Системный подход к аргументации

В статье предлагается системный подход к моделированию аргументации, объединяющий три названных ранее подхода. Поскольку целостный процесс аргументации имеет логический, когнитивный и риторический [2] аспекты, названная системная модель объединяет все эти три аспекта. Проблема заключается в том, чтобы сделать это объединение органическим, сохранив в принципе логическую структуру моделирования аргументации, подробнее раскрыть структуру обоснования суждений, служащих посылками в логических выводах. Истинность посылок при этом обосновывается методами, сходными с методами, предлагаемыми в когнитивном подходе, а следствия выводятся в соответствии с моделями, предлагаемыми в рамках логического подхода.

Каким образом установить взаимодействие этих трех подходов к исследованию аргументации? Рассмотрение этой проблемы начнем с определения понятия аргументации. Аргументация действительно сложное явление, и дать ее определение в кратких словах не так легко. Начнем с перечисления признаков аргументации. Родовым признаком понятия аргументации является акт коммуникации, аргументация есть общение n субъектов (n>1), для краткого определения достаточно принять, что в аргументацию вступают два субъекта.

Аргументация – акт коммуникации, в котором некоторый субъект сознательно производит изменения в системе убеждений другого субъекта путем обоснования или опровержения убеждений.

Субъекта, изменяющего убеждения другого субъекта, будем называть субъектом аргументации, а субъекта, чьи убеждения подвергаются изменению – адресатом аргументации.

Термин “убеждение” требует более подробных разъяснений. Под убеждением [3] некоторого субъекта понимается простое высказывание, которое этот субъект принимает за истинное, в которое он верит или которое он выбирает как основание своего действия. Убеждение – это высказывание, сопровождаемое в психике субъекта логическим или психологическим актом принятия его содержания. Для теории аргументации интерес представляет процедура изменения убеждений. В соответствии с приведенным определением изменение убеждений происходит путем обоснования или опровержения убеждений. Это означает, что исходным звеном теории аргументации должна стать логическая модель аргументации, поскольку именно логический подход изучает такие процедуры как обоснование или опровержение.

Таким образом, в рамках системной модели главным свойством аргументации считается обоснованность убеждений и, в соответствии с этим, основой синтеза выбирается логическая модель[4]. Логический анализ аргументации включается в себя а) выявление главного тезиса (фрагмента) текста, б) выявление системы аргументов, обосновывающих тезис, в) установление логических связей (выводов) между тезисом и аргументами первого, второго и т. п. уровней. В результате возникает дерево связанных отношением логической выводимости высказываний, корнем которого является главный тезис (фрагмента) текста, а остальные высказывания, представляют собой аргументы, из которых выводится главный тезис. Основная проблема логического подхода к моделированию аргументации - использование более богатых логических средств (исчисление предикатов, модальных и интенсиональных логик) приводит к построению такой модели, в которой теряется подобие модели самому процессу аргументации. Сильные логические средства, необходимые для того, чтобы воспроизвести достаточно богатые переходы между аргументами, а также аргументами и тезисом, обладают собственными свойствами, которые не встречаются (по крайней мере, явно) в реальных процессах аргументации [5]. И.Н. Грифцова так описывает эту ситуацию: “Парадоксальным в некотором смысле образом современная логика, приближаясь к естественным рассуждениям, одновременно отдаляется от них, поскольку вынуждена строить все более изощренный логический аппарат, способный представлять возможные нюансы изучаемых мыслительных процедур"[6]. Вместе с тем в реальных процессах аргументации легко найти способы рассуждений, соответствующие некоторым простым выводам в логике высказываний и предикатов, модальной логике или логике пропозициональных установок. Однако ограничение этими простыми выводами не позволяет полностью воспроизвести целостный процесс аргументации, поскольку не дает в наше распоряжение достаточно богатых средств формализации всех переходов между высказываниями, имеющихся в тексте. Получается своеобразный парадокс: использование ограниченных средств не позволяет полностью формализовать процесс аргументации, а привлечение более богатых логических средств создает модель, которая не имеет более ничего общего с оригиналом, т. е. вовсе не является моделью исходного процесса аргументации.

Задача теории аргументации - построить модель аргументации, которая могла бы воспроизводить существенные характеристики реальных процессов аргументации средствами, по крайней мере, не более сложными, чем сам моделируемый процесс. Модель должна также обладать определенным сходством с оригиналом в выделенных существенных отношениях. Чтобы модель не теряла сходства с оригиналом и вместе с тем использовала те логические структуры, которые удается отыскать в реальных процессах аргументации, предлагается фиксировать запас логических средств, которые могут быть обнаружены в моделируемом процессе аргументации, и дополнять их нелогическими средствами, которые могли бы восполнить относительную “бедность” используемых логических средств. Это означает, что в основу анализа аргументации можно положить любой логический аппарат и дополнить его когнитивными и риторическими средствами аргументации, которые и позволят создать целостную модель аргументации, обладающую сходством с оригиналом.

