Ветхозаветная традиция (тетрадь). Дохристианский синтез «Афин» и «Иерусалима». Септуагинта. Филон Еврей. Принципы экзегетики

Священное писание Сефарим известно как Танах=Тора=Пятикнижие Моисея: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие + Пророки=Невиим 21 книга рел-полит и ист-хронолог + Кетувим (Писания: Еклезиаст (т.е. проповедник), Притчи Соломоновы, Песнь Песней и др.. Самая древняя часть написана в X в. до н.э. (время 1-го храма Соломона) В основу легли шумеро-вавилонские мифы IV-III - о потопе (праведник Утнапиштим стал Ноем), сотворении 8-ми трав богиней земли Нихурсаг для излечения Нинурты (образ Евы из ребра) и др. Далее - эпическая история евр. народа.

В иудаизме особый пиетет к свящ. писанию: Божья воля открывается через Тору. Концепция единобожия и мессианства (из почитания пророков). Богоизбранность евр.народа (444 до н.э. - запрет вступать в брак с представителями др. народов, разделение иудеев и самаритян). Вера в наступление царства Божьего и принятия всеми народами истинности единого Бога и его универс. законов, закл. в Торе. Вера в бессмертие души.

Родоначальник всех семитских народов Авраам, внук Сима, 1-го сына Ноя. Авраам из Ура халдейского совершает переход в Ханаан. По пути заключает завет с Богом, обещающим отдать ему Ханаан и умножить потомство. 400 лет потомки его будут жить в земле не своей (пребывание в Египте, где они обосновались в связи с неурожаем и голодом при Иосифе Красивом), в 13 в. до н.э. Моисей выводит их из "египетского рабства" и приводит в Ханаан. Он получает скрижали с 10-ю заповедями, по-видимому отличающимися от более ранних установок патриархов.

В годы завоеваний евреями Ханаана и (13-12 вв.) и период межплеменной раздробленности, известный как эпоха Судей (Шофтим) 1200-1025 гг. нет культ. центра, главная святыня - Ковчег Завета, переносной храм-скиния, в кот. находились скрижали. В 1004 г. ковчег завета перенесен в Иерусалим, а в 945 г. Соломоном возведены царский дворец и храм. Указ царя Иосии от 622 г. об отмене культов всех богов, кроме единого.

После падения Израиля под ударам Ассирии в 722 г. до н.э. и захвата в 586 г. Иудеи Навуходоноссором - рассеивание иудеев по другим странам. Диаспоры, самая крупная в Вавилоне, соприкосновение с зороатризмом, откуда восприняли мифы об ангелах и сатане и вера в загробное царство и бессмертие души. Иудаизм как знамя гос. объединения. По указу царя Кира в 5 в. восстановлена Иудея с заново отстроеным Вторым храмом в Иерусалиме, Тора стала обязательным законом.

Завоевание Иудеи Римской империей сопровождалось разрушением многих палестинских городов и Второго храма (70 г. до н.э.). В горных районах Галилеи зарождается движение зелотов, объявивших Риму непримиримую войну. Фарисеи, верившие в воскрешение из мертвых, пришествие мессии, бессмертие души и возможность интерпретации письменного закона. Саддукеи из рода левитов - сохранение традиций Торы, в основном соглашательская позиция. Ессеи, жившие в уединении и верившие в пришествие мессии и воскрешение души, враждебны к Риму. Ряды зелотов пополнялись из всех трех течений.- Толчок к развитию христианства.

Традиция эллинистического иудаизма начала наводить мосты между «Афинами» и «Иерусалимом», по крайней мере, с IV-III вв. до н. э. (от Септуагинты до Филона Еврея).

При Александре Макенодском (захват Иудеи=Палестины в 322 г. до н.э.) эллинистическое влияние, большая часть евреев Средиземноморья не знала иврита - языка Торы, перевод Танаха на греч. язык. Окончательный вариант был осуществлен семьюдесятью учеными Египта и получил название Септуагинта. Канонизир. вариант - III-II в. до н.э. В 1 в. до н. э. практически вся иудейская словесность стала известна грекам. Закон Бога стал общечеловечески доступным.

