Североамериканские колонии великобритании во второй половине xvii – первой половине xviii века

Америка, со времени ее открытия Колумбом в 1492 г., стала объектом ожесточенной борьбы между европейскими державами, которые стремились поживиться ее богатствами и начали колонизацию нового континента. Постепенно в Америке возникли Новая Испания, Новая Голландия, Новая Франция. Первые попытки англичан основать свои поселения в Северной Америке относятся ко времени правления королевы Елизаветы. Названная в её честь колония Виргиния просуществовала недолго. Первые английские колонисты погибли от голода, болезней, противодействия испанцев, считавших эти территории своими, стали жертвами враждебного отношения к ним индейцев. Только в 1607 г. Лондонской торговой компании удалось основать в Виргинии постоянные поселения англичан. Одно из них получило название Джеймстаун в честь короля Якова I. Разорившиеся ремесленники, потерявшие землю в результате огораживаний крестьяне и другие слои неимущих англичан составляли наиболее многочисленный поток переселенцев из Англии в Северную Америку. Это были так называемые «законтрактованные слуги», т. е. английские бедняки, которые работали в Америке на торговую Компанию по контракту несколько лет, оплачивая свой переезд через океан, затем они становились свободными.

В это же время в Северную Америку из Англии двинулись массы пуритан, религиозных сектантов, которые подвергались на родине преследованиям. Пуритане индепендентского направления основали в 1620 г. с помощью Плимутской торговой компании колонию Массачусетс. День первой высадки этих пилигримов у мыса Код считается в США праздничным и носит название «День Праотцов», или «День Отцов-пилигримов». Официально этот праздник отмечается 22 декабря. Переселенцы сразу же приступили к постройке жилья, положили начало поселению и будущему городу Новый Плимут. Жизнь первых английских переселенцев в Америке была исключительно тяжелой, т. к. не хватало продовольствия, и их рацион питания был очень скудным. Осенью 1821 г. им удалось собрать выращенный на новой земле первый урожай кукурузы (маиса), пшеницы, гороха и стало возможным увеличить норму питания колонистов. В этой связи переселенцы решили отпраздновать «День благодарения», отмечая свои первые успехи. С 1863 г. по решению президента А. Линкольна «День благодарения» отмечается в США ежегодно каждый последний четверг ноября как национальный праздник.

С основанием колонии Массачусетс связано событие, в котором американцы видят истоки своей демократии. Ещё находясь на борту доставившего их в Америку корабля «Мэйфлауэр» («Майский цветок»), до того как началась высадка на сушу, 11 (21) ноября 1620 г. переселенцы подписали знаменитое «Соглашение». Пуритане–пилигримы постановили, что будут «принимать и создавать такие справедливые и равные законы, распоряжения, акты, положения и должности, какие окажутся наиболее подходящими и удобными для общего блага колоний». Они брали на себя обязанность «должным образом им подчиняться и повиноваться». Значение этого «Соглашения» на «Мэйфлауэре» состоит в том, что здесь в зародышевой форме содержится идея общественного договора, народного суверенитета, права самого народа устанавливать власть, заимствованные английскими пуританами у кальвинистов.

Первоначально плимутские колонисты жили в общих жилищах, и все продукты их труда поступали на общие склады. Очень скоро переселенцы начали строить себе индивидуальные жилища, пахотная земля перешла в частную собственность. Колония управлялась должностными лицами, избранными самими колонистами. Эта система местного самоуправления, укоренившаяся в Северной Америке, была «вывезена» переселенцами из метрополии. Наряду с кальвинизмом она является ещё одним из истоков североамериканской демократии.

Постепенно в течение XVII и XVIII веков в Северной Америке вдоль побережья Атлантического океана возникло 13 английских колоний. Английская колонизация Северной Америки была более массовой, чем испанская и французская, т. к. она опиралась на процесс обезземеливания крестьян в связи с огораживаниями общинных земель, принявших широкий размах в Англии. В это же время во Франции и Испании крестьяне фактически были прикреплены к земле в условиях господства феодальных отношений, и в колонии из этих стран ехали в основном отдельные немногочисленные представители купечества, дворянства, священники, а также искатели легкой наживы из разных социальных слоев. Испанская колонизация была направлена в Южную Америку. Численность населения французских колоний в Северной Америке увеличивалась гораздо медленнее, чем английских. Только в некоторых районах Канады встречалось значительное по численности французское население, занимавшееся земледелием. В большей части захваченных здесь Францией территорий, французы основывали небольшие поселения, фактории. Французские купцы за бесценок скупали у индейцев меха, и заинтересованные в выгодной торговле с ними, не вытесняли индейцев с насиженных мест. Поэтому более массовые потоки переселенцев из Англии довольно легко овладели немногочисленными французскими, испанскими и голландскими населенными пунктами в Северной Америке. Область Массачусетса и прилегающих к ней территорий, занятых английскими переселенцами, получила название Новой Англии. В 1630 г. был основан поселок Бостон, впоследствии один из крупнейших городов в колониях.

