Собрание иностранных свидетельств о восточных славянах

Повесть временных лет (древнерусская летопись).

«По́весть временны́х лет» (др.-рус. Повѣсть времѧнныхъ лѣтъ, также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») - наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.

Охваченный период истории начинается с библейских времён во вводной части и заканчивается в третьей редакции 1117 годом. Датированная часть истории Древнерусского государства начинается с лета 6360 (852 год), правления византийского императора Михаила III.

Название своду дало начало первой фразы: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». В литературе предлагается несколько вариантов перевода этого названия: «Рассказ повременный о прошедших годах», «рассказ о мимолётных, быстро текущих годах прошлого», «повести минувших, прошедших лет». Кроме того, слово «временный» означает и «земной, преходящий (в противоположность загробному, вечному)». Наконец, И. Н. Данилевский в 2004 г. предложил ещё одну версию перевода, предварительно сделав иную разбивку текста на слова: «Вот: до известия о последних временах - от происхождения Русской земли».

Историческую достоверность «Повести» многие современные специалисты ставят под сомнение.

Собрание иностранных свидетельств о восточных славянах.

Исторические сведения о славянах; письменные источники о славянах; археологические и лингвистические источники о славянах. Большое количество научных споров и дискуссия по вопросу происхождения и расселения восточнославянских племен можно объяснить отсутствием археологических, письменных или лингвистических исторических источников, которые предполагали бы однозначное толкование вышеназванного вопроса. Наиболее важные сведения о восточнославянских племенах исследователи русской древности смогли получить из письменных источников, важнейшим из которых является «Повесть временных лет», она включается в большое количество разнообразного исторического материала. Помимо письменных источников широкое применение нашли данные, полученные из этнологических, лингвистических и археологических источников. Также, следует отметить, что некоторая информация о славянских племенах была получена путем исследования иностранных письменных исторических трудов таких автором как Геродот, Тацит, Плиний, Птолемей Клавдий. В иностранных письменных источниках мы можем встретить такие наименования славян, как склавины, венеды и анты. Первые письменные сведения о восточных славянах принято датировать еще I тыс. до нашей эры. Письменные свидетельства о славянах можно найти в произведениях греческих, римских, арабских и византийских источников. Под именем венеды восточные славяне упоминаются в произведениях античных авторов – Геродота (V век до нашей эры), Страбона (I век до нашей эры) и Полибия (III-II века до нашей эры). Ранняя история восточных славян изучена не до конца, остается еще большое количество спорных и дискуссионных вопросов. Такое положение вещей связано с тем, что историкам приходится опираться, прежде всего, на археологические источники, сопоставлять факты. Летописные же источники зачастую не объективны и излишне политизированы.




Памятник художественного творчества эпохи Древнерусского государства.

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Также из Византии был перенят иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре. Наиболее ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Согласно летописям, первые храмы украшали приезжие мастера-греки, добавившие в сложившуюся иконографию систему расположения сюжетов в интерьере храма, а также манеру плоскостного письма. Своей особой красотой известны мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи. Их создатели мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти. Ещё одним уникальным памятником светской живописи Древней Руси являются росписи стен двух башен Киевской Софии. На них изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы, что несколько отличает их от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии - два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества. С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приёмов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее. Во Владимиро-Суздальской Руси домонгольского периода сохранились фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше, а также несколько икон. Основываясь на этом материале, исследователи считают возможным говорить о постепенном становлении Владимиро-суздальской школы живописи. Лучше всего сохранилась фреска Дмитриевского собора с изображением Страшного суда. Она создана двумя мастерами - греком и русским. К Владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII - начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь», датируемая серединой XII века, стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери», которая имеет византийское происхождение.

Кто был первым Киевским князем из династии Рюриковичей? а) князь Рюрик, б) князь Олег, в) князь Игорь, г) князь Святослав.

Князь Рюрик.

В летописях довольно скупо описано его стремление укрепления государственных границ, возведения городов и пр. Одним из самых важных событий в его правлении было то, что он сумел подавить мятеж в Новгороде Вадима Храброго, чем укрепил собственный княжеский авторитет. В целом можно сказать одно – правления Рюрика способствовало централизации власти на Русской земле. Умер Рюрик примерно в 879 году, а его власть унаследовал его сын (предположительно от норвежской княжны) Игорь.

Князь Олег.

В 879 году после смерти Рюрика новгородским князем становится его родственник Олег (произошло это из-за малолетства Игоря, сына Рюрика). Новый князь был очень воинственным и предприимчивым. Едва он взошёл на княжеский престол, он поставил цель захватить водный путь на Грецию. Однако для этого необходимо было завоевать все славянские племена, живущие по течению Днепра. Так как для того чтобы достичь, поставленные цели одной дружины было не достаточно, Олег собирает войско из финских племён, а также кривичей и ильменских славян, после чего выдвигается на юг. На своём пути он подчиняет Смоленск, Любеч (там он оставляет часть воинов), а затем идёт на Киев. В то время в Киеве правили Аскольд и Дир, не принадлежащие к княжескому роду. Олег выманил хитростью их из города и отдал приказ их убить. После этого киевляне сдались без боя, Олег занял место великого киевского князя, а сам город провозгласил «матерью городов русских». Новый киевский князь проводил масштабные работы по укреплению сооружений города, которые отвечали за его оборону, а также провёл в 883-885 годах несколько удачных военных походов, расширив тем самым земли, подвластные Киеву. Кроме того, Олег подчинил радимичей, северян и древлян. В завоёванных землях он возводил крепости и города.

Внутренняя политика времен правления князя Олега

Внутренняя политика при Олеге сводилась к сбору дани с покорённых племён (по сути, осталась такая же, как и при других правителях). Дань была фиксированной на всей государственной территории.

