Русское зодчество конца XV-XVI вв

Формирование общерусского архитектурного стиля.

Расширение строительства в Москве и в других городах.

Приглашение мастеров из русских земель и иностранных зодчих. Итальянские мастера в Москве. Ансамбль Московского Кремля. Успенский собор Аристотеля Фиораванти. Архангельский собор Алевиза Нового. Постройки псковских мастеров. Благовещенский собор и церковь Ризоположения. Грановитая палата (Пьетро Солари и Марко Руфо). Колокольня «Иван Великий» (Бон Фрязин). Строительство стен и башен Кремля. Стилистические и технические особенности Московского Кремля. Влияние ансамбля на дальнейшее развитие русской архитектуры.

Эволюция храмового строительства в XVI в.Подражание Успенскому и Архангельскому собору. Строительство крупных соборов в городах и монастырях. Собор Смоленской Богоматери Новодевичьего монастыря. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря. Развитие посадского храма. Церковь Трифона в Напрудной слободе. Церковь зачатия Анны в Китай-городе. Новые конструкции сводов и особенности фасадов. Шатровое зодчество. Особенности внутреннего пространства. Церковь Вознесения в Коломенском. Покровский собор «на рву». Столпообразные храмы с иными типами завершения. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.

Крепостная архитектура. Размах оборонительного строительства. Замена деревянных оборонительных сооружений на кирпичные и каменные. Новые технические приёмы и особенности эстетической выразительности оборонительных сооружений. Строительство Иван-города. Тульский, Зарайский и Коломенский кремли. Кремль Смоленский (Фёдор Конь). Строительство оборонительных сооружений в Москве (стены Китай-города и Белый город). Роль монастырей как оборонительных центров. Строительство крепостных стен в монастырях. Ансамбли Новодевичьего и Симонова монастырей в Москве, Троице-Сергиева и Пафнутьев-Боровского монастырей вблизи Москвы, Кирилло-Белозерского и Соловецкого в северных регионах России.

Приказ каменных дел и его роль в государственном строительстве различных зданий и сооружений.

Русская иконопись конца XV-XVI вв.

Развитие традиций русской живописи.

Творчество Дионисия. Фрески Успенского собора Московского Кремля. Житийные иконы с изображением митрополитов Петра и Алексея. Монументальный цикл собора Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. Иконы «Богоматерь Одигитрия», «Распятие».

Последователи Дионисия. Продолжение и дальнейшее развитие традиций Дионисия в творчестве его сыновей – Владимира и Феодосия. Другие мастера круга Дионисия и его последователи. Монументальные циклы Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. Первый период росписи собора Смоленской Богоматери Новодевичьего монастыря. Расширение круга сюжетов русской иконописи и монументальной живописи. Усиление повествовательности. Связь с реальными историческими событиями. Особая эстетическая выразительность. Икона «Церковь воинствующая» – как отражение новых тенденций в иконописании.

Творчество мастеров Строгановской школы (Прокопий Чирин, Никифор, Истома, Назарий и Федор Савины). Демократические традиции в живописи.«Годуновский стиль».

Стоглавый собор и процесс укрепления канонов в иконописании.

Книжная миниатюра и прикладное искусство.