Коренные жители Америки – индейцы отнеслись к появлению пришельцев на их землях по-разному. Были случаи враждебного к ним отношения с первых шагов колонистов на новом месте. Отдельные племена вначале дружелюбно встретили англичан, научили их выращивать картофель, кукурузу и другие местные культуры. Но с течением времени вытеснение индейцев с их земель, попытки поставить местное население в зависимость, сделать их постоянными данниками колонистов и даже превратить их в рабов, вызвали сопротивление индейских племен. Преградить путь переселенцам разрозненные, враждовавшие между собой индейские племена не могли, т. к. европейцы обладали лучшим вооружением и большей организованностью. Почти три века продолжались войны колонистов против индейцев, проходившие с исключительной жестокостью с обеих сторон. Английские переселенцы истребляли и вытесняли индейцев все дальше на запад континента, захватывая их земли. Только к концу XIХ века было окончательно сломлено вооруженное сопротивление индейских племен. Их остатки, разделенные на мелкие группы и обезоруженные, были загнаны в резервации – строго ограниченные районы, предназначенные для проживания данных групп индейцев. Несмотря на глубокую вражду и постоянные военные действия против индейцев, европейцы увидели у них хоть и примитивное, но все же равенство, стремление к свободе, что не могло не оказать влияния на мировоззрение колонистов.

Попытки превратить значительное количество местных индейцев в рабов не имели успеха, поэтому для тяжелой работы на плантациях сахарного тростника, табака, хлопка в Южных колониях стали использовать негров. В 1619 г. в Виргинию впервые ввезли 20 черных невольников из Африки, которых стали использовать как рабов. Через полвека негры-рабы стали основной рабочей силой в Виргинии и других южных колониях. Рабов стали регулярно завозить в Северную Америку на английских и голландских кораблях. Торговля неграми, привезенными из Африки, где рабство получило к тому времени широкое распространение у местных племен, становится для европейских торговцев самым прибыльным способом наживы и накопления капитала.

В экономическом развитии английских колоний в Северной Америке появились существенные различия, вызванные географическим положением, климатическими условиями, наличием природных ресурсов и другими факторами. Основным занятием колонистов всех регионов было сельское хозяйство. В Североатлантических колониях, к которым относят Нью-Гемпшир, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд, наряду с сельским хозяйством развивались ремесла, мануфактурная промышленность, судоходство, морская торговля. Здесь было развито производство морских продуктов, изделий из дерева, судостроение. Главным городом и торговой гаванью северных колоний стал Бостон с населением 15 тысяч жителей к середине XVIII века. В Бостоне, например, в 1720 г. насчитывалось 14 верфей, где ежегодно строили 200 судов. В это время третья часть судов, плававших под британским флагом, была построена в американских колониях, т. к. строительство судов здесь обходилось дешевле, чем в Англии. Английское правительство запрещало производить в колониях железные изделия, чтобы не допустить конкуренции с английскими производителями, но это запрещение открыто нарушалось. К началу войны за независимость в американских колониях было больше доменных печей, чем в Англии.

В сельском хозяйстве этого региона преобладали фермеры, т. е. свободные крестьяне, собственники или арендаторы земли, производившие сельскохозяйственную продукцию не только для личного потребления, но и на рынок для продажи и получения прибыли. В первое время после переселения, у американских фермеров не было значительного количества излишков сельскохозяйственной продукции, товарно-денежные отношения развивались медленно. Фермеры одновременно занимались кузнечным, кожевенным, гончарным делом и ткачеством, а горожане-ремесленники имели в большинстве своем поля, огороды, скот. Здесь можно было встретить также белых охотников и звероловов.

