Сознание и Абсолют 4 страница. Изложенное здесь знание не потеряется всуе, – оно принесет пользу многим людям

Изложенное здесь знание не потеряется всуе, – оно принесет пользу многим людям. Для каждого из них наступит момент пробуждения – и тогда они сами будут распространять знание.

Состояние джяни остается всегда одним и тем же, не важно есть ли тело или нет.

Вы должны медитировать – не упускайте того, что вам удалось узнать.

Когда вы разотождествляетесь с телом, вы трансцендируете также и сознание – так как сознание это продукт тела. Тогда сознание больше не говорит: «Я есть, Я есть».

31января, 1981

Махарадж: Я говорю всего о двух вещах: какова ваша истинная сущность, и чем вы, по вашему убеждению, являетесь?.Эти вопросы нельзя обсуждать с кем попало. Я могу говорить об этом только с теми, кто по-настоящему искренен и серьезен в своем поиске. Это те, у кого много мудрости, но осталась неразграданной загадка «Я–естьности».

Спрашивающий: В исследованиях последних десяти лет, ученые обнаружили, что если не наблюдать реакции атомных частиц, они остаются прежними; в присутствии наблюдателя они меняются. Сам факт наблюдения вызывает изменение в наблюдаемом.

Махарадж: Наблюдающий тоже меняется. То, что наблюдают, вносит изменения и в наблюдателя, – если это изменение не будет внесено, наблюдатель не сможет наблюдать объект. Таким образом, человек не может достичь глубин духовности. Когда вы признаете нечто индивидуальным (отдельным), куда вы в этот момент помещаете себя? Сознание – это то, что познается, само познавание и то, что познает

Вы лишь скребете по поверхности. Это не даст никакой пользы. То, что вы слышите, должно войти в вас, как стрела, и дойти до самой глубины. Должна случится некая внутренняя реакция, – без нее все, что вы слышите, просто пустой звук. Вы сразу поймете, когда стрела достигнет своей цели .

5–е февраля, 1981

Спрашивающий: Очень сложно отказаться от этой идентификации с телом.

Махарадж: Вам нужно всего лишь понять, чем является это тело, – и этого достаточно. Сначала тело было очень маленьким. В нем появилось сознание – и тогда тело стало расти, приобретая форму человека.

Нужно узнать это маленькое тело, тело причинности. Вы можете сделать это в медитации. Качество этого причинного тела выявляется с появлением сознания и тела. В мире существует множество видов существ, больших и малых, – но каким было каждое из них изначально?

В момент, когда вы впервые переживаете познавание, сознание уже не статично. Это динамичное состояние, подобное вращающемуся колесу. Центр колеса, ось, не движется. Но если вы отходите от центра вовне, появляется движение, не так ли?. Точно так же, исток сознания подобен оси – он статичен. В жизни человека, это самое неизменное. Со дня моего рождения и до самой смерти сознание остается там, в самом центре. Но по мере того, как вы уходите в мир и сливаетесь с ним, движение возрастает...

Смотрите на центральную точку, смотрите на то, как движется сознание. Чейтанья или Четана, это та самая центральная точка, с позиции которой вы видите движение сознания. Тот, кто наблюдает движение, почти неподвижен.

Чтобы могли происходить явления этого мира – движение, – сознание должно низойти. Если нету сознания, нет и движения мира.

Таким образом, вы должны укрепиться в более устойчивом положении, ближе к центру. Когда вы оставляете эту центральную точку, движение берет верх над вами.

7–е февраля, 1981

Посетитель: Я стал более сознавать свою «Я–естьность» как продукт этого тела, состоящего из субстанции пищи.

Махарадж: Вы должны быть этим принципом, предшествующим эманации слова «Я». Допустим, я уколол себя чем-то – принцип ощущения предшествует появлению слов, определяющих, что это был укол. То, что есть до слов и до чувств, – это вы.

Спрашивающий: Как возможно узнать и почувствовать этот Абсолют?

М: Это познавание, или понимание, находится в сфере сознания. Что бы вы ни сказали о том, что знаете или чувствуете, – это всего лишь ваше сознание. Абсолют вне этого.

