Отражение кочевого образа жизни, быта, традиций казахов в их духовном мире , устном народном творчестве, образном мышлении. Ментальная природа казахов

Главным занятием казахов XV-XVIII вв. было кочевое скотоводство. Разводили овец, лошадей, верблюдов, крупный рогатый скот занимал в хозяйстве незначительное место, так как он не приспособлен к условиям круглогодичного выпаса и особенно к добыванию корма зимой из-под снега. Казахи занимались и земледелием, выращивали в основном просо (тары). Существовало несколько видов охоты: с ловчими птицами, борзыми собаками, охота загоном. Охота не составляла самостоятельного значения, а служила подспорьем скотоводству. Рыболовство среди казахских племен имело наименьшее распространение. Значительное место в хозяйстве казахов занимали различные ремесла и домашние промыслы. Казахи издавна умели выделывать кожу и войлок, окрашивать их в разные цвета, искусно владели техникой тиснения и узорного шитья. Казахи сами изготовляли оружие. Таким образом, в XV- XVII вв. развивалась самобытная культура казахского народа. Закрепились основные особенности материальной и духовной культуры казахов - в типах жилья, его убранстве и утвари, в одежде и пище, в обрядах и обычаях, в художественных промыслах и устном народном творчестве. В этих особенностях органически переплелись культурные ценности предшествующих племен и народностей, обитавших на территории Казахстана. Архитектурные комплексы Сыгнака и Саурана, Ясы и Отрара, мавзолеи Джаныбека, Касыма в Сарайчике; Казангапа в районе Улутау, мазары на Мангышлаке, в низовьях Сырдарьи и в предгорьях Каратау отличались своеобразием, строгостью и выразительностью архитектурных форм. Изделия домашних промыслов и прикладного искусства – тонко орнаментированные предметы конского снаряжения, юрты, искусно выделанные предметы их убранства, предметы домашнего обихода (ковры, кошмы, вышивки, циновки, посуда), нарядная женская одежда и украшения - все это свидетельствует о высоком уровне своеобразной материальной культуры народа. Широко развивалось в XV-XVII вв. устное поэтическое творчество казахов. Яркими представителями устно-поэтического творчества XV в. являются акыны (например, акын Казтуган Суюниш-улы). Акын был носителем возвышенной, высокой поэзии. Следует отметить, что само слово «акын» является собирательным понятием. Например, акынами киргизы и казахи называли тех певцов, которые с домброй в руках пели перед публикой или же выступали в айтысе, т.е. в песенно-поэтическом состязании. Настоящим считался тот, «кто захватывал слушателей стремительной искусной импровизацией»