Среднеатлантические колонии: Пенсильвания, Нью-Джерси, Нью-Йорк являлись районом зернового хозяйства. Наряду с небольшими фермами были крупные земельные владения аристократов, получавших от короля пожалованные грамоты на земли в Америке. Они сдавали эти земли мелкими участками в аренду фермерам. Получил развитие самовольный захват нераспаханных земель так называемыми скваттерами. Скваттеры с семьями, скотом, домашним скарбом на повозках длинными вереницами постоянно двигались на запад, оттесняя индейцев и захватывая еще не распаханные земли. Колонистов-первопоселенцев на западных землях называли пионерами. В Среднеатлантических колониях появились железоделательные мастерские, мануфактуры по переработке сельскохозяйственной продукции, пивоварни и другие ремесленные производства. Филадельфия, главный город Пенсильвании, был самым большим из всех городов английских колоний в Америке. Перед войной за независимость в нем насчитывалось 23 тысячи жителей.

В Южных колониях развивалось плантационное рабовладельческое хозяйство. Наряду с мелкими плантаторами, владельцами десятка негров, здесь были плантаторы, имевшие сотни рабов, которые трудились на плантациях сахарного тростника, табака, индиго и др. Постепенно наибольшими по площади становились хлопковые плантации. Крупнейшим городом Южных колоний был Чарльстон с населением в 9 тысяч человек. Число рабов на юге продолжало возрастать. Перед войной за независимость в Виргинии половину населения составляли рабы. В Южной Каролине негров было в два раза больше, чем белых.

Значительное развитие в колониях получила торговля. В Англию вывозили железо, медь, пушнину, табак, хлопок, индиго, рис, продукты лесных и морских промыслов и другие товары. Крупные капиталы складывались от работорговли, торговли с индейцами, при спекуляции землей. Наживали большие состояния предприниматели, занимавшиеся рыбными и лесными промыслами. В XVIII веке получила развитие посредническая торговля рабами, так называемая треугольная торговля. Из портов Новой Англии везли в Вест-Индию зерно и другие продовольственные товары, ремесленные изделия. В вест-индских колониях эти товары обменивались на ром и дальше отправлялись в Африку. В Африке ром обменивался на рабов, которых доставляли в Вест-Индию. Здесь рабов продавали или обменивали на ром, сахар, патоку и с этими товарами возвращались в Новую Англию. Патока служила сырьем для производства спиртных напитков. В Новой Англии эта отрасль вплоть до войны за независимость занимала ведущее место в мануфактурной промышленности региона.

Попытки основать в Северной Америке колонии феодального типа не имели успеха. Быстрое развитие промышленности и обилие доступных для заселения земель сделали невозможным установление здесь феодальных порядков. В Среднеатлантических колониях монополия крупных землевладельцев была сломлена скваттерами. В Южных колониях быстро развивалось рабство. Феодальная система в Северной Америке не сложилась, но, имелись элементы феодального строя, такие как крупное землевладение аристократов, взимание ренты с фермеров, арендовавших у них земли, законы о майорате.

Политический строй колоний было почти одинаковым, большинство из них находилось под управлением королевской власти. В Нью Гемпшире, Массачусетсе, Нью-Йорке, Нью-Джерси, Виргинии, Каролине, Джорджии губернаторы назначались королем. В колониях Коннектикут и Род-Айленд, которые были владениями торговых компаний, губернаторы избирались населением и утверждались королем. Пенсильвания, Делавер и Мэриленд принадлежали частным лицам. Здесь губернаторы назначались владельцами и утверждались королем.

Во всех колониях существовали местные законодательные органы, которые избирались более или менее широким кругом имущих поселенцев. Так же как и в Англии, они состояли из двух палат. Право издавать законы принадлежало нижней палате – Ассамблее, небольшая верхняя палата являлась Советом при губернаторе. Считалось, что в колониях могут издаваться любые законы при условии, что они не противоречат английским. В противном случае король мог такой закон отменить. Судьи назначались губернатором или королем по представлению губернатора. Местное самоуправление было построено по английскому образцу. Но в английском парламенте колонии не имели своих представителей.