С. В практическом смысле, что можно сделать чтобы продвинуться дальше?

М: Имейте дело с одним только сознанием – узнайте его как можно лучше. Это все, что можно сделать. Последующее случится само собой, – чувство деятеля уйдет.

Пройдите сознание насквозь – чтобы понять наконец, что в нем ничего нет; оно бесполезно, это обман.

Превзойдя его, вы говорите: "Я могу обойтись и без этого. Это несовершенное!" Таким образом, медитируйте над своим сознанием,

С. У меня никогда не получалось медитировать.

М: Когда вы были бессознательны к этому "Я есть", на что было похоже ваше существование? Никто не может ответить на этот вопрос. Я спрашиваю вас об этом, а вы, великие знающие, надолго погружаетесь в тишину.

С. Я получил ответ на свои вопросы.

М: Когда ваши проблемы разрешены, вы тоже разрешаетесь. Я хочу, чтобы вы оставались на границе сознания и не-сознания.

8–е февраля, 1981

Посетитель: Иногда у меня есть чувство, что ума совершенно нету и существует только Я. Это единственное, что есть в мире. Мне нет нужды делать что–либо. Я просто существую.

Махарадж: Это состояние бытия общее для всех. Это бессловесное послание вашего «Я есть».

П.Возможно ли утвердиться в этом?

М: Изменение – это только поток ума. Вы можете исследовать и узнавать, но все это будет частью умственного течения. Чувство «Я есть» существует благодаря вашему рождению – и этот же факт причина того, что вы сталкиваетесь со множеством концепций и состояний – это постоянно меняется. Но само присутствие «Я есть» остается неизменным.

С. Как можно войти в это состояние не-ума?

М: До вашего рожждения и появления чувства «Я есть» – кем вы были?

С. Для меня это тайна.

М: Это открыто и ясно – и все-таки это тайна. За чувством «Я есть» и тело–умом – но конечно же, в пространстве ума – есть то, что вы называете духовным поиском или духовным знанием. В этом нет смысла. В свое время чувство "Я есть» перестанет существовать.

С, Как вы можете это заявлять? А как же перерождение?

М: Нет никакого перерождения. В случае джняни, исчезновение "Я есть" обозначается как Нирута, свобода от "Я есть". В случае обычного человека, вовлеченного в ум, исчезновение «Я есть» будет значить – "человек умер и получил новое рождение". Невозможно описать это состояние без слов – вы можете исследовать только умственные состояния.

С, Стало быть, свидетельствование возможно лишь в присутствии каких–то модификаций ума?

М: Свидетельствование случается. Запомните одну вещь: все, что я говорю, адрессовано к этому «Я есть».

С.Как я могу соотноситься с «Я есть», как я могу его слышать?

М: Слушание происходить спонтанно – так же, как вы спонтанно засыпате и спонтанно просыпатесь. Не делайте никаких усилий.

Не было того, чтобы я извлек свою бытийность "оттуда" и поместил ее "сюда". Это случилось само собой, и теперь я переживаю это. Вы накоипили много гнева в течение этих бесед, – все это в зоне модификаций ума – гневные мысли это не отражения вашего сознания . Вы можете сознавать свой гнев как послание вашего «Я есть». Все ваши духовные открытия сводятся к вашей идентификации с тело-умом.

С.Да, думаю, что это так.

М: Если вы не можете распознать подлинного себя, как вы можете говорить об остальных? Узнайте свою настоящую Самость!

С, С чего мне начать?

М: Вера в Бога – это одна из садхан. Неизменная вера в Самость – это не садхана, это пребывание.

С. "Я верю в Бога" и "Я не ерю в Бога" – эти две веры одно и то же?

М: Кто это говорит? То, что вы говорите, может быть правдой лишь в том случае, когда вы знаете, что вы и Бог – одно, – тогда вы понимаете, что не может существовать Бога без вас. Знать себя – это подлинное знание, но вы не можете смотреть на себя, вы можете пребывать в себе. Вам нужно отказаться от привязанности к ликам ума.