Логическая модель создает каркас аргументации, в рамках которого применяются методы, свойственные когнитивной и риторической моделям. Моделирование аргументации разбивается на три этапа:

1) логический анализ аргументации,

2) применение методов когнитивного анализа для установления степени обоснованности посылок и восполнения “пробелов” в логической аргументации,

3) применение методов риторического анализа для моделирования свойства приемлемости логической и когнитивной аргументации для адресата аргументации. Результатом логического анализа аргументации является дерево связанных отношением логической выводимости высказываний, корнем которого является главный тезис (фрагмента) текста, а остальные высказывания, представляют собой аргументы, из которых выводится главный тезис. В вершинах данного дерева находятся высказывания, которые уже не обосновываются логически и называются “исходные высказывания”. К этим высказываниям применяется когнитивный анализ, состоящий в выявлении оснований аргументации и модели мира субъекта аргументации. Основания аргументации - это (сознательные или бессознательные) представления субъекта аргументации, порождающие исходные высказывания дерева логической аргументации и обусловливающие их истинность для субъекта. В когнитивном анализе к числу оснований аргументации относятся: а) ценности, б) интересы и в) психологические установки субъекта аргументации. В статье рассматривается процедура порождения основаниями аргументации исходных высказываний. Модель мира - это множество объектов, (сознательно или бессознательно) выделяемых субъектом аргументации в мире и их базисных отношений. Модель мира фиксирует тот срез мира, который субъект или адресат аргументации учитывают при построении своих представлений о мире. Модель мира порождает единичные высказывания, служащие исходными посылками в дереве аргументации. Таким образом, в результате логико-когнитивного анализа получается полностью проанализированная логическая структура аргументации с разбором применяемых субъектом аргументации способов обоснования исходных суждений.

Однако эта модель не справляется с проблемой пробелов в логической аргументации, которые часто не удается восстановить при помощи имеющихся логических средств или восстановление которых обладает значительным элементом произвольности.

Это приводит к более глубокому пониманию взаимодействия различных моделей аргументации в ходе построения системной модели аргументационного процесса. Когнитивная аргументация наряду с функцией обоснования посылок аргументации обладает также функцией заполнения пробелов, т. е. заполняет те переходы между утверждениями, которые не могут быть оправданы при помощи логических средств.

Таким образом, возникает следующая модель взаимодействия логических и когнитивных средств анализа аргументации:

1. Строится дерево логической аргументации: система высказываний обосновывающих главный тезис.

2. Анализируются переходы между данными высказываниями, устанавливаются там, где это возможно, логические связи между выделенными высказываниями.

3. Определяются пробелы в аргументации.

4. Пробелы заполняются при помощи логических средств.

5. Там, где невозможно заполнить пробелы при помощи логических средств, используются когнитивные средства - когнитивные схемы, карты.

6. Когнитивные средства могут выполнять две функции в аргументации: 1) заполнять пробелы в логической аргументации, 2) сокращать процессы аргументации там, где логическая аргументация является слишком длинной для естественно-языкового текста.
8. Такова же может быть функция риторических средств: заполнять пробелы в логической аргументации и сокращать логические выводы.

Риторические приемы (тропы, фигуры), применяемые субъектом в процессе аргументации в рамках системной модели рассматриваются как средства усиления аргументации. Такой подход становится возможным только потому, что ранее логико-когнитивная структура аргументации была рассмотрена как базисная. Усиление аргументации интерпретируется как прагматический фактор, который обусловливает приемлемость для адресата аргументации логического дерева аргументации с когнитивно обоснованными исходными высказываниями и заполненными пробелами. Приемлемость привносит в модель аргументации прагматический момент, соотнося логические, опирающиеся на общезначимость) и когнитивные (опирающиеся на истинность) характеристики аргументации с психологическими характеристиками адресата аргументации. “Приемлемость аргументации” как установление связи аргументации с логической компетентностью, а также с ценностями, интересами, психологическими установками и моделью мира адресата аргументации. В результате построения системной модели аргументации достигается полный анализ аргументации как взаимосогласованной системы суждений, соединенных логическими правилами, с обоснованными исходными суждениями и приемлемой для адресата аргументации. Предлагаемая модель аргументации в статье применяется к реальным философским текстам. Так, Э.С. Золотов применил системную модель аргументации для исследования аргументации в трактате Тертуллиана “De testimonio animae”[7].