Большую роль в колониях играла религия. Нигде в законах колоний не было записано об обязанности их населения, принадлежать к той или иной церкви. Однако фактически принадлежность к религиозной общине была обязательной. В Америке имелось много религиозных сект. На севере и в средних колониях доминирующее значение принадлежало индепендентской ветви пуританской церкви. Каждая община самостоятельно выбирала своих старейшин. В Род-Айленде преобладали баптисты. В Виргинии, Каролине и в Мэриленде наряду с англиканской церковью, были католики, квакеры и баптисты. В Пенсильвании, Делавэре и Нью-Джерси большинство населения принадлежало к протестантам. Нью-Йорк отличался большой пестротой в отношении церквей и сект. Перед войной за независимость в колониях было восемь колледжей, которые готовили священнослужителей.

Под влиянием религии и местных условий жизни колонистов, их быта, в колониях складывалась своеобразная культура. В пуританских штатах театральные представления, танцы, даже игра в мяч считались греховными и были запрещены. В Чарльстоне и Филадельфии, где преобладали католики и квакеры, можно было посмотреть пьесы Шекспира и других драматургов. Из всех видов художественного творчества в Северной Америке наибольшее развитие получила литература. Этому способствовало развитие газетного дела, публицистики, издание многочисленных журналов. В фольклоре американцев, кроме сюжетов, традиционных для той страны, откуда приехал переселенец, все чаще отражаются местные проблемы, в том числе и взаимоотношения с индейцами. В дальнейшем американская культура складывалась не только под влиянием европейской, но и доколумбовой цивилизации индейцев и афро-американского компонента.

Живопись, скульптура и музыка на первых порах получили незначительное развитие. Деятельность колонистов была направлена в первую очередь на производство необходимых для жизни материальных благ, на освоение новых территорий. Это требовало затраты большого физического труда и поглощало много времени. Для архитектурного облика Северной Америки того времени характерны не старинные замки и дворянские усадьбы, как в Европе, а фермы, гостиницы, банки.

В XVIII веке в колониях появляется выдающийся представитель американской культуры, ученый и политический деятель Бенджамин Франклин (1706-90). Он родился в Бостоне, в семье ремесленника, в которой было 17 детей. Начал работать в типографии, принадлежавшей его брату, затем основал в Филадельфии собственную типографию. В то время типографщик был и наборщиком и печатником, а иногда и автором статей. Самоучкой Франклин приобрел большие и разносторонние знания и в дальнейшем стал крупным ученым. В науке он получил известность тем, что разработал теорию положительного и отрицательного полюсов электричества, изобрел громоотвод, занимался вопросами теории кораблестроения. Франклин был активным приверженцем идей Просвещения.

В 1725 г. во время посещения Англии Франклин познакомился с масонами. Возвратившись в Америку, он создал в Филадельфии тайный «Клуб кожаного фартука», а затем книгоиздательское и философское общества, являвшиеся одновременно и первыми масонскими ложами в Северной Америке. В 1734 г. Франклин становится гроссмейстером масонской ложи. Проводя в жизнь просветительские идеи масонства, он создал первую общественную библиотеку в Филадельфии, был одним из создателей высшего учебного заведения в Пенсильвании, которое в дальнейшем превратилось в университет. На общественные средства он организовал больницу, добился, чтобы улицы Филадельфии замостили камнем, ввели уличное освещение, и даже организовал первую пожарную команду в своем городе.

В мировую культуру Б. Франклин вошел как ученый, политический деятель, литератор, талантливый публицист, выразитель общественного сознания молодой североамериканской нации. Американские колонисты в это время, особенно в западных районах вели суровую, исполненную лишений жизнь. В брошюре «Путь к богатству, или наука простака Ричарда» Франклин предостерегал их от роскоши и безделья, популяризировал американскую пословицу «Время – деньги». С 1732 г. он в течение 25 лет издавал альманах – народный календарь, который расходился в Америке большим для того времени тиражом в 10 тысяч экземпляров, продавался в Англии, перепечатывался в Париже и Петербурге. Ряд своих идей Франклин пропагандировал в форме пословиц. Он писал: «Шелковые ткани гасят огонь на кухне», «Все тяжело для лености, а для труда все легко», «Кошка в перчатках не поймает мыши», «Три отсрочки все равно, что пожар» и т.п. Франклин был против разрыва с Англией. Он говорил, что «нельзя отколоть кусок от вазы» и посылал петиции в английский парламент с предложениями о предоставлении колониям автономии или депутатских мест в английском парламенте. Английскими властями эти предложения были отвергнуты. Когда началась война, Франклин выступил за независимость колоний от Англии и приложил немало усилий для достижения этой цели как представитель США во Франции. В 1787 г. Франклин участвовал в разработке Конституции США.