С. Иногда это происходит. Как я могу превзойти ум?

М: Осознайте, что у вас нет никакой связи с этим умственным потоком; вы отделены от него. Будьте наблюдательны, замечайте то, что есть. Сто лет назад – разве эти модификации ума так же владели вами?

С. Нет.

М: Оставайтесь таким, как вы были тогда.

С. Как я могу остаться в «Я есть»?

М: Это дурацкий вопрос. Вы УЖЕ этим являетесь. Посмотрите – разве вы уже не «Я–естьность»?

С.И я не могу от этого освободиться?

М: Джняни – это тот, кто превзошел «Я–естьность» и лишь наблюдает ее.

С. Какое правило следует принять человеку, чтобы оно руководило им в жизни?

М:Этот вопрос исходит от ваших концепций. Вам нужно отбросить концепции. В процессе вашего обучения духовности вы приобрете много концепций, которые будете называть знанием. Вы хотите и меня втянуть в эти выдумки?

Это течение мыслей присутствует постоянно, исключая состояние глубокого сна. Даже для джняни мыслетечение продолжается – однако мысли его изменились. Большинство людей позволяет унести себя этому потоку, и лишь редкий человек поворачивается прямо к источнику и уходит с обычного пути, говоря себе: «Это не мое, это происходит вне меня. Эта "Я–естьность" – продукт материальной деятельности. Я – вне этого». То, что тут говорится, прилипнет к вам, и, когда это случится, ваша духовная работа будет завершена. КОгда вы делаете что-либо, это всегда для "меня" – но так же всегда существует граница, за которую это не может зайти , не так ли?

С. Желания безграничны.

М: Я встречал множество людей, которые в своей погоне за счастьем были очень несчастны. И очень редко я встречаю тех, кто может сказать: «Я доволен».

9–е февраля, 1981

Махарадж: Сейчас мое состояние таково, что это сознание и все физические страдания кажутся невыносимыми. Я готов расстаться с этим прямо сейчас; таково положение дел. В то же время, люди продолжают приходить сюда, и эти беседы спонтанно рождаются из сознания. Я говорю с вами как с сознанием, вы – Божественное сознание. Меня не интересует то, что связано с вашим телом. Но вы слушаете все, что здесь говоритс,я с позиции тела-ума. Это естественно.

Я говорю вам о сознании. Если бы в моем истинном состоянии я был осознан к сознанию, которое появляется в момент формирования тела, я бы отбросил его. Но в этой наивысшей точке такое знание отсутствует, потому тело и сознание появляются спонтанно.

Спрашивающий. Махарадж, были бы вы так добры рассказать нам, как мы можем глубже проникнуть в это сознание?

М: Как долго вы следуете духовному пути?

С. Последние десять лет.

М: Кто были вашими проводниками или Гуру?

С. В основном, я читал книги. У меня был Гуру в Дели.

М: Кто тот, кто пользуется телом и данным ему именем?

С. Это то, что я хотел бы узнать.

М: Вам не нужно удаляться куда–либо в поисках. Это случится само по себе, но вы должны ждать. Я тоже должен был долго ждать, пока встретил вас.

С. Я буду ждать.

М: Постарайтесь сейчас понять тонкое разлчие между тем, кто вы есть, и тем, кем вы считаете себя. Тело – это не вы, и имя – это не вы. Тело – это всего лишь пища, которую вы употребили, ощущение тела – это ваше чувство «Я есть». Это Самость, чувство "Я есть», это любовь к бытию.

Как это дивно, как потрясающе, – у этого нет имени, хотя мы даем ему много разных имен. Это Самость, .любовь к бытию. Эта любовь к бытию всепроникающа.

Рай и ад, государства, кров – все это концепции. Сначала были лишь земля и скалы – но появилась концепция, и были выстроены здания. До того, как вы начинаете концептуализировать, вы просто есть – даже до того, как появляется знание о том, что вы есть. Вам нужно лишь прийти к этому знанию, найти любовь к бытию, Самость.