Лишь в 1-2 в. иудеи покончили с универсалистским мечтаниями. В этой связи отношения к Септуагинте меняется: эллинизировать Тору больше не хотят.

В Септуагинте готовые стилистические формы окружены ореолом святости, что не могло не пригодиться основателям христианской литературы. Именно через Септуагинту и её новозаветные отголоски в европейский языковой мир вошли «библеизмы».

Знаменитое самоописание библейского Бога передано в терминах греческой философии, сосредоточенной на «существенно-Сущем» (to ontos on). Бог отвечает Моисею по-гречески «Аз есмь Сущий» (ego eimi ho on). С.С. Аверинцев отмечает, что древнегреческий глагол hjh означет не «быть», а «действенно присутствовать». У греков нет другого понятия для обозначения еврейского абсолюта. Догматическое богословие вынужденно говорит на языке греческой философии, но говорит о вещах совершенно «не греческих». Противоречия, возникающие при этом подходе, мы можем видеть у Филона Еврея.

Афины и Иерусалим – два крупных идейных комплекса, две традиции, противостояние и взаимодействие которых определило особенности философской мысли и специфику её существования в переходный период от античности к средним векам. Как «Афины» и «Иерусалим» можно поставить рядом, со-поставить? Основание для сравнения –это искусство обращения (по Платону), кот. может быть и архаическим ритуалом жертвоприношения, и философской «заботой о себе», и христианской метанойа (покаянием).

Зарождение христианства. Кроме того, сама еврейская религия времён зарождения христианства объединяла разные редакции ветхозаветной религии. Это были мессианские религиозные движения, объединённые представлением о том, что пришествие Мессии либо уже совершилось, либо это дело ближайшего будущего. Время мессианских ожиданий – это возвращение в состояние священной войны, и мессианская аскетика превращает предусмотренные законом Моисея ограничения военного времени, такие, например, как безбрачие, в постоянную норму жизни. Позднейшее христианское монашество в IV-Vвв. подчинит жизнь подвижника воинскому уставу (организаторы: Пахомий Великий на Востоке и Бенедикт Нурсийский на Западе), подвиг личного богообщения будет введён в рамки воинской дисциплины, формируя то воинство христово, которое в эпоху крестовых походов (X-XI вв.) обретёт форму рыцарских орденов. Помимо этого существовала священническое еврейское богословие, говорившее на языке литургики и мыслившее в категориях Храма, т. е. в категориях жертвоприношения как «делания священного» (жрец-грамматик). Эта традиция получила параллель в виде мирянской традиции (фарисеи) - мышления в категориях синагоги (молитвенного собрания людей: они молятся, соблюдают обряды, но без храма, жертвоприношений и священства, потому что Храм один, и он либо далеко, либо разрушен. Фарисеи «перехватили инициативу в формировании новой религиозной идентичности иудаизма – религии Храма, из которой теперь было изъято самое главное – Храм». В результате возник раввинистический иудаизм (Талмуд). Другие направления иудаизма – священнические. Христиане сохранили приверженность «притвору Соломона» (отсюда тертуллианов «портик»), но все важнейшие храмовые обряды (Тайная Вечеря, Крещение, как Иоанново, так и Иисусово) совершались ими вне храма. В результате «новым главным и окончательным» Храмом Бога стала сама община как тело Христа-Мессии.

Столь же неоднородными были и «Афины» (понимая под «Афинами» языческую античность вообще), особенно если учесть принадлежность к ним Рима. Христианство побеждает в Римской империи. Имперская идеология отнюдь не предполагала приоритета «созерцания». Ещё дальше она была от литургики, от «делания священного». Тем не менее, римское благочестие (pietas) не было чисто формальным почитанием богов. Оно заключалось в решимости и готовности взять на себя свою судьбу и требовало «высокого искусства отречения», т. е. поступка, и, соответственно, порождало своеобразный историзм, ибо поступком считалось только общественно значимое деяние, шедшее на пользу Риму. Культом римского гражданина были гражданские добродетели.