Советская культура в годы перестройки

Происходящие в культуре в 90-е годы изменения явились следствием отказа от государственного регулирования этой сферы общественной жизни.

Положительными моментами этого процесса стал отказ от государственной идеологии, цензуры, обретение подлинной свободы творчества

Отрицательным моментомстало то, что одновременно резко сократилось государственное финансирование образования, науки, учреждений культуры. Фактически лишились государственной поддержки литература, изобразительное искусство, кино.

Так действовал так называемый «остаточный принцип» финансирования, когда действовала государственная программа «Сохранения и развития культуры и искусства». В ней главное внимание уделялось спасению важнейших объектов национальной культуры. Десятилетия действия «остаточного принципа» привели к глубокому кризису культуры, осложненному стремительным развитием рыночных отношений в 90-е годы. Дома культуры, библиотеки, театры, кинотеатры стали вынуждены искать не бюджетные источники финансирования, заниматься поиском спонсоров, сдавать свои помещения коммерческим лицам. Тем самым были созданы экономические предпосылки для разрушения инфраструктуры сферы культуры и постепенного превращения традиционных учреждений в особый вид коммерческих предприятий, ориентированных не на решение собственно культурных задач, а на получение прибыли.

Произошел поворот в политике в области литературы и искусства. В этом отношении заметным событием стал 5 Съезд Союза кинематографистов, состоявшийся в мае 1986 года, на котором впервые прозвучала публичная критика государственного вмешательства в творческий процесс и благодаря которому была отменена практика утверждения сценариев и получения санкции Госкино на выпуск фильмов в прокат. Культурно- информационное пространство расширялось. Массовый читатель получил доступ к литературе, которая годами находилась изолированно. Массовая западная культура хлынула в СССР. Расширялся культурный обмен.

Перестройка внесла некоторые коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 году. В духе лозунга на ускорение была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников. Однако, как и многие начиная тех лет, компьютеризация осталась лишь красивым призывом. На практике реформа свелась к ведению 11- летнего срока обучения, частичному пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям. В 1988 году был взят новый курс в развитии школы. Суть новой реформы заключался в введении обязательного образовательного минимума в объеме девятилетнего обучения. Среднее 11- летнее образование являлось не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е государство гарантировало его доступность. Снижение обязательного образовательного минимума должно было улучшить качество обучения и избавить школы. ПТУ от балласта. Начавшаяся реформа изменила облик советской школы. Появились новые типы учебных заведений(лицеи, гимназии), ослабла регламентация школьной жизни, по – новому стали преподаваться предметы гуманитарного цикла. Средняя и высшая школа приспосабливались к новым условиям работы, вводя дополнительные платные учебные курсы, открывая частные образовательные учреждения. Все это ограничивалось низкой платежеспособностью населения.

Культура советского периода- сложное, многообразное явление. По российской традиции, поставив человека в центр своих поисков и надежд, она внесла много яркого и неповторимого в мировую культуру.