Кто может быть слушателем таких бесед? Лишь Самость, заключенная в теле, может понять, о чем тут идет речь. Люди тянутся к этому месту – они приезжают из отдаленных мест, они покидают родных, – и все потому, что Самость хочет знать себя.

11–е февраля, 1981

Махарадж: Я выучил досконально этот орнамент из пяти драгоценных камней, я понял его. Это были очень ценные камни, и из них составлялась прекрасная диадема. Я познал ценность этой вещи, но я – не она.

Пять драгоценных камней – это тело из пяти элементов и сознание, которыми я считал себя. Они очень ценны, они имеют космическую ценность. Я узнал это, но в самом процессе узнавания, я понял, что не являюсь этим.

Теперь я редко говорю, и когда случается, что я все же говорю, мало кто может понять меня. Вы накапливаете много слов, но останутся ли они с вами? Вы – за пределами слов и их значений, вы не личность. Этот рожденный принцип, давший начало сознанию, необусловлен; он возник спонтанно и выражает себя как сознание.

Насколько же вы во власти этого мира! Еще вчера вы не знали о своем существовании, а сегодня вы так словоохотливы. Вы так громко говорите – заявляя, что вы есть Брахман..

Спрашивающий: Я знаю, что должен понять всю эту игру сознания и увидеть, что это подобно ребенку бесплодной женщины...

М:Как вы собиратесь настичь этого ребенка бесплодной женщины? Просто оставайтесь в своей бытийности.

12-е февраля, 1981

Махарадж: Ничто в этом мире больше не представляет для меня ценности. Сама эта личность , с позиции которой вы пытаетесь понять все, нереальна. Вы должны ежедневно убеждать себя и выстраивать свою личность заново. Вы должны поддерживать свою жизнь, перво-наперво убеждая себя, что вы есть. Ничто не случается, кроме познавания, – незначительное, как булавочный укол, познавание, и против него бесконечным фоном ваша внутренняя природа не-познавания – что вас может спасти?

У меня нет никакой личности, исходящей из сознания.

Сейчас это тело очень страдает: боли, головокружение, – но все это происходит на физическом уровне. Не смотря на это состояние, случаются вдохновенные беседы. Благодаря чему они происходят? Это гуна, бытийность[7]. Эта бытийность не только переживает ваши визиты сюда, но также различные изменения и трансформации в теле и в мире. Иногда я ощущаю себя будто бы лежащим в куче мусора!; в другой раз я чувствую, что люди поклоняются мне. Но все это происходит в поле сознания. Я понимаю, что все это исходит из рожденного принципа «Я есть».

Разве звезды и пространство хоть как-то беспокоятся о той грязи, которая происходит здесь на Земле? Это часть игры в пространстве вселенной. Сознание еще более тонко, чем пространство. Вы живете на основе знания, представляющего самый мирской уровень, – но, какие бы вы знания ни собирали, рано или поздно они исчезнут. В мире есть лишь одна истина – и это то, что все нереально. Я есть Непроявленное, которое говорит, используя Проявление. Когда тело, ум, жизненное дыхание будут остановлены – ничто больше не произойдет. Лишь я, Абсолют, остаюсь вечно. Никакое знание не поможет вам понять эту истину – потому что она пребывает внутри.

То, что вы узнаете здесь, будет вести вас. Что-то пустит в вас ростки...

13 февраля, 1981

Спрашивающий: У меня столько вопросов к вам, что они все перемешались и я не могу ни за что зацепиться...

Махарадж: Ваши множественные вопросы опираются на чужие воззрения. Задавайте лишь тот вопрос, который касается вас.

С. Я не знаю своей Самости, – как я могу прийти к этому, как мне достичь искомого?

М:То, что вы не знаете своей самости, – это естественно; подумайте: вы не тело, ни имя, данное этому телу, – так каким же образом вы можете знать Себя?

С. Как я могу ощутить свою Самость?

М: Тело ли виной тому, что вы не можете видеть свою Самость?

С. Я думаю, это из–за «Я есть».

