Философская пенология

Философские учения о наказании, его целях и средствах предложил называть пенологией (от лат. роепа - наказание) американский юрист Ф. Либер в середине XIX в. Пенология является необходимой составной частью философии права и философии преступления.

Поскольку человеку свойственно не только соблюдать, но и нарушать правовые нормы, делая это либо вольно, либо невольно, с умыслом или без оного, то необходима система мер, оберегающих индивидов и общество в целом от нарушителей закона и восстанавливающих попранную справедливость.

Там, где право не в состоянии убедить личность в необходимости считаться с его требованиями, оно вынуждено иметь в распоряжении запасной эшелон действенных аргументов и средств. Когда человек не выказывает должного уважения к закону, то ответной реакцией закона становится вменение вины и применение наказания.

Установление вины должно предшествовать наказанию. Но виновность существует в разных видах. К. Ясперс, к примеру, выделял виновность моральную, метафизическую и уголовную. Первая не предполагает уголовной ответственности. Судебной инстанцией для человека служит здесь мнение значимых для него людей и суд собственной совести.

Метафизическая вина предполагает, что каждый человек ответственен за всякое зло, совершенное в мире. Человек виновен в отсутствии достаточной солидарности между всеми людьми, приводящей к появлению преступлений. Но судить его за это может только высшая инстанция - Бог.

И, наконец, виновность уголовная, состоящая в том, что человек должен нести ответственность, соразмеримую нарушению существующего законодательства. Правом вменения вины в этом случае обладают органы правосудия.

Правопорядок в обществе поддерживается благодаря постоянной готовности закона к пресечению попыток посягательств на его устои. И здесь недостаточно одних лишь религиозно-нравственных увещеваний и призывов к моральному совершенствованию. Вл. Соловьев на этот счет заметил, что нельзя допустить того, чтобы пока одни люди доказывали бы своим примером необходимость совершенствования, то другие бы беспрепятственно упражнялись в осуществлении всевозможных преступлений. Ведь может оказаться так, что вторые успеют истребить первых прежде, чем те достигнут высот совершенства. Чтобы этого не произошло, должна существовать эффективная система превентивных и карательных средств.

Применение карательных средств принадлежит к числу древнейших социальных практик, издавна и повсеместно использовавшихся на всех исторических ступенях развития цивилизации. Эта практика предполагала, с одной стороны, эквивалентное воздаяние преступнику за содеянное, а с другой - воспитательный эффект охлаждения и торможения деструктивных настроений потенциальных преступников.

i Интенсивность самих наказаний обнаружила себя как исторически изменчивая величина, зависящая от уровня цивилизованности общества, характера его экономики, степени антагонизирован-ности психики людей и многих других причин. Так, экономика, основанная на рабском труде, порождала наказание рабством. В условиях феодализма, когда рабство уже отсутствовало, а взимать большие штрафы с виновных было невозможно, распространились такие формы, как телесные наказания и казни. Последующее развитие мануфактурного производства способствовало распространению наказания в виде тюремного труда. Когда же начался переход к развитому индустриальному, а затем и постиндустриальному типам общества, то обнаружилась экономическая нецелесообразность труда заключенных. Это повлекло за собой расширение практики применения такой формы наказания, как крупные денежные штрафы.

В философии наказания выделяются несколько основных концептуальных подходов - метафизический, естественно-правовой, позитивно-правовой и неправовой.