О построении логической, когнитивной и риторической подсистем в системной модели аргументации

Логический анализ аргументации в некотором тексте начинается с исследования логической макроструктуры текста [8]. Под логической макроструктурой я понимаю отношения между тезисом и поддерживающими его аргументами. Поэтому анализ макроструктуры распадается на следующие шаги:

1) выделение главного тезиса текста или его фрагмента (если анализируется фрагмент),
2) обнаружение в тексте аргументов, которые поддерживают главный тезис,
3) реконструкция аргументов, которые необходимы для обоснования главного тезиса, но не выражены явно в тексте,
4) упорядочение аргументов по уровням аргументации [9],
5) установление логических связей между аргументами различных уровней и тезисом.

Обычно логическая макроструктура текста может быть представлена в виде дерева, в котором тезис является корнем, а аргументы - узлами, а ребра – логические умозаключения (выводы), связывающие аргументы между собой и с тезисом. Логические связи в традиционной логике называются демонстрацией и бывают трех видов: дедуктивные, индуктивные и по аналогии [10]. В реальных процессах аргументации можно обнаружить связи всех трех видов [11].

Аргументацию нельзя свести к логике. В аргументации посылки логических выводов должны быть истинными. Это означает, что в аргументацию входят когнитивные процедуры признания суждений (аргументов) за истинные. Суждение может быть истинным только в некоторой предметной области. В рассуждениях о предметной области обычно в качестве исходных суждений фигурируют либо некоторые исходные принципы, либо некоторые фактические знания о предметной области, либо некоторые ценностные суждения (суждения, включающие ценности, или связанные с интересами и психологическими установками). Остальные исходные суждения можно рассматривать как комбинацию этих принципов, суждений и фактов. Универсальные принципы и используемые фактические знания о предметной области задаются моделью данной предметной области, существующей в сознании субъекта. Эту модель в дальнейшем мы будем называть моделью мира. Ценностные суждения, входящие в аргументацию задаются принимаемыми субъектом ценностями и имеющимися у него интересами и психологическими установками. Поскольку и интересы и психологические установки являются ценностными представлениями, в данной статье я буду рассматривать только ценности, оставив интересы и психологические установки для дальнейшего исследования.

Таким образом, исходные посылки аргументации задаются, с одной стороны, принимаемыми субъектом аргументации ценностями, а, с другой, существующей в его сознании моделью мира. В дальнейшем мы будем рассматривать ценности и модели мира как средства порождения исходных суждений, истинность которых представляется аргументатору очевидной.

Понятие ценности широко и с давних пор обсуждается в философии. Первой теорией ценностей была, по-видимому, теория идей Платона. В контексте данного исследования понятие ценности интересует нас с точки зрения его связи с теорий аргументации. В исследованиях по теории аргументации мы находим следующее понятие ценности: “… ценность может быть представлена в виде фрейма, который позволяет классифицировать ситуации, давая возможность определять степень их соответствия ценностному фрейму” [12]. Здесь используется понятие фрейма, сформулированное в рамках исследований по искусственному интеллекту для формализации способов представления знаний[13]. Однако в данном определении, собственно говоря, указана только структура, которая может представлять ценности в интеллектуальной системе, но не указан тот видовой признак, который отличает ценности от всех остальных фреймов. К тому же фрейм – это специфическая структура организации информации, предназначенная для использования в искусственных интеллектуальных системах. Чтобы дать более точное определение ценности, попытаемся выяснить основные признаки этого понятия:

1) Ценности принимаются/отвергаются сознательно.

2) Ценности говорят о свойствах или отношениях объектов.

3) Ценности объявляют объекты, обладающие указанным в ценности свойством положительно значимыми, а не обладающими отрицательно значимыми (в другой интерпретации также и безразличными). Исходя из этих характеристик, можно утверждать, что вид мысли (и соответствующая языковая структура), соответствующий ценностям – это абстрактное понятие [14]. Отсюда получается определение ценности: Ценность - это абстрактное понятие, разделяющее предметную область, к которой оно применяется, на два взаимоисключающих класса - положительно значимых и отрицательно значимых объектов.

Ценности порождают оценочные суждения, [15] которые используются как аргументы в процессе аргументации. Оценочное суждение – это простое суждение, предикатом которого является абстрактное понятие, выражающее ценность. Аргументация некоторого тезиса психологически убедительна, если связь этого тезиса с принимаемой ценностью становится очевидной для адресата в ходе аргументации. Предельный случай - обращение к ценностным эмоциям, при котором убедительность достигается одним упоминанием ценности в контексте аргументации. Аргументация начинается с анализа иерархии ценностей адресата и определения тех ценностей, которые имеют отношение к предмету аргументации (например, выбор “ближайшей” ценности).