М: Я подвожу вас к этому. Вы есть; благодаря этому, существует и ваш мир. Вы потерялись в именах и названиях, присвоенных вещам мира. Откажитесь от привычки навешивать ярлыки на все, что вы есть. Будьте тем, что существует до того, как вы дали название, повесили ярлык, – будьте этим.

С. Это нечто интуитивное, не от ума?

М: Не привлекайте сюда ум, вам не нужно делать ничего.

СРазве не должно быть осознанным?

М:Эту осознанность даст вам сам факт вашего существования, того, что вы есть. Вы должны забыть все, что вы читали и слышали, – и просто быть. Не позволяйте воззрениям увлечь. вас. Истина вечна; все, чем вы можете стать, что можете принять, – нереально. Даже переживание того, что вы есть, не является вашей истинной природой. Вы, Абсолют, – не эта «Я естьность» – но сейчас вы вынуждены пребывать в этой «Я естьности».

С. Это пугает меня.

М: Вы боитесь оттого, что приняли нечто как себя – то, что, конечно, вами не является. Представте, что вы нашли на дороге бриллиантовое кольцо – и положили его в карман. Оттого, что кольцо вам не принадлежит, вас тут же начинает сопровождать страх. Опираясь на убеждение, что оно не ваше, вы чувствуете страх. В данный момент вы являетесь этим «Я есть», но оно – не истина. Посмотрите: чем бы вы ни были до появления «Я есть» – это и есть ваша подлинная природа.

25–е февраля, 1981

Махарадж: Всякий человек живет в мире согласно тем или другим предвзятым концепциям. Какие бы, как ему кажется, он ни получил духовные знания, он продолжает жить согласно своим концепциям.

Спрашивающий: Как это, жить без всяких концепций?

М: Любой ответ, который вы получите, станет концепцией.

С. Как я могу узнать, что я нахожусь вне концепций?

М: Очень просто понять, без малейших сомнений, напротив с великой убежденностью, что существует состояние до возникновения сознания. Этого, самого по себе, достаточно.

С. Как можно точно определить различие межде тем, когда я всего лишь думаю об этом, и когда я живу этим?

М: Как вы вообще понимаете что-либо? Любое знание о чем бы то ни было, которое, вы думаете, у вас есть, существует только в сознании. Как может сознание, появившееся позже, дать вам ответ в отношении состояния, которое было ДО его появления?

Какая бы мысль вам ни пришла или придет, любое заключение, – все это ложно. Что бы ни происходило в сознании – поистине воображение, галлюцинация; поэтому всегда помните, что происходящее находится в сознании, ничто из воспринимаеого не выходит за его пределы. Оставайтесь с этим знанием, будьте непоколебимы и не следуйте за какими бы то ни было другими мыслями, возникающими в сознании . Что необходимо, это увидеть с абсолютной ясностью и убеждением, что все это временно и не отражает вашего подлинного состояния.

27–е февраля, 1981

Спрашивающий: Не мог бы Махарадж сказать что–нибудь об отношениях тела и духа?

Махарадж: Вы должны узнать свою собственную сущность. Ваше тело не является вашей подлинной природой. Тот принцип, благодаря которому вы можете знать свое «Я есть» – вот ваша настоящая природа.

С. Какую ответственность я несу в отношении других людей?

М: Вся ваша ответственность основана на учениях, которые вы получили в мире, – но что собой представляет это "я", которое принимает любую ответственность? Это то, что вы должны понять в первую очередь. Вы отождествляете себя с телом, – это нельзя назвать знанием себя.

С. Я не всегда чувствую себя телом. Когда я бываю неподвижен и сосредоточен, то я чувствую, что я нечто большее, чем плоть и кровь. Это новое осознание для меня.

М: Пришли ли вы к заключению, что нет разницы между теми и другими группами людей?

С Кроме того, что некоторые люди слишком жадны и амбициозны. Мне нравится посещать разные страны и общаться с людьми всевозможных характеров и обычаев.

