леса и Степи, предопределивший сущность цивилизации, культуры и стереотипов поведения великороссов. На русской земле в XII веке проживало множество этносов, но славяне были доминирующей силой, воспринявшей в значительной степени византийскую культуру. Во взаимодействии со Степью русичи выступали как представители Леса, той географической среды, которая предопределила роль Руси во взаимодействии со Степью, ту сочетаемость (комплиментарность), которая и стала основой создания России-Евразии.

Современное российское евразийство представлено в нескольких разновидностях:

  • течением национальной идеократии имперского континентального масштаба, возникшим вокруг газет «День», «Завтра», журнала «Элементы». Это течение развивает идеи П. Савицкого, Н. Трубецкого, Л. Гумилёва, направлено против либерального западничества и узко этнического национализма.
  • др. течение совр. неоевразийства опирается на идею континентального русско-иранского союза. По мнению представителей этого течения, русский и тюркские народы имеют положительную комплиментарность, совпадение экономических и политических интересов, основных моральных ценностей.
  • ещё одно течение неоевразийства развивает идею воссоздания экономического и политического единства бывших республик СССР.

Каждое из названных течений совр. неоевразийства делает упор на какой-то конкретной цели, но все они в своём осн. содержании противостоят совр. атлантизму и мондиализ-му, развернувшим стратегическое наступление на евразийском континенте.