Система духовного образования

Первые духовные школы в России были заведены еще при Петре I, однако система духовного образования по-настоящему стала вводиться при Екатерине II. В 1782 г. в духовных учебных заведе­ниях разного рода обучались 11 тыс. детей духовенства. В первой половине XIX в. система духовных учебных заведений существен­но расширилась. А в начале XIX в. в России было уже 3 духовных академии (Киево-Могилянская, Александро-Невская и Московская), 37 семинарий и 76 низших ("архиерейских" или епархиальных) училищ. В них обучались тогда в общей сложности 29 тыс. человек. В 1854 г. числилось уже 4 духовных академии (в 1842 г. была от­крыта духовная академия в Казани), 48 семинарий и 159 низших духовных училищ, а количество обучавшихся во всех этих учебных заведениях достигло 61 тыс. человек. Во второй половине XIX - начале XX в. существенного увеличения численности учебных ду­ховных заведений не произошло.

Духовная школа занимала солидное место в общей системе образования России. Так, за 1837-1891 гг. православные духов­ные учебные заведения окончили 2878 тыс. человек, в том числе 28,6 тыс. - духовные академии, 850,5 тыс. - семинарии и около 200 тыс. - епархиальные училища. Воспитанниками духовных семинарий были такие знаменитые люди, как М. М. Сперанский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. П. Щапов, Н. Н. Златовратский, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский.

В 1808-1814 гг. при активном участии М. М. Сперанского была проведена реформа системы духовных учебных заведений. За ос­нову были приняты принципы проводившейся в то время реформы светского образования. В духовных учебных заведениях расширя­лось преподавание общеобразовательных дисциплин, в связи с чем оно в семинариях приближалось к гимназическому, а в академи­ях - к университетскому. При Николае I система духовного об­разования подверглась существенным изменениям. По Положению

1838 г. о духовных учебных заведениях в гимназиях резко сокра­щался объем преподавания общеобразовательных дисциплин, но увеличивался курс церковной истории; в академиях упразднялось преподавание философии. Впрочем некоторые меры имели и поло­жительное значение. В семинариях вводилось преподавание агро­номии, медицины и ветеринарии, дабы окончившие семинарию при выполнении священнических обязанностей могли оказывать эле­ментарную медицинскую и ветеринарную помощь на селе, давать крестьянам полезные советы по агрономии.

С 1836 г. при приходских церквах и некоторых монастырях стали создаваться церковно-приходские школы "для мирян". Свя­щенник или дьякон учили в них детей не только "закону Божию", но и "чтению гражданской печати", письму, арифметике. В 1839 г. числилось уже 2 тыс. церковно-приходских школ с 19 тыс. учащи­мися, а в 1860 г. - 18 тыс. таких школ с 320 тыс. учащимися.