М: Зачем ходить куда–то? Сюда вам тоже не нужно приходить. Пребывайте в тишине, в мире, неподвижности. Тут не занимаются куплей-продажей. Это знание «Я есть», без всяких концепций, вызвано или имеет своей причиной сознание, и это тот самый покой, которой исходит от этого места.

С. Вот почему так ценно быть рядом с Махараджем.

М: Я не могу много говорить. Не задавайте мне вопросов. Если хотите, можете отправиться в другое место..

С Я был с Махараджем прежде – и я чувствую громадный эфект от этих посещений. Я многое понял.

М: Что бы ни думал или чувствовал переживающий, – это все находится в сознании; это не реально.

С. Для меня это сложно выразить.

М: Нет индивидуальности, которая смотрела бы на другую индивидуальность; есть лишь переживание присутствия. Кроме этого нет ничего. Это состояние сознание, познающее то, что происходит в сознании, признается как временное состояние. Чередующиеся состояния пробужденности и сна, а также ощущение присутствия – все это временные состояния, посещающие меня. Я не являюсь ни одним из состояний. Все они приходят спонтанно и так же уходят. Нет того, кто может как-то контролировать их. Является ли какое–либо из этих состояний вашей истинной природой?

С. Состояние присутствия – это то, что, как мне кажется, я есть.

М: Разве это остается постоянно? Вы должны понять, что истина не подвержена изменению. Истина постоянна и неизменна, какие бы комбинации из этих трех состояний ни приходили к вам, или в их отсутствие. Все, что временно или ограничено во времени не может быть истиной .

Это хорошо,покуда это продолжается, что вы себя идентифицируете с чувством присутствия, – но поймите то, что и это не есть ваша сущность, и это временно.

Важнейшее для вас – это «Я есть». Просто оставайтесь этим – и все необходимые руководства придут.

2–е марта, 1981

С. Махарадж сказал, что раньше он считал себя отдельной личностью, а потом перестал так думать –ибо это значило бы отождествлять себя с телом. Но ведь тело продолжается и после – я имею в виду, что оно продолжает существовать и когда тот, кто внутри, сознает, что не является им. Махарадж сказал, что с того момента, как начала проявляться его болезнь, последние следы индивидуальности стерлись в нем.

Махарадж: Каков ваш вопрос?

С. Настолько ли сильна эта идентификация с телом – я хочу сказать... является ли это привычкой считать себя телом, даже когда вы знаете то, что выходит за его пределы?

М: Это не отождествление личности – не то, как вы это представляете. Тело – это средство для выражения сознания, для ощущения себя. Пока существует сознание, ему нужен инструмент; если тела нет, сознание не может существовать в той же форме. Утрачено лишь чувство, что вы существуете как отдельная сущность.

Джняни подобен нерожденному ребенку, а сознание – это ребенок, который рожден, и этот ребенок болен. Это материальное, объективное тело больно. Но джняни не может быть болен. Этот инструмент тела |указывает на себя| сломан и это вызывает дисбаланс – я не могу правильно говорить и ходить.

Лишь покуда вы имеете тело, вы можете знать, кто вы есть. Это применимо и ко всем остальным существам. Когда есть тело, знание «Я существую», тоже присутствует.

С. Как Предельное – я не могу сознавать свое бытие?

М:Свидетельствование этой «Я естьности» и происходит для Абсолюта.

4-е мая, 1981

Махарадж: Как у вас появилась эта «Я естьность»? Пришла ли она спонтанно или вы старались, чтобы заполучить ее? Как Абсолют вы были свободны от всех концепций, включая базовую – «Я есть» , – и вдруг вы схвачены этим «Я есть». Кто виновен в этом?. Разве это не случилось спонтанно?

Спрашивающий: Да, это так.

М:У вас не было этой мысли «Я есть», пока вы находились девять месяцев в утробе. Поймите ясно положение дел: мысль «Я есть» приходит и уходит сама собой. Невероятно – она появляется, и тут же принимается как нечто реальное. Все последующие заблуждения исходят из чувства реальности этой первой мысли. Постарайтесь оставаться в этой базовой концепции «Я есть» – для того, чтобы однажды потерять ее и вместе с ней все производные концепции. Почему я полностью свободен? Потому что я осознал нереальность этого «Я есть».

