Христианская жизнь

Знание Библии

Есть проповедники, прекрасно знающие богословские теории, знакомые с научными основами религии и т. п., но совершенно незнакомые с Библией.

Если вы спросите таких проповедников, в каких именно книгах написан известный отрывок и стих Св. Писания, то они положительно теряются. Часто они не могут отличить, принадлежат ли известные слова самому Иисусу Христу или апостолам. Если их спрашивают, что обозначают такие-то слова? - то они теряются, ссылаясь на то, что у них при себе нет комментариев и т. п. У нас в России можно встретить проповедников, которые искренно думают, что такие рассказы, как рассказ о нерукотворном образе и т. п. написаны в канонических книгах Нового Завета.

Отчего происходит это?

Прежде всего, конечно, от того, что у таких проповедников нет личной духовной жизни и затем вследствие того, что они не читают Библии.

Они берут иногда свою Библию только для того, чтобы проверить известный текст, необходимый для проповеди.

Между тем, истинное отношение к Библии, не только проповедника, но и вообще всякого христианина, рисуется нам совершенно иначе.

Живя искреннею духовною жизнью, он чувствует, что Слово Божье для его души необходимый на каждый день хлеб (Мат. 4,4) и потому он о законе Господа размышляет день и ночь (Пс. 1,2).

Он не может начать дня без чтения с молитвою своей Библии, он не может решить ни одного более или менее важного дела без того, чтобы не найти соответствующего указания Библии.

Его память хранит в себе множество текстов из Св. Писания, которые он без труда применяет к делу.

Знание наизусть текстов для проповедника имеет огромное значение, ибо придает его проповеди особую силу.

Если у него имеется семья, то он с нею ежедневно читает Библию и разъясняет ее. Цель проповеди его именно и заключается в том, чтобы закон Бога был написан на сердцах людей, будут ли это члены его семьи или его слушатели (Иер. 31, 33). Он должен как бы принять внутрь себя, как пищу, Слова Божьи (Иез. 3,1-3; Иер. 15,16).

Проповедь налагает на человека обязанность согласовать дело со словом, жизнь с учением, которое он проповедует.

Проповедуя другим, он не должен оказаться сам недостойным (1 Кор. 9, 27).

Помимо покаяния, обращения и возрождения проповедник должен учить народ о делах веры, о добродетели, об освящении. Как же может он учить других делать добро, если сам он его не делает?

Всякое несоответствие жизни проповедника учению Христа внушает людям мысль о бессилии самого учения, о неистинности проповеди, настраивает людей враждебно ко всякой религии, оправдывает неверие и отталкивает людей от самого Бога. Если вообще всякий соблазн со стороны рядового христианина пагубен для души (Мат. 18, 6-7), то тем более соблазн со стороны проповедника.

Проповедник должен быть "образцом" для верующих "в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте" (1 Тим. 4,12).

Он должен быть "достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины" (2 Тим. 2,15).

Об одном проповеднике был разговор между двумя слушателями:

- Какого он направления? - спрашивает один.

- Религиозный мистик, - был ответ.

- Что это значит? - спросил первый.

- Это означает человека, который делает то, что проповедует.

- А, это настоящее направление! - был ответ. Единственно обязательное и единственно здоровое направление в деятельности проповедника это - согласование дела со словом.