Внешняя политика времен правления князя Олега

907 год ознаменовался для князя Олега и Руси очень удачным походом на Византию. Испугавшись огромного войска и попавшись на уловку Олега (корабли были поставлены на колёса и шли по земле), греки предложили князю киевскому огромную дань, которую он принял на условии, что Византия предоставит русским купцам льготы. Спустя пять лет Олег подписал с греками мирный договор. После данного похода о князе начали слагать легенды, приписывая ему сверхъестественные способности и владение магией. С того же времени в народе князя Олега начли называть Вещим. Умер князь в 912 году. Согласно приданию, Олег однажды спросил у волхва причину своей смерти и тот ответил ему, что князь умрёт от своего верного любимого коня. После этого Олег отдал коня в конюшню, где за ним ухаживали до смерти. Узнав о кончине коня, князь пришёл к его костям на гору попрощаться с верным другом, где он и был укушен в ногу вылезшей из конского черепа змеёй.

Князь Игорь.

Князь Игорь Рюрикович начал своё правление на киевском престоле в 912 году, сразу же после кончины великого князя киевского Олега Вещего. Попытка племени древлян стать независимыми от власти Киева была жёстко пресечена новым князем и стала причиной увеличению размера дани. Спустя некоторое время дань, собираемая от племени древлян становится наградой Свенельду (княжескому воеводе) за то, что ему удалось покорить племя уличей. Вся внутренняя политика князя Игоря основывалась на подавлении различных недовольств племён славян, которые были подвластны Киеву. Спустя год после начала княжения Игорь отправляется в военный поход в прикаспийскую землю. В результате данного мероприятия княжеская дружина взяла большую добычу, однако путь к Каспию пролегал через хазарские владения. Каган согласился пропустить киевского князя за половину добычи, но по пути обратно он напал на войско и перебил большую часть войска, завладев всей добычей. Кроме того, именно Игорь становится первым русским князем, которому приходится столкнуться с проблемой набегов кочевников. Печенеги стали регулярно нападать на приграничные территории Киевской Руси в конце девятого века, а уже в 915 году киевский князь сумел заключить с ними мир на пятилетний срок. Обычно печенеги принимали сторону греков, но в 944 году они выступают против них под флагами князя Игоря. Во внешней политике князь Игорь стремился сформировать самые выгодные условия для осуществления купеческой торговли в других странах. В 941 году князь решается на военный поход против мощной Византии. Однако, в отличие от похода Олега он принёс Руси лишь неудачу. Княжеское войско было встречено греками со снаряжёнными кораблями и смертельным «греческим огнём». Уже спустя три года в 944 году князь попытался повторно испытать удачу в битве с Византией. Заручившись поддержкой печенегов он отправился в греческие территории. При этом, император предпочёл преподнести Игорю дары и уйти от военного столкновения. А спустя год Игорь смог заключить с Византией мир. В преклонном возрасте Игорь перепоручает воеводе Свенельду полюдье, что вызывает бурную недовольную реакцию княжеской дружины. Этот факт является основной причиной того, что князю пришлось идти на древлян без основных военных сил. Вернувшись к древлянам за повторной данью князь был убит, после чего Киевской Русью фактически правила его жена княгиня Ольга.

Князь Святослав.

Основную часть своей жизни русский князь Святослав провёл в боевых походах. Его первое боевое крещение состоялось в возрасте четырех лет. Данный поход на древлян был организован матерью Святослава великой княгиней Ольгой, которая решила таким образом отомстить за своего мужа князя Игоря, которого древляне жестоко убили. По славянской традиции вести войско мог только князь, и именно четырёхлетний Святослав метнул первый копьё, тем самым отдав приказ войску. Внутренние государственные политические дела совсем не интересовали Святослава, и поэтому все права на решение данных вопросов он предоставил своей матери. Князь был настоящим воином, а его дружина была мобильной, так как Святослав не брал с собою ни шатров, ни каких-либо удобств. Кроме того, князь пользовался авторитетом даже у врагов, так как никогда не нападал исподтишка, а предупреждал противника об нападении. В 964 году князь Святослав выступает в поход в Хазарию. Маршрут его проходит через земли вятичей, плативших дань хазарам. Святослав заставляет их платить дань Руси и снова выступает в путь (к Волге). После разбития Волжской Булгарии великий князь-воин в 965 году полностью побеждает хазар, захватив их основной город Белую Вежу. Данный поход был окончен с захватом Прикавказья. Отдых в Киеве от ратных трудов был не продолжителен, так как прибывшее посольство Никифора Фоки попросило помощи против болгар, которые жили на придунайских землях. Данный поход также увенчался успехом. Более того князь Святослав даже захотел перенести свою столицу из Киева в Переяславец. В 968 году во время отсутствия в Киеве Святослава печенеги окружили город. Только благодаря призванному Ольгой воеводе Петичу кочевники отступили. После возвращения в Киевские земли князя были и вовсе прогнаны далеко за границы государства. После смерти 969 году княгини Ольги Святослав оставляет своих сыновей (Ярополка, Владимира и Олега) править, а сам выдвигает дружину в новый военный поход против болгар, который окончился очень плохо для русской дружины, где в ходе войны с греками Святослав заключил мирный договор по которому он должен был покинуть земли, выдать пленных и препятствовать любым нападениям на Византию. В это же время Киев снова был окружён печенегами, которые и разбили войско Святослава, убив князя. После него на киевский престол взошёл его сын Владимир.

Какая из битв послужила консолидации Русского народа? а) битва при Калке 1223, б) Куликовская битва 1380, в) взятие Казани 1552, г) освобождение Москвы от Поляков 1612.