Я шлю свои приветствия всем пророкам и святым, всем религиям и тому подобному. Я знаю, что в них нет реальности, они – лишь игра сознания. Истина, Предельное, не может быть засвидетельствована. Она предшествует всему.

В вашем подлинном состоянии нет слов – но вы считаете себя кем-то важным, и вы скопили множество слов. Несчастные человеческие существа зажаты между мирской жизнью и миром духовности. Один из миллиона может увидеть эту игру сознания и превосходит ее.

С. Что такое смерть?

М: Это только разговоры . Вы когда–нибудь переживали смерть, вы знаете ее? Продвигаясь по духовному пути, вы однажды утратите свою личностность – больше нету человеческого существа . Есть только безличностное сознание. В сфере этого сознания все, что происходит, подобно подвижной игре, забаве, – это просто процесс функционирования. В этом процессе нету разлчия между личностью, сущностью, социумом, жадностью, религиозностью.

Являясь плотью вашего сознания, все это происходит лишь как игра. Эта игра однажды подойдет к концу.

7–е марта, 1981

Спрашивающий: Если следовать тому, что говорит Махарадж, можно прийти к очень странному образу поведения – по крайней мере, так бы его назвали в обществе.

Махарадж: Чье это поведение? И кто будет рассматривать его как странное или своеобразное? Все, что ЕСТЬ, – это сущность пяти элементов. Неотделимая от восприятия, природа пяти элементов не может быть изменена. Суть пяти элементов – это моментальное чувство присутствия – если сравнивать с вечностью.

Вы пришли сюда с чувством любви и уважения ко мне, и ваш визит будет полезен вам в той степени, как и насколько вы сможете воспринять меня. Если будет продолжать смотреть на меня как на индивидуальность, это будет предел пользы, того, что вы сможете взять; но если вы видите меня так, как я вижу себя и как я вижу вас, это будет куда более широкая польза, и ради этого стоило приходить. Истинное состояние – это состояние, которое предшествовало появлению сознания. Лишь немногие смогут достичь этого состояния. Большинство из вас не выходят за пределы идентификации с сущностью или телом.

Эта идентификация, то, чем вы считаете себя, менялась, начиная с раннего детства и до вашего теперешнего состояния, она и впреть будет продолжать меняться, – поистине вещь непостоянная.

Ваша отождествленность с телом держится на привычке верить всеобщему мнению . Ваши родители вам сказали, что вы были рождены в такой-то день, и они убедили вас, что именно это тело и есть вы. И, основываясь на этих убеждениях, вы строите определенный образ, с которым вы будете себя отождествлять. Вы можете даже думать, что теперь вы стали джяни, и вы все знаете о том, кто вы есть, – но в большинстве случаев это самообман. Каким бы ни был ваш образ себя, это не более чем концепция.

Вам нужно просто понять, что вы есть ,и продолжать в вашей повседневной жизни делать лучшее из того, что вы можете.

С. Отсюда можно увидеть ежедневную пуджу[8] ?

М:Да. Здесь поклоняющийся – это сознание, и объект поклонения – то же сознание.

12 мая, 1981

Спрашивающий: Что возникает первым, «Я естьность» или желание?

Махарадж: Если нету «Я естьности», то что тогда есть? Это сознание пребывает в состоянии течения, оно не постоянно. Если энергия проявления и познавания ("Я есть") не возникает, тогда нету объекта для идентификации. Когда возникает «Я естьность» и принимается как нечто реальное, это всегда сводится к определенному объекту, с которыми вы себя отождествляете.

С.Я отбросил свое отождествление.

М: Кто отбросил отождествление?

С. Никто не отбрасывал. Оно отпало само собой. Была возможность наблюдать способность мозга не воспринимать объекты.

М.Если бы было возможным не–реагирование, сознание бы не возникало.

С. Если, говоря о сознании, мы имеем в виду наполнение сознания, тогда это знание было отброшено.