Русская православная церковь и государство в начале XX в

Осуждение проблемы церковных реформ Противоречивость конфессиональной политики правительства во время обер-прокурорства Победоносцева заключалась в том, что его ведомст­во стремилось активизировать деятельность православной церкви, и вместе с тем усиление правительственного контроля за этой дея­тельностью стесняло ее самостоятельность, что приводило к обрат­ным результатам - к кризисному положение православной церк­ви. В первую очередь, это сказывалось на падении нравственного влияния православного духовенства на массы верующих. В самой церковной среде в конце XIX - начале XX вв. возникают течения, стремившиеся к "обновлению" Русской православной церкви, под­нятию ее авторитета и морального уровня духовенства. В церков­ной и светской печати выдвигались требования освободить церковь от жесткой опеки ее государством. Были поставлены вопросы о пре­доставлении церкви реальной самостоятельности, о проведении реформ церковного суда и епархиального управления, преобразо-

вании прихода. Предлагалось даже превратить Синод в "синодаль­ное правительство Всероссийского собора", независимое от свет­ской власти. Некоторые участники обсуждения высказывались за восстановление патриаршества.

В конце декабря 1904 г. петербургский митрополит Антоний Вадковский от имени столичного духовенства подал председателю Комитета министров С. Ю. Витте "Записку" с изложением неот­ложных реформ в Православной церкви. При обсуждении в Коми­тете министров она получила поддержку Витте, который составил по этому вопросу свою "Записку" на имя царя. В ней он изложил предварительную программу церковных преобразований: обновле­ние прихода, материальное обеспечение приходского духовенства, преобразование духовных школ, децентрализация управления цер­ковью и предоставление ей большей самостоятельности. Против предложений Витте решительно выступил Победоносцев, который указывал на опасность церковной реформы для самодержавной власти царя.

Но вот грянула революция 1905 г. , заставившая самодержа­вие пойти на определенные уступки и в конфессиональной полити­ке. 17 апреля 1905 г. был обнародован "Манифест о веротерпимо­сти", провозгласивший свободу вероисповедания всему неправо­славному населению. Освобождены были от былых гонений сектан­ты всяких толков. Каждый мог не таясь, открыто исповедовать свое вероучение. Разрешалось всем конфессиям беспрепятственно стро­ить свои молитвенные здания, издавать духовную литературу, соз­давать духовные братства.

Подготовка к созыву Поместного собора Русской православной церкви . В декабре 1905 г. был уволен с поста обер-прокурора Синода Победоносцев. На этот пост был назначен князь А. Д. Оболенский, придерживавшийся либеральных взглядов. Николай II был вынужден согласиться на созыв "в ближайшее время" Поместного собора Русской православной церкви для решения ее неотложных нужд. В январе 1906 г. для подготовки Собора при Синоде было создано Предсоборное присутствие, в которое вошли 10 епархиальных архиереев и 21 профессор духовных академий и университетов. В епархии были направлены предписания прислать свои мнения по насущным церковным проблемам, которые пред­стояло обсудить на Поместном соборе, собран обширный и интерес­ный материал, изданный в тот же год. В декабре 1906 г. Предсобор­ное присутствие завершило свою работу. Основная подготовитель­ная работа для созыва Поместного собора была по существу проде­лана. Но к этому времени правительству уже удалось справиться с революцией, и в обстановке наступившей после третьеиюньского переворота 1907 г. реакции вопрос о созыве Поместного собора рус­ской церкви был отложен.





В 1912 г. Синод создал в узком составе Предсоборное совеща­ние, надеясь этим напомнить правительству о необходимости со­звать Поместный собор. Но правительство никак не прореагирова­ло на этот акт Синода. В 1913 г. некоторые епископы выступили в прессе с напоминанием о необходимости избрать патриарха и этим оградить церковь от вмешательства светских властей.

Вопрос о созыве Поместного собора Русской православной церкви вновь был поставлен после свержения самодержавия. Отречение Николая II от восстановление престола - означало одновременно и лишение его прерогативы главы Русской православной церкви. Новый обер-прокурор Св. Синода князь В. Н. Львов, введенный также в состав Временного правительства, 4 марта 1917г. официально заявил об освобожде­нии церкви от неканонического главенства царя. В знак этого цар­ский трон был вынесен из зала заседания Синода. Был изменен и состав Синода, из которого удалили распутинских ставленников. На местах стихийно создавались исполнительные комитеты из клира и мирян, они установили контроль над епископами, а некоторых из них, защитников старой власти, изгоняли с епископских кафедр.

29 апреля Синод ввел выборность епископов путем тайного голосования на епархиальных съездах клира и мирян. Одновре­менно по тому же принципу избирался епархиальный совет, кото­рый ограничивал епископскую власть. Декретом Временного пра­вительства 14 июля 1917 г. "О свободе совести" устанавливалась свобода выбора гражданами вероисповедания, свобода деятельно­сти всех религиозных конфессий, за исключением изуверских сект. Однако Русская православная церковь по-прежнему признавалась первенствующей, и Временное правительство не пошло на отделе­ние ее от государства.

5 августа Св. Синод как высший орган управления Русской православной церковью был упразднен. Вместо него учреждалось Министерство исповеданий. Тем самым завершился двухсотлет­ний "синодальный" период в истории Русской православной церкви. Министром исповеданий был назначен профессор Петербургской духовной академии, видный историк Русской церкви А. В. Карташев.

Еще 29 апреля 1917 г. для подготовки Поместного собора был образован Предсоборный совет в составе 32 высших иерархов церкви и профессоров духовных академий. К 5 июля совет подготовил Пра­вила избрания Собора и Программу его занятий. I Всероссийский Поместный собор Русской православной церкви торжественно от­крыл свои заседания 15 августа 1917 г. в Москве, в Успенском собо­ре Кремля. В состав Собора были избраны 73 архиерея, 192 при-

ходских священника и 299 мирян. На его обсуждение был постав­лен широкий круг вопросов - о жизни и деятельности Русской православной церкви и о ее взаимоотношениях со светской вла­стью. Заседания Собора продолжались до 20 сентября 1918 г. ко­гда его деятельность была прервана советским правительством. Однако Собор успел принять ряд важных решений, и среди них - восстановление патриаршества. Патриархом 4 ноября 1917 г. был избран московский митрополит Тихон (в миру Василий Иванович Белавин}. Были приняты решения: считать высшей властью в об­ласти вероучения, церковного управления и суда Поместный собор, патриарх подотчетен Собору и обязан отстаивать интересы церкви перед государством. Собор узаконил епархиальное и приходское самоуправление, восстановил древний обычай избрания настояте­лей монастырей монашеской братией, провозгласил принцип не­участия Русской православной церкви в политической борьбе.