Логика изучает и классифицирует способы редукции тезисов к ценностям. Если истина является ценностью для адресата, то применимы обычные логические средства, не ссылающиеся явно на ценности. Если же аргументация идет от других ценностей, то применим практический силлогизм, большей посылкой которого является суждение о ценности и его обобщения. В таком случае доказательство - выведение тезиса из суждения о принимаемой ценности, опровержение - выведение из тезиса суждения о неприемлемости ценности, принимаемой адресатом.

Другим видом посылок аргументации являются общие принципы и фактические суждения. И те, и другие в процессах аргументации связаны со структурой сознания (и, шире, психики) субъекта и адресата аргументации. Общий принцип или факт значимы для адресата аргументации только в том случае, если они связаны с тем представлением о мире, которое имеется в его сознании. Для того, чтобы отразить этот аспект аргументации в исследованиях по теории аргументации вводится понятие модели мира[16].

Модель мира - это выделяемое субъектом в предметной области множество представлений (например, знаковых) объектов и их базисные свойства и отношения.

Термин представление объекта означает, что в модели мира встречаются не сами объекты из некоторого фрагмента мира, а их заместители – образы или знаки.

Модель мира отвечает на три главных вопроса:

1) что такое объект? (какие сущности считаются объектами?)

2) каковы основные свойства и отношения объектов?

За образец для более точного определения понятия “модель мира” возьмем понятие “модель” из математической логики. Под моделью понимается некоторое непустое множество с определенными на нем отношениями, предназначенное для интерпретации предложений некоторого языка. Модель - непустое множество объектов, на котором определены свойства и отношения. Свойства и отношения будем называть предикатами.

Будем считать, что мир представляет собой множество объектов, имеющих свойства и вступающих в отношения.

Тогда мир можно представить следующим образом:

М = <D, P1, ... ,Pn, ... >,

где D - множество объектов, а P1, ... ,Pn, ... - множество, возможно бесконечное, предикатов, представляющих свойства и отношения объектов.

Модель мира, как она понимается в исследованиях по аргументации, представляет собой специальный класс моделей, в которых и базисное множество D и свойства и отношения, входящих в него объектов отнесены к субъекту аргументации. Модель мира (V) есть свойственный субъекту способ представления мира (W) т. е. той области, которая служит предметом аргументации.

Модель мира - множество знаков, служащих в сознании субъекта представителями объектов интересующей его области действительности и определенных на них свойств и отношений, известных данному субъекту.

Символически:

Мм = <Z, P1, ... ,Pk>

Элементы Z представляют собой знаки, представляющие объекты из D, а P1, ... ,Pk – некоторое конечное подмножество P1, ... ,Pn, .... Модель мира всегда есть упрощение самого мира, т. е. Мм гомоморфна М. Модель мира представляет собой упрощенный образ мира. Это означает, что модель мира возникает в результате выделения в мире объектов, которые являются базисными для этой модели, а также множества предикатов, характеризующих эти объекты.

Ценности связаны с моделями мира следующим образом: ценности представляют собой некоторый выделенный класс свойств или отношений, которые задают установку субъекта аргументации к любым объектам из области D. Ценность обозначает такое выделенное свойство. Если большинство предикатов, будучи применены к объекту или n-ке объектов из модели мира, дают суждение, которое может быть истинно или ложно, то ценности порождают суждения, которые непосредственно содержат в себе оценку, связанную с тем свойством, которое обозначает ценность.

Ценности, будучи применены к объектам модели мира, порождают оценочные суждения, а остальные предикаты - описательные. Результат применения ценностей к объектам уже содержит в себе оценку, а результат применения других предикатов характеризуется как истинный или ложный, т. е. с точки зрения некоторой другой ценности.

Анализ моделей мира позволяет сформулировать некоторые общие принципы строения этих моделей. Они обычно связаны с выделением базисных отношений и утверждением об универсальности последних. Так, в “Критике чистого разума” И. Канта на основе понятий действительного и возможного опыта конструируется модель мира, а затем в результате ее анализа формулируются универсальные принципы устройства мира, которые служат посылками дальнейших рассуждений [17].

Когнитивный анализ основывается на логическом анализе аргументации и дает ответ на вопрос об обоснованности посылок аргументации, выделенных в реконструированном дереве логической аргументации, при помощи соотнесения с содержания этих посылок со структурой сознания субъекта и адресата аргументации, точнее с принимаемыми ими ценностями и имеющимися у них моделями мира.

На основе логического и когнитивного анализа аргументации проводится риторический анализ, заключающийся в выявлении риторических средств, использованных субъектом аргументации для того, чтобы обеспечить приемлемость логической и когнитивной аргументации для адресата аргументации. В системной модели риторические приемы интерпретируются как средства усиления логической и когнитивной аргументации. Под усилением имеется в виду соотнесение использованных логических и когнитивных средств с особенностями устройства ценностных представлений и модели мира адресата аргументации, выражающееся в увеличении степени приемлемости построенных аргументов